Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относиться к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладел способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Вопросами организации  проблемного обучения занимались М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев. Они считали, что одним из типов развивающего обучения, является проблемное обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность ребенка с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания  учения ориентированы на формирование ребенка познавательной самостоятельной, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_statya_snyatkova.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация как средство формирования навыков

безопасного поведения на дороге

у детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок в большом городе – это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими «радостями» цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. По данным ГИБДД на улицах нашего города ежегодно происходят более 500 ДТП с участием детей-пешеходов.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествия с детьми, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналом светофора, нарушение правил езды на велосипедах, беспечность детей на дороге зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Вместо того, чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременное и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с тридцатых годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнания детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть с собой; отсутствие сознания опасности. Автором было доказано возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности преимущественно со старшего возраста; такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду. Методы  приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко.

Одним из видов обучения, способствующих развитию ребенка, который способен менять самого себя, осмысленно относиться к учению, быть субъектом деятельности является проблемное обучение. Суть проблемного обучения состоит в том, чтобы ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладел способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Вопросами организации  проблемного обучения занимались М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев. Они считали, что одним из типов развивающего обучения, является проблемное обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность ребенка с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания  учения ориентированы на формирование ребенка познавательной самостоятельной, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей. Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация для ребенка возникает, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решить задачу, при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Для организации познавательной самостоятельности ребенка необходимо использовать элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации позволяют научить ребенка самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешения ее.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способностей творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления дошкольника. Элементы проблемного обучения в познании мира направлены на то, чтобы поставить обучаемого в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблем. Помощь и руководство со стороны педагога, состоят не в устранении трудностей, а в том, чтобы готовить ребенка к их преодолению. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта дошкольников, их эмоциональной   сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного, объяснительно-иллюстративного. Оно предполагает не только освоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности дошкольников. Задача воспитателя-создавать для детей условия, в которых бы они обнаруживали новые, заведомо неизучавшиеся знания, решали бы новые незнакомые им задачи, обнаруживали бы способы деятельности, которым их не обучали.

Проблемная ситуация – это по определению А. М. Матюшкина, особый вид мыслительного воздействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта при выполнении им задания, которое требует найти новые, раннее неизвестные субъекту знания или способы действия. Проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности дошкольников. Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.

При столкновении дошкольников с противоречием, они испытывают чувства удивления или затруднения. Для облегчения задачи необходимо развернуть побуждающий диалог – стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие детям сначала осознать противоречие, а затем сформулировать учебную проблему. Сокращенный путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Эта система посильных ребенку вопросов и заданий, которая постепенно приводит его к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания. Основные способы создания проблемной ситуации: сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов (с одной стороны,… с другой,…); анализируются факты,  явления, вопросы, предъявляются задания. Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящее в поиске новых знаний, новых способов действий, поиск – компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а следовательно, нет и творческого мышления. Таким образом, не всякое затруднение вызывает проблемную ситуацию. Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемных ситуаций непосилен для детей на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью и необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы музыкального руководителяХарламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у д...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...