Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
консультация

Каберова Вероника Евгеньевна

Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.

Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время педагогическому и медицинскому коллективам ДОУ следует максимально использовать для укрепления здоровья и закаливания организма. Для этого необходимо разработать здоровьесберегающую систему, с учетом изменившихся условий в каждом дошкольном учреждении города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_leto.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Старший воспитатель:

Каберова В.Е.

Методические рекомендации

«Организация летне-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

 1. Организация физкультурно - оздоровительной работы.

           Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.

Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время педагогическому и медицинскому коллективам ГОУ следует максимально использовать для укрепления здоровья и закаливания организма. Для этого необходимо разработать здоровьесберегающую систему, с учетом изменившихся условий в каждом дошкольном учреждении города.

Организация подготовительной работы.

          С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в условиях летнего режима. Для этого педагогическому и медицинскому персоналам следует провести подготовительную работу.

Педагогам необходимо разработать для каждой возрастной группы:

-  режим дня;

-  расписание занятий (включив двигательную, музыкальную, художественную деятельности).

Медицинскому персоналу рекомендуется:

- осмотреть всех детей, выделив тех, которые нуждаются по состоянию здоровья в особом режиме, усиленном питании;

- разработать систему закаливания, учитывая условия, состояние здоровья детей в каждой возрастной группе

Воспитание культурно - гигиенических навыков.

              Для успешного воспитания навыков культуры гигиены у детей (особенно в летнее время) педагогам и родителям необходимо напомнить эти правила и особенности их формирования в разных возрастных группах. Важно добиваться, чтобы выполнение правил личной гигиены было постоянным и естественным делом каждого ребенка.

В младшем возрасте необходимо использовать дидактические игры, соответствующего содержания, песенки - потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки. Кроме этого необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик и др.). В старшем возрасте необходимо давать разнообразную информацию о личной и общественной гигиене: Как надо беречь свое здоровье и тело летом? Как предупредить простуду? Как оказать помощь себе и другим детям (при ушибе, ссадине, укусе осы, пчелы)? Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физической культурой? Как надо себя вести у воды, в лесу? Педагогам рекомендуется использовать приемы, стимулирующие ребенка к действию: создавать проблемные ситуации, упражнять в выполнении разных практических действий, экспериментировать. Можно организовать и провести развлечение на тему: «Праздник песка и воды» или «Прекрасное и удивительное вокруг нас», или «День добрых дел». Однако надо помнить, что наиболее действенным средством воспитания культуры гигиены для детей дошкольного возраста является образец взрослого.

          Вся информация дается детям в повседневной жизни, а закрепляется на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, экологическому образованию, трудовому воспитанию, игровой деятельности. В содержание целесообразно включать краткую беседу, обыгрывание ситуации, прослушивание и заучивание песен и сценок, отрабатывать технику выполнения движений и упражнений. Следует помнить, что успех дела будет зависеть не столько от специально организованных занятий (их количество минимальное) сколько от умело использованных возникающих педагогических ситуаций, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, а самое важное действовать. Необходимо помнить - задача педагога не только дать детям знания, а главное воспитать у них желание и сформировать навык быть аккуратным и здоровым.

Закаливание.

          С целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным природным условиям в летнее время следует уделить особое внимание организации и проведению закаливающих процедур. Лето – самое благоприятное время для проведения закаливания. В каждой возрастной группе следует разработать свою систему закаливания.

           Начинать проведение любой процедуры можно только со здоровыми детьми. Все рекомендации педагогам и родителям обязан дать медицинский персонал.

           Максимальное пребывание детей на свежем воздухе – это процедура укрепляет органы дыхания, усиливает кровообращение, повышает аппетит, положительно влияет на работоспособность детей. Одежда детей должна быть легкой, не стеснять их движения, одновременно защищать от ветра и солнечных лучей, на голове должна быть панама или легкая кепка.

      Во время прогулки в летнее время рекомендуется принимать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Продолжительность первых процедур не более 10-15 мину, постепенно она увеличивается до 30 минут. В безветренные дни некоторые дети (показатели определяет врач) старшего возраста могут весь день проводить на воздухе в трусах, одеваясь лишь при изменении погодных условий. Воздушные ванны рекомендуется проводить, сочетая с режимными моментами, которые проводятся в движении (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и т. д.).

          Солнечные ванны действуют сильнее, чем воздушные, поэтому использовать их надо с большой осторожностью (после консультации с врачом). Продолжительность их должна быть различной в зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенка. Принимать ванны нужно один раз в день, через 1 – 1,5 часа после еды, лежа или в движении. Лучшим временем для приема солнечных ванн считается 11 – 11.30. часов. Солнечные ванны хорошо сочетать с воздушными.

Босохождение  является эффективным средством закаливания, а также средством формирования свода стопы. В летнее время ходьба босиком проводится по хорошо очищенному грунту, траве, гравию, песку. Эту процедуру нужно начинать проводить в жаркие дни. Первые процедуры 2-3 минуты, постепенно время увеличивается до 10-12минут. Для детей 5-7 лет хорошо проводить босиком утреннюю гимнастику.

 Закаливание водой.

       Наибольший оздоровительный эффект создается при использовании водных процедур в повседневной жизни, при формировании навыков личной гигиены: умывание холодной водой после сна, мытье рук после туалета; прогулки; перед едой; полоскание рта и горла после каждого приема пищи (кипяченой водой комнатной температуры). Специальные закаливающие процедуры водой назначаются для каждой группы медицинскими работниками. Это могут быть: местное влажное обтирание, обливание, хождение по влажной ткани, уложенной на массажный коврик, купание в летнем бассейне. Купание в открытых водоемах и обливание детей, как закаливающие процедуры следует рекомендовать проводить родителям. Методика проведения специальных водных процедур дается медицинскими работниками.

 Двигательный режим. 

      Летом условия особенно благоприятные для работы по развитию движений. Вопросы правильного руководства и выбор наиболее педагогически обоснованных форм - вот вопросы, которые должны занимать воспитателя и воспитателя по физической культуре. Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать: подвижная игра, игровые упражнения, игры - забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения, Педагогам следует отдать предпочтение тем играм, которые являются занимательными, способными своим содержанием увлечь ребенка, а не надуманными игровыми движениями. Один раз в неделю возможно проведение тематического развлечения, например, «День цветов», «Праздник мяча», «Праздник скакалки», «Встреча со сказкой», «День добрых дел» и др., Надо, чтобы ребенок, играя, совершал полезные для него разнообразные движения. При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Детям легко возбудимым давать более спокойные игры, вялым наоборот. Во время двигательных действий следует следить, чтобы дети не доходили до чрезмерного возбуждения, легкая усталость в двигательных мероприятиях неизбежна.

Гимнастическим упражнениям для отдельных групп мышц должно быть отведено скромное место. Они являются уместными в тех случаях, когда у ребенка нет автоматизированного навыка, наблюдается вялость отдельных мышечных групп. Проведение упражнений следует организовывать индивидуально или небольшими подгруппами, педагогам следует воздерживаться от частых замечаний детям.

1 июня в «День защиты детей» в дошкольных учреждениях следует провести летний спортивный праздник. Физкультурные досуги рекомендуются проводить еженедельно.

2. Организация летних прогулок.

Организация наблюдений за неживой природой.

          Наблюдения за изменениями погоды. Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце - жарко, как в печке.

Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?

Летнее небо: какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.

И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.

 Наблюдения за продолжительностью дня летом.

А почему, в самом деле, летом так поздно темнеет. Мы уже ложимся

 спать, а за окном не так уж и темно? А почему зимой, когда мы

 еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все

 фонари?

            Старшим дошкольникам уже вполне можно объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Наблюдения за дождем.

      Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы.

Наблюдения за землей, за почвой

Почва растениям - деревьям, кустарникам, травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Организация наблюдений за живой природой

Наблюдения за растениями.

Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми. Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

Наблюдения за насекомыми.

Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

3. Организация летних опытов.

Опыты с водой.

Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других — пропедевтикой подобных измерений.

Опыты с песком.

Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

4. Лето в народном календаре.

            Старшим дошкольникам будет очень полезно ознакомиться со старинными народными названиями летних месяцев, очень точными с точки зрения природных изменений.

Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Крес» означает небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркость и красоту цветения, царящую в природе, июнь называли еще и червень, то есть червленый, красный, красивый.

          Июль за свою красоту, жару, благодатность получил в народе несколько названий сенозарник, жарпик, липец, отрадник, серпень.

          Август - по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но уже прохладные зори, блестящие от холодных рос.

5. Организация детского творчества.

          В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

          Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период - строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.

         Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты!. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см).             Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы. Они могут иметь любую форму, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги.

            Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

          Для детей средней группы на участке используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней  - улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

           Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности (3х4м). Ведь дети уже создают крупные; коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложност­ью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду грают в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строго различные песочные дворики прямо на земле.

               Обычно дворики размещают под деревьями, чтобы оградить играющих детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце – источник борьбы с различными вредоносными организмами. Хорошо заре­комендовали себя дворики из пеньков. (Бревно распиливается на отрезки, которые вкапываются в землю тесно друг к другу по любому очертанию.) Они могут быть сделаны и из лежащих бревен, из досок, могут иметь любую форму.

          Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не остается постройка, напоминайте детям, что, уходя с участка, надо сгребать песок в кучу.

                Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

             Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

           Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

              Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т. д.

              Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство; объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.

              Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?»,- спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» - вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

             В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными" из песка»).

                 В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).

          В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми.

                 Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сде­лать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания, учат бережно относиться к результатам общего труда.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным приемом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочередно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том. что он может стать лидером.

               Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

                 Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.

                   В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: (По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку - бух!»

          Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повре­див куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спус­ки у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики;: сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

          В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формировать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание - самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.

        Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной, горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний.

Используя кубические формы, дети строят дома, украшая цветными окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного оргстекла. (Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята - любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

           Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играть с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

           Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т. д. У детей при этом развивается умение организовывать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения.

            Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диа­метра (в данном случае форма не перевора4ивается, а снимается, поднимается вверх).

             Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ребята сочетают различные способы работы с песком.

             Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений.

               В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приобретенные навыки. Можно научить ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

                 Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем, познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.

6.  Информационный материал для родителей.

            Следует обратить особое внимание к оформлению папок. В уголке для родителей не должно быть бумажных канцелярских папок с ботиночными тесемками, придерживайтесь современного стиля - пусть это будут пластиковые папки с файлами, где текст если и не отпечатан на компьютере или пишущей машинке, то хотя бы аккуратно написан от руки. Кстати, в наши дни оформление предназначенных для работы с родителями материалов на компьютере, я думаю, не является проблемой: если компьютера с принтером нет в детском саду, то наверняка кто-нибудь из родителей имеет к ним доступ и не откажется вам помочь. В этом случае у вас есть гарантия того, что хотя бы один из родителей ваш материал прочтет.

• Доступность изложения.

При отборе информационного материла следует учитывать, что родители ваших воспитанников - люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по социальному статусу. Поэтому материал не должен изобиловать специальной терминологией - достаточно будет сформулировать то, что вы хотите сообщить, простыми и короткими предложениями.

• Краткость изложения.

Как уже было отмечено, у родителей зачастую не хватает времени для чтения больших статей, перелистывания толстых папок с подборками различных материалов. И потом, посудите сами, что легче запомнить - длиннющую статью на 10 страницах или кратко оформленное на одном листе резюме в виде кратких тезисов?

Материал, который далее представлен в брошюре, отвечает перечисленным требованиям. Он посвящен задаче формирования у детей здорового образа жизни, организации мер по оздоровлению детей в летний период. Вы можете компоновать и использовать предлагаемый ниже материал так, как удобно именно вам, а также, если потребуется, дополнить его.

         Материалы, которые можно использовать для проведения бесед с детьми и консультаций для родителей

Самое главное, что должны усвоить дети дошкольного возраста - растения и их плоды нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослых. Этот запрет относится к любым растениям - и известным ребенку, и неизвестным.

          Но старших дошкольников можно ознакомить с некоторыми опасными для них растениями. Важно, чтобы при этом дети поняли: вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. В природе все целесообразно. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.

                    Например, пастушья сумка, о которой мы уже упоминали на страницах этой книги. У этого растения листочки, похожие на листья одуванчика, расположены в самом низу тонкого упругого стебля, на верхушке расположены мелкие белые цветочки. Весь стебель унизан плодами - трехгранными стручками, похожими на сумку. Вот эти-то семена, расположенные в стручках, и небезопасны - они могут вызвать отравление.

                   Опасным для детей может быть и лютик, который легко узнать по ярким желтым цветам. Во всех частях этого растения - в цветках, в стебле, листьях и корне - содержатся сильные раздражающие вещества, способные вызывать различные воспаления. Поэтому важно учить детей во время прогулок наблюдать за растениями, а не рвать их.

                При попадании в рот опасными могут быть водосбор и аконит, они тоже содержат алколоиды, которые могут вызвать отравление и раздражение.

Опасность для детей представляет и обычный мак. В начале лета его коробочки содержат белый млечный сок (семена, то есть маковые зернышки, созревают ближе к осени). Млечный маковый сок содержит вещества, способные вызвать отравление.

        Таким образом, летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня. Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
       Главное - вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...

Методические рекомендации по организации летнего оздоровительного периода в дошкольных образовательных учреждениях

Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:- укрепление здоровья детей;- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;- соз...

Организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей...

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Данная работа является подведением итогов деятельности по организации летнего оздоровительного периода в ДОУ. Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по организации летн...

Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенк...

«Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ...