Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».
методическая разработка (старшая группа)

Глыздова Наталья Леонидовна

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_odarennye.docx166.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик» п. Голынки

Перспективный план работы

в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада 

«Одарешка».

Программа разработана творческим коллективом МБДОУ детский сад «Колокольчик» п. Голынки

 (Принята на заседании педагогического совета ДОУ. Протокол № 1 от 31.08.2017 г. Утверждена: приказ № 99 от 31.08.2017г.)

        

Центра Дошкольного Образования «Одарешка»

        Автор- составитель: Глыздова Н.Л, воспитатель ДОО

        

Основные тезисы Программы ДОУ «Одарешка»

Актуальность: «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одаренностью». Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в дошкольном детстве.

Противоречия:

  • между необходимостью раскрытия индивидуальных способностей ребенка и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей;
  • между приоритетной ролью взрослого в раскрытии индивидуальных способностей дошкольника и недостаточной профессиональной компетентностью  педагогов;
  • между необходимостью индивидуального подхода в становлении самостоятельности и инициативности  одаренного ребенка и недостаточной разработанностью  педагогических технологий

Проблема: создание условий для выявления, развития способностей и талантов детей в условиях дошкольного учреждения

Идея изменения: создание системы раннего выявления и сопровождения одаренных детей в условиях ДОУ; разработка современных технологий организации работы с одаренными детьми

Цель:

создание благоприятных условий для развития способностей, талантов детей дошкольного возраста через оптимальную образовательную структуру Центра

Задачи:

создать  систему  выявления и сопровождения одаренных детей в условиях ДОУ; разработать и внедрить в образовательную практику детского сада современные технологии организации работы с одаренными детьми; повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов по индивидуализации образовательного процесса.

Концептуальные основания деятельности:  

одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

Основное содержание деятельности  по Программе:

  • разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника,  выявления способностей и одаренности;
  • создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;
  • освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;
  • разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в ДОУ; повышение квалификации педагогических работников через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня;
  • обобщение и распространение педагогического опыта;
  • просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Планируемый результат изменений

  • на уровне ребенка: выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; психологический комфорт и защищенность; успешность на следующей ступени образования;
  • на уровне педагогов: рост профессионального мастерства; овладение современными педагогическими технологиями; призовые места в профессиональных  конкурсах;
  • на уровне семьи: рост педагогической компетентности; удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ;

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

  1. Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
  2. Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
  3. Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
  4. Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
  5. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности,        а        не        принятие        готовых;
  6. Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
  7. Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ- средства, возможность разнообразного их использования детьми);

  1. Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
  2. Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
  3. Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Формы работы с одарёнными детьми:

*групповые занятия;

*конкурсы;

*интеллектуальные игры;

*участие в олимпиадах;

*презентации;

*работа по индивидуальным планам;

*исследовательская деятельность;

*исследования динамики развития.

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике (приложение №1). Также можно провести исследование одаренных детей в условиях детского сада (приложение №2).

 

Индивидуальный план работы с одаренными детьми.

В содержание образования включаются игры, способствующие овладению ребенком действиями замещения, наглядного моделирования, формирования определенных структур логического мышления.

                 

Перспективный план работы с одарёнными детьми.

        

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА

ПРОВЕДЕНИЯ

СРОК

1.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Педагог - психолог

сентябрь

2.

Изучение интересов и наклонностей детей, индивидуальные беседы.

Анкетирование, собеседование.

октябрь - ноябрь

3.

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Практические занятия

в течение года

4.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

8.

Диагностический инструментарий

Проведение диагностик

в течение года

9.

Конкурсы «Супер – УМ», «Знаток – Дошколенок», интеллектуальные игры.

в течение года

10.

Исследовательская деятельность.

март

11.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

12.

Работа с родителями.

в течение года

13.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых дошкольников.

в течение года

14.

Подведение итогов работы с одаренными детьми.

Мониторинг.

Составление плана на следующий учебный год.

май

                                      Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, психологи, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

*Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

*Создание        благоприятной        психологической атмосферы         в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

*Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

*Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

1. Анкета для родителей «Изучение познавательной потребности дошкольника» (приложение №4).

2. Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

3. Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Приложение№1

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа.

Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения.

Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  2. Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
  4. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. 5.Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за
  5. лепкой и рисованием.
  6. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  7. Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. 10.Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  10. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  11. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  12. Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  13. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  14. Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  15. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  16. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  17. Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  18. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  19. Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  20. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  21. Легко общается с детьми и взрослыми.
  22. В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  23. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 25.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
  24. понятиями.
  25. Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  26. Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие. 28.Инициативен в общении со сверстниками.
  27. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  28. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

Лист ответов

(Фамилия, имя ребенка)

(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Обработка результатов:

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

*интеллектуальная;

*академических достижений;

*творческого, продуктивного мышления;

*общения и лидерства;

*художественная;

*двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс – минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Приложение№2

Исследование одаренных детей в условиях детского сада

5 этапов:

- Диагностика развития речи с помощью методики «Словарная мобильность» (В.В.Клименко);

- Определение уровня развития творческих способностей с помощью методик В.В.Клименко «Как спасти зайку» и «Солнце в комнате»;

- Определение уровня развития воображения детей с помощью методики «Придумай рассказ» (Р.С.Немов);

- Выявление силы развития природной памяти с помощью методики «Диагностика природной памяти» (Л.В.Черемошкина);

- Определение уровня развития любознательности с помощью методики «Сказка» (Н.И.Гуткина).

Методика «Словарная мобильность»

Методика включат 6 заданий:

Задание А. Придумай как можно больше слов на букву «С».

Время выполнения – 1 мин.

Обработка данных: 6-7 слов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.

Задание Б. Подбери рифму.

Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол – гол. Они звучат, похоже, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше таких слов, которые с ним рифмуются. Слово это будет «день» («каша», «вой»)».

Время работы с одним словом – 1 мин.

Обработка данных: тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы, по меньшей мере, для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание В. Как будет называться маленький предмет?

Мяч – мячик; рука - …; солнце - …; трава - …; плечо - …; ухо - …; таз - …. Обработка данных: 6-7 баллов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.

Задание Г. Если предмет сделан из …, то какой он?

Железо - …; дерево - …; снег - …; пух - …; бумага - …;

Обработка данных: 4-5 баллов – высокий уровень; 2-3 – средний; 1-0 – низкий.

Задание Д. Как называется человек, который … (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)?

Обработка данных: 6-7 баллов – высокий уровень; 4-5 – средний; 2-3 – низкий.

Задание Е. Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву Д, сразу хлопнешь в ладоши».

Слова: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Обработка данных – подсчитываем количество правильно выполненных хлопков: безошибочное выполнение – высокий уровень; 1-2 ошибки – средний; 3 и более ошибки – низкий.

Методика «Как спасти зайку»

Направлена на оценку способности превратить задачу на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Процедура проведения: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика:

«Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны,

и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных: в ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по 3 – балльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, с помощью которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. Оценка – 3 балла.

Методика «Солнце в комнате»

Предназначена для выявления способностей ребенка к преобразованию

«нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Для проведения потребуются: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Процедура проведения: Педагог – психолог, показывая ребенку картинку, говорит:

«Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» По ходу перечисления деталей (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) озвучивается следующее задание: «Посмотри, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник что – то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».

Пользоваться карандашом ребенку необязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных осуществляется по 5 – балльной системе:

балл- отсутствие ответа непринятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно»);

балла – формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко);

балла – содержательное устранение несоответствия: простой ответ – нарисовать в другом месте («солнышко на улице»);

балла - содержательное устранение несоответствия: сложный ответ – переделать рисунок («сделать из солнышка лампу»);

баллов – конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, - «картинку сделать» «нарисовать окно»,

«посадить солнышко в рамку» и т.д.).

Методика «Диагностика природной памяти»

Для поведения понадобятся: карточка с фигурой, состоящей из трех пересекающих линий, карандаши, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеечек размером 10х15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

Процедура проведения: Ребенок садится за стол, перед ним кладется чистый лист бумаги и карандаш. Инструкция педагога – психолога: «Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз, и буду показывать до тех пор, пока не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что сейчас покажу карточку, я буду предупреждать словом «Внимание!». После того, как я уберу карточку, ты можешь начать рисовать».

Ребенок после каждого показа карточки рисует на новом листе бумаги. Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены: приблизительные размеры фигуры; ее наклон; количество линий и число их пересечений.

Обработка результатов: чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться произведению 2 секунд и количества показов карточки:

*на запоминание потребовалось 10 секунд и менее – это говорит о сильной природной памяти;

*от 12 до 30 секунд – природная память средней силы;

*более 32 секунд – сила природной памяти ниже среднего.

Методика «Сказка»

Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

При обработке данных фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, даже если желает послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

Уровень развития речи

Имя ребенка

ЗАДАНИЯ

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень развития творческих способностей

Имя ребенка

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

методика «Как спасти зайку»

методика «Солнце в комнате»

1

2

3

4

        

Сводная таблица результатов исследования по трем методикам

Имя ребенка

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

уровень развития воображения (методика

«Придумай рассказ»)

уровень развития природной памяти

(методика «Диагностика природной памяти»)

уровень развития любознательности (методика «Сказка»)

1

2

3

4

5

Сводная таблица результатов исследования

Имя ребенка

НОМЕР МЕТОДИКИ, СООТВЕТСТВЕННО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ

1

2

3

4

5

6

Приложение№3

Примерные варианты задач на развитие логического мышления

Задача 1.

Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.

Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

+

дом с окнами, но без трубы

+

дом с трубой, но без окон

-

-

Ответ.

Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача 2.

Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии»,

  • заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова? Решение.

Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

Рыжов

-

«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

Белов

-

-

Рыжов

-

Решение.

У Рыжова черные волосы.

Фамилия

Цвет волос

черный

белый

рыжий

Чернов

-

+

-

Белов

-

-

+

Рыжов

+

Задача 3.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача 4.

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача 6.

У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача 7.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача 9.

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача 10.

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать).

Задача 11.

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

*Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

*Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

*Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

*Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

*Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

*Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

*Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

*Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

*Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).

*Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

*Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.

Занимательные вопросы. 1.Сколько ушей у трёх мышей? 2.Сколько лап у двух медвежат?

  1. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
  2. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  3. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  4. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
  5. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
  6. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

- На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

  • Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
  • На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
  • На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
  • На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
  • Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
  • Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
  • Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка). Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 2. «Составь фигуры».

Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4

треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

  1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.

Сколько стаканов стоит на столе (3).

  1. В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
  2. Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?

Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов. Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года; если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?

Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли. Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?

Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5; если дали росток две горошины, то не дали 4; если дали росток три горошины, то не дали 3; если дали росток четыре горошины, то не дали 2; если дали росток пять горошин, то не дала 1; иначе все горошины взошли.

Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?

Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3; если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2; если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.

Анкета для родителей и педагогов


Приложение №4

«Изучение познавательной потребности дошкольника»

Уважаемые родители (воспитатели)! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Необходимо прочитать вопрос и обвести кружком цифру, соответствующему Вашему ответу.

  1. Как часто ребенок, занимается какой – нибудь умственной работой:

А) постоянно – 5; Б) иногда – 3;

В) очень редко – 1.

  1. Что предпочитает ребенок, когда ему предлагаю загадку:

А) помучиться, но самому найти ответ – 5; Б) когда как – 3;

В) получить готовый ответ от других – 1.

  1. Попросив прочитать книгу, дослушивает ли ребенок ее до конца:

А) постоянно слушает до конца – 5; Б) не всегда слушает до конца – 3; В) редко – 1.

  1. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением:

А) очень эмоционально – 5; Б) когда как – 3;

В) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) – 1.

  1. Часто ребенок задает вопросы:

А) часто – 5; Б) иногда – 3;

В) очень редко – 1.

  1. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос:

А) да – 5;

Б) не всегда – 3; В) нет – 1.

  1. Присутствуют ли в речи ребенка вопросы – цепочки, когда за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к той же теме:

А) да, довольно часто – 5; Б) когда как – 3;

В) не наблюдалось – 1.

Список литературы:

  1. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). – М.: Новая школа, 1995. – 64 с.
  2. Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991
  3. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...

Программа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к кото...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...