Сенсорное воспитание в детском саду
консультация (младшая группа)

Дмитриева Мария Дмитриевна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Сенсорное воспитание, начиная с раннего возраста, способствует развитию сенсорных процессов:

 – зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающими предметами;

– осваиваются сенсорные эталоны;

– возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;  

– восприятие интеллектуализируется благодаря установлению взаимосвязей с речью и мышлением.

Благодаря развитию восприятия развиваются все стороны детской деятельности: движения, игровая деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность.

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание в детском саду

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Сенсорное воспитание, начиная с раннего возраста, способствует развитию сенсорных процессов:

 – зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающими предметами;

– осваиваются сенсорные эталоны;

– возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;  

– восприятие интеллектуализируется благодаря установлению взаимосвязей с речью и мышлением.

Благодаря развитию восприятия развиваются все стороны детской деятельности: движения, игровая деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительная деятельность.

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

Дидактические игры и упражнения для развития сенсорного воспитания

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

   В играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие. Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяется не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего участники одной игры.

  В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней различных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

Виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или картинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово.

     Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

    Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет

1. Задания на выполнение предметных действий.

  • Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Цель: фиксирование внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

  • Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель: формирование у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

2. Элементарные продуктивные действия.

  • Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель: развитие  внимания детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

  • Рисование красками.

Цель: закрепление у детей отношения к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание в детском саду

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.  Сенсорная кул...

Сенсорное воспитание в детском саду

Сенсорное воспитание в детском саду...

Содержание воспитания сенсорной культуры в детском саду

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в ...

Сенсорное воспитание в детском саду

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11720663","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]   Вхождение ребенка в культуру обществ...

Сенсорное воспитание в детском саду.

Сенсорное воспитание в детском саду...

Сенсорное воспитание в детском саду

Значение сенсорики в детском возрасте...

Сенсорное воспитание в детском саду

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, се...