Рабочая программа по приобщению ребенка к исследовательской деятельности детей 6 – 7 лет на 2018-2019 гг.
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа по развитию детей группы от 6 до 7 лет (далее -Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

Целью данной работы является -  формирование основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста ; развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr.issledov._podg._gr._dorab.docx92.04 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                            

                                    г.Тамбова                 «Детский сад «Ивушка»

Утверждено:

решением педсовета

Рабочая программа

по   приобщению ребенка к исследовательской деятельности

 детей 6 – 7 лет на   2018-2019 гг.

Воспитатель: Тарасенко И.В.

2017 г.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию детей группы от 6 до 7 лет (далее -Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 6 до 7 лет общеразвивающей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Ивушка»

 Программа строится на принципе личностно-ориентированного       взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает познавательное    развитие детей.

 Программа  разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

1.2. Целью данной работы является -  формирование основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста ; развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

1.3. Эта цель предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:
- расширять представления детей о физических свойствах веществ и предметов окружающего
мира (твердость, мягкость,  плавучесть, растворимость);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение,
отражение и преломление света);
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических
экспериментов.
Воспитательные: 
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- формировать коммуникативные навыки.
Развивающие: 
- развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими
предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
1.3 Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-

нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет

себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт

развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные

(побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает

регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С

развитием

морально-нравственных

представлений

напрямую

связана

и

возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает

чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и

смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая

самооценка

детей

представляет

собой

глобальное,

положительное

недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием

эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в

эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая

эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С

другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных

проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые

эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия

своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной

регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных

действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если

будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость

и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение

дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом

интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со

взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у

них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при

встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них

дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет

приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся

устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети

продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и

конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в

первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них

есть

все

возможности придать

такому

соперничеству

продуктивный и

конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с

гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов

поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и

культурой здоровья.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные

социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В

игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или

иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя

две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут

вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как

главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и

самостоятельное

использование

двигательного

опыта.

Расширяются

представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом

облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными,

увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок

способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.

По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и

простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений

детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно,

последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он

ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма,

величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается

устойчивость

непроизвольного

внимания,

что

приводит

к

меньшей

отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка

зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее

устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им

непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек

отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче

и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не

похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на

то,

что

увиденное

или

услышанное

порой

преобразуется

детьми

неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются

объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых

фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные

связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При

придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не

только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до

начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,

которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием

обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых

представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия

наглядно-образного

мышления

(например,

при

нахождении

выхода

нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже

в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях

затруднений.

Возможность

успешно

совершать

действия

сериации

классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс

мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед

за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и

явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным

контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).

Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки)

и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно

образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных,

прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще

использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными

связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога

ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы,

понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно

развивается

и

другая

форма

речи

монологическая.

Дети

могут

последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом

развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к

концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и

познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

1.4.Принципы и подходы к реализации Программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

 Психолого-педагогические принципы построения образовательного процесса.

принцип гуманизации  (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, недопустимость осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков);

принцип дифференциации и индивидуализации (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития);

принцип развития (организация воспитательно–образовательного процесса с опорой на зону ближайшего развития каждого ребенка);

принцип психологического комфорта (психологическая защищенность ребенка, обеспечение его психологического комфорта).

Моделирование педагогического процесса осуществляется на основе субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями, при этом педагог ориентируется на социально – личностное развитие ребенка, позитивное отношение его к окружающему миру, интенсивное интеллектуальное и творческое развитие.

        Построение образовательного процесса на интегративной основе должно обеспечивать решение задач:

обеспечение целостности образовательного пространства;

реализация творческих возможностей дошкольника в соответствии с их интересами и способностями;

развитие коммуникативных умений;

развитие познавательного интереса и активности (актуализация опыта реальной жизни);

формирование основ самосознания и устойчивых ориентаций, гуманного отношения к окружающему миру, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Подход в организации планирования воспитательно - образовательной работы с дошкольниками, основанный на принципе интеграции образовательных областей, подразумевает планирование образовательной деятельности по единым лексическим темам, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Для реализации данного вида деятельности разработан тематический календарь на основе значимых дат и важных событий.

1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.6 Система  педагогической диагностики

Система педагогической диагностики  обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей по освоению основной образовательной программой ДОУ, позволяет осуществлять оценку динамику их достижений. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержи ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности создают диагностические ситуации, бесед с родителями, анализа продуктов детской деятельности, что представляет собой низкоформализованные методы оценки.

 Диагностические методы

- наблюдение проявлений ребенка в деятельности;

-общение с другими субъектами педагогического процесса;

- свободные беседы с детьми;

- анализ продуктов детской деятельности;

- специальные диагностические ситуации.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей.

 2.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности по освоению детьми

           Поисково-исследовательской деятельности.

Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательноисследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в
исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия,
формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки
предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему
сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности,
применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его
ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать
свои предположения, представлять совместные результаты познания.
4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания
ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных
отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений
взрослых и детей.
6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих
достижений, чувства собственного достоинства.
7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданскопатриотические чувства.
9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых
национальных особенностях людей.
10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны,
формировать начала гражданственности.
11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

2.1.2.  Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится
впечатлениями.
Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в
соответствии с собственными замыслами.
Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,
моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов,
осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —
сходство.
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их
проявления, изменения во времени.
Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к
жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях,
личных предпочтениях и планах на будущее.
Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и
многообразию народов мира.
Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя
действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны.
Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об
истории города, страны.

2.1.3.Формы, способы, методы и средства познавательного развития

Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:

- познавательные эвристические беседы;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная и конструктивная деятельность;

- экспериментирование и опыты;

- музыка;

- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);

- наблюдения;

- трудовая деятельность;

- праздники и развлечения;

- индивидуальные беседы

 

2.1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой

1.     Наглядные

- наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);

-  рассматривание картин, демонстрация фильмов

2.     Практические

- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия) подвижные игры, творческие игры);

- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);

- элементарные опыты

3. Словесные

- рассказ;

- беседа;

- чтение

2.1.5.Особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.

 Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

  Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

 Познавательно-исследовательская деятельность Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

2.1.6. Особенности взаимодействия с педагогами.

- взаимодействие с воспитаттелями;

- взаимодействие с психологом.

2.1.7.  Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

  • Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях
  • Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
  • Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
  • Помочь родителям создать условия для развитию организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
  • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей  со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

                  Учебно-тематический план.

Месяц,

недели

№занятия

п/п

Тема

         Задачи

Кол-во занятий

                          Живая природа. Растения : дыхание, питание, развитие.(2 занятия)

1.

Растения, как живые

Организмы. Куда тянутся корни.

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды

1

2.

Растения, как живые

Организмы. Запасливые растения

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

     1

Характерные особенности факторов внешней среды (3занятия)

   Сентябрь (4)

3.

          Где самое жаркое лето.

 Почему в пустыне мало воды.

Определить, где самое жаркое лето.

Объяснить некоторые особенности климатических зон Земли.

1

4.

Лес – защитник и лекарь

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне

1

Неживая природа. Магнит Магнетизм(3 занятия)

Октябрь(5)

5.

Змля - магнит

Выявить действия магнитных сил Земли.

     1

6.

Полярное сияние

Показать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

1

7.

Необычная картина

Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

               1

                          Теплота. Теплопроводность(1 занятие)

8.

Горячо - холодно

Объяснить изменеие объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.

1

Камни(1 занятие)

9.

Камни бывают разные

Закрепить знания детей о разнообразии мира камней; познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользой в жизни человека; развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображене, сособствовать развитию умения обследовать предметы; воспитывть уважительное отношение к неживой природе, желение помочь кому-либо в трудную минуту.

1

меньше), что для горения нужен кислоод.

Кристаллы(1 занятие)

Ноябрь(4)

10.

Выращивание кристаллов

Уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества, которые растворяются в воде, закрепить у детей умение фильтровать воду при помощи бумажных фильтров, познакомить детей с понятием «кристалл», учить детей в бытовых условиях выращивать кристалл из поваренной соли, развивать умение делать выводы и умозаключения.

1

                       Вода (свойства воды)- (4 занятия)

11

 Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

1

12.

 Изменение объема жидкости

Выявить изменение объема жидкости при замерзании

1

13.

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

                  1

14.

Фильтрование воды

Познакомиться с процессами очистки воды разными спопобами.

1

                                                  Воздух. Свойства воздуха.(6занятий)

Декабрь(4)

15.

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

 1

16.

Соломенный буравчик

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

   1    

17.

Свечка в банке

Выявить , что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится

   1

18.

Как задуть свечу из воронке

Выявить особенности воздушного вихря.

 1

Январь (4)

19.

Крепкий спичечный коробок

Определить упругость воздуха.

   1  

20.

Сухим из воды

Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объем.

  1

                         Электричество (статическое).(2 занятия)

21.

Как увидеть молнию.

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

       1

 

Февраль (4)

22.

Лампочка светит.

Понимать принцип работы электроприбора

      1

 

                            Притяжение(3 занятия)

23.

Как увидеть притяжение

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

1

24.

Почему легче

Выявить случаи проявления невесомости

1

25.

Как дождинки

Представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

1

Март (4)

                                            Март (4)

                                            Звук(6 занятий)

26.

 Как быстрее

Выявить особенности передачи звука на расстояние ( звук быстрее распростраяется через твердые и жидкие тела)

1

27.

 Звуки в воде.

Заявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее  распространяется через твердые и жидкие тела)

1

28.

 Спичечный телефон

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

1

29.

 Почему комар пищит , а шмель жужжит

Вявить причины происхождения высоких и низких звуков.

1

30.

 Поющая струна.

Закрепить причины происхождения высоких и низких звуков.(частота звуков).

1

Апрель(5)

31.

 Как видят летучие мыши.

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

1

                                             Свет(4 занятия)

32.

Передача солнечного зайчика.

Дать понятие,  как можно многократно отразить свет и изображениепредмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть.

      1

33.

 Разведчики.

Дать понятие, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. видеть его там, где его не дролжно быть.( закрепление)

1

34.

Разноцветные огоньки.

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

1

       Май(4)

35.

 Волшебный круг

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии 7 цветов спектра.

   1

                                                               Космос (2 занятия)

36.

Далеко-близко.

Познакомить детей с тем, что удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

1

37.

Чем ближе, тем быстрее.

Узнать. Как расстояние до солнцавлияет на время вращения планеты вокруг него.

1

                                                  Рукотворный мир(1 занятие)

38.

Автомобиль будущего

Активно проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи. Самостоятельно придумывать и осуществлять замыслы.

   1

4. Методы и приемы, используемые в процессе  

                   реализации программы.

Приемы организации детей в процессе организации детей:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

-  включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций.

Приемы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактическиз средств;

- пояснение, разъяснение с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

  Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, используя результат опытов. Притакой форме работы ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

   Обучение по программе состоит в  систематизации, углублении , в осознании связей и зависимостей.

                           5. Формы контроля.

    Образовательная деятельность является двусторонней, т.е. в ней участвуют педагог и ребенок. В этой связи необходимо систематически  получать обратную информацию о состоянии развития личности и четко и грамотно разработав  контрольно-оценочную деятельность.

    Для полноценной реализации данной программы используются следующме формы педагогического контроля:

- текущий ( используется  посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе заятий);

- промежуточный (дидактические игры, наблюдения, эксперименты, опыты проводятся после освоения каждого блока программы);

- диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

            6. Итог реализации программы.

Итогом реализации программы является  занятие: « Мир бумаги».

Итогом реализации прогрммы в работе с родителями являются.

- анкетирование на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома;

- консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников;

- рекомендации: «Поэкспериментируйте с ребенком дома»;  

                          7. Взаимодействие педагога с родителями.

-  Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

 Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

  – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

 – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

                                      8. Организация предметно-развивающей среды.

                    Центр развития

                Материалы и оборудование

                    Умный дом

Интерактивный стол, ноутбук.

Микроскоп.

Аквариум.

Чайник.

Магнитные таблицы климатических зон.

Комнатные растения: герань, бегония, хлорофитум, фикус; книги; настольные игры

Различные по величине емкости,  спички, тарелочки, свечи, лупы, пинцет, фонарик, воздушные шарики, иголка, ткань, бумага, картон, пластмасса, стекло, оргстекло, металлические крышки, предметы из дерева, медная проволока, поролон, деревянные линейки, скрепки, металлические опилки, песок, вертушка, термометры, часы, шприцы, пробирки, стеклянные палочки, нитки, расчески, зеркало, пробки, бокаллы на ножке, ксилофон, металлофон, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, краски, ножницы, глобус, магниты, зеркала, ведерки, маленькие мячики, камешки, шишки, монеты, емкости для льда.

     

 

 9. Список литературы.

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.ТЦ.: «Сфера», 2001г.

2 Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Метода. Воронеж 2014.

Анкета
«Отношение  родителей к поисково-исследовательской активности детей».
1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются
экспериментальной деятельностью?
• да;
• нет;
• не знаю
2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в
детском саду дома? Если да, то, как часто?
• часто
• редко
• всегда
• никогда
3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего
ребенка? В чем?
• экспериментирует самостоятельно
• просит помощи родителей
4. С какими предметами и материалами любит
экспериментировать Ваш ребенок? _______________________________________________                  
5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной
деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? __________________________________
• считаю нужным
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента,
делится ли он с вами своими открытиями?
• да
• нет
• иногда
7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по
вопросу экспериментальной деятельности?



Спасибо за сотрудничество!

Рекомендации по «организации развивающей среды в
семье для познавательной активности детей»
Источником воспитания ребѐнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдѐт ли потенциальная можность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально- психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный
источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые требности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребѐнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребѐнок сможет сам избрать способ решения и ценить сделанное как удачное или нет.
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребѐнком.
- Говорите с ребѐнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребѐнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребѐнка и никогда не смейтесь над ими.
- По возможности путешествуйте с ребѐнком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребѐнка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребѐнком в музеи.

- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность
ребѐнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте
условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребѐнком.
В развивающую (домашнюю) среду можно включить:
-измерительные и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы
реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- былины, мифы, легенды;
-часы настенные и календарь;
-настольно-печатные игры – лото, пазлы;
-настольные игры – домино, шашки, шахматы;
-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые елки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Организация интересной совместной деятельности способствует
установлению более продуктивных контактов между родителями и
детьми, даѐт возможность выработать новые формы и иные нормы
совместных действий, а также критически оценить собственный стиль
взаимодействия с ребѐнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуем провести дома с детьми:

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в    специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты используются для  ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести

со своими детьми дома.

 «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Ладушки» для развития связной речи средних дошкольников на 2018-2019 учебный год

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее активный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу позна...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) №11 на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6лет) №11 на 2018 – 2019 учебный год...

Рабочая программа по сотрудничеству с родителями воспитанников старшей ясельной группы на 2018-2019 учебный год

     Родители – главные воспитатели своих детей. Дошкольное учреждение призвано только помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Далеко не все семьи в п...

Рабочая программа старшей группы "Малинка" МДОАУ ЦРР-д\сад "Фантазия" на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа старшей группы "Малинка" МДОАУ ЦРР-д\сад "Фантазия" на 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней группы «Ручеек» (от 4 до 5 лет) на 2018 – 2019 учебный год

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативн...