Опыт работы по самообразованию «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Селезнева Галина Дмитриевна

 

Опыт работы по самообразованию:

 «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rabotyza_2019uchebnyy.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

Опыт работы по самообразованию

 «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Выполнила: воспитатель Селезнева Г.Д

2018-2019 уч.год

ВВЕДЕНИЕ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В нашем ДОУ тоже существует проблема по развитию речи, т. к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектом речи, косноязычием. Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач.

Одним из таких видов является театрализованная деятельность. Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкатерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, тестопластики, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. В гости приглашаются логопед,  музыкальный руководитель. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

2. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

3. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

4. Изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей.

Анализ психолого-педагогической литературы

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Ф. А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов» [27, с. 64]. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения.

Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Тихеева, Г. М. Лямина, М. И. Попова и другие.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Анализируя программу развития речи О. С. Ушаковой [29] можно отметить, что в работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Программа развития речи В. В. Гербовой [7] предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие речевых навыков.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие задачи детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Описание опыта работы

Изучив материалы и рекомендации ведущих специалистов по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности, я решила это использовать в своей группе.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Я проводила театрализованные игры, которые представляют разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Взяв, на себя роль героев литературных произведений дети становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

В своей работе я наметила, основные направления развития театрализованной игры:

• постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре драматизации.

В своей группе я использую следующие ступени работы:

• Игра имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик видел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная игpa импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая.», «Заинька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель. Например: 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами».

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три. медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов Фигурки пальчикового театра мы начинаем использовать в совместных импровизациях на заданные темы.

На занятии по развитию речи я читаю детям художественное произведение, рассматриваю с ними иллюстрации.

Затем дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагаю коллективным проигрыванием этюдов.

Далее я провожу цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т. д.).

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму. На заключительном занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала.

По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере досуге. Здесь мне отводится роль зрителя.

Как уже отмечалось, репертуар игр драматизаций зависит от возраста детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материалом для игр драматизаций в группе (2-3 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи.

Затем, предлагаю драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог вместе со мной.

К концу года в младшей группе драматизируем небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. Я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. Ведь всё также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги-раскладушки, книжки-малышки. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. Играм с детьми они предпочитали уединение. Успокоить их помогали яркий персонаж Петрушки из кукольного театра, веселая потешка или песенка. Переключив на них внимание, ребята забывали о плохом настроении, включались в общение с кукольным персонажем, а затем и с детьми.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики. Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами. Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному. Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театральной деятельности с детьми. Раскрывала содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки я показывала и проговаривала. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев. Более активные дети сразу включились в эти игры. Переодевшись в костюм сказочного персонажа, изображали его перед зеркалом и детьми группы, передавая характерные движения, интонацию, мимику. И это очень здорово у них получалось. Постепенно остальные ребята втянулись и полюбили играть в минипостановках. Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволили добиться высоких показателей. На собраниях я познакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показала приемы массажа, пальчиковые игры. Родители проявили заинтересованность и предложили изготовить маски, костюмы, красочно оформили фигурки персонажей по сказке «Колобок».

Результатом нашей театрализованной деятельности были постановки для родителей и детей другой группы по сказкам «Колобок», «Теремок» и «Репка». Чем чаще мы показывали спектакли, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней выступали дети. Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

В моей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время. Мной был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Я разработала этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Я считаю, что выбранная тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Опыт работы по теме: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке»

«В младшем возрасте ребенок учится мыслить, учась говорить, но также совершенствовать свою речь, учась мыслить».Е.И. Тихеева Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения,...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

План работы по самообразованию Тема «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Повысить собственную профессиональную квалификацию по развитию речи у детей....