Воспитание дошкольников через словесное творчество
консультация

Каширина Ирина Александровна

Восптание дошкольников через словесное творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание дошкольника через словесное народное творчество.        

  В дошкольном возрасте происходит процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Богатейший русский язык открывается перед ним в  различных произведениях устного народного творчества. Разговорный язык  и устное народное творчество переплетаясь,  оказывает особое влияние на ребенка. Это влияние сильнее там, где произведения народного творчества вплетены в живой разговорный язык. Обычно это семья. Окружающие ребенка люди употребляют пословицу или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их применять.

Словесное русское народное творчество заключает в себе  большие поэтические ценности. Припевками, прибаутками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно маленьких, в те моменты, когда надо привлечь их внимание, успокоить, развеселить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом. Здесь русское народное творчество незаменимо. Оно делает обычные бытовые процессы  в жизни ребенка наиболее интересными. Существует группа игр с детьми раннего возраста, основанных на русском народном творчестве и направленных на развитие движений. Речевое начало этих игр очень ярко, их можно назвать первым приобщением ребенка к культуре своего родного языка. Сюда относятся классические «ладушки-ладушки», «сорока-белобока», «пальчик-мальчик» и другие.

Поговорками и пословицами являются краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем.  В русском языке они сложились  на основе жизненного народного опыта. Обращенная к детям пословица открывает некоторые правила поведения, моральные нормы. Поэтому пословицу следует употреблять в момент, когда есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства. Например, пословицу  «Поспешишь – людей насмешишь» следует применить на занятии продуктивной деятельности.

Загадки в работе детского сада получили особое признание. Все понимают, что доступная для понимания ребенка загадка является полезным упражнением для его ума. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств и признаков. Народные загадки раскрывают особенности  родного языка и его образов, приучают к острой живой мысли. Они не только развивают ум и язык, но и поэтизируют перед ребенком окружающий мир.

Заучивание и произношение скороговорок составляет  одно из интересных занятий для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми надо овладеть, особенно часто наблюдаются в возрасте от двух до шести лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок. Е.И. Тихеева писала: « Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих хорошо функционирующим голосовым аппаратом. Детям с неповоротливым языком скороговорки полезны как гимнастика речи». (Е.И.Тихеева «Развитие речи детей». «Просвещение», 1967, стр.121))

Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию народная сказка, доступна маленькому ребенку, близка его мышлению и представлению.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого волка, Иванушки-дурачка и других – входят в жизнь детей, раскрывая перед ними в доступной форме понятие добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную правду жизни в форме сказок.

Таким образом, мы смело можем утверждать, что русское словесное народное творчество есть незаменимое средство воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.

Список  литературы:

Куприна Л.С. Приобщение детей к истокам русской  народной культуры. – М., «Детство-Пресс», 2015г.

Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики. – М., «Образование», 2010г.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., «Просвещение», 1972г.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., «Просвещение»,  1967г.

Бойчук И.А. Ознакомление детей с русским народным творчеством. – М., «Детство-Пресс»,  2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ через словесное творчество

" Человека нельзя "сделать",  "произвести", "вылепить",...., но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность,...через механиз этой самой его деятельнос...

"Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством"

Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках заключается народная мудрость,...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой. Природа- ребёнок- творчество».

Статья по теме:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через общение с природой.       Природа- ребёнок- творчество»....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...

Экологическое воспитание дошкольников через творчество с использованием природного материала

Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспит...

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"...