Мастер - класс для педагогов "Триз ОТСМ технологии от игры к действию.
методическая разработка

Сэротэтто Олеся Николаевна

Мастер - класс для педагогов. Воспитатель года 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_olesya_nik.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: « ТРИЗ-ОТСМ от игры к исследованию»

Форма проведения : интерактивная сказка

Цель: познакомить педагогов  с конкретными инструментами на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и ОТСМ (общая теория сильного мышления), позволяющими осваивать  материал через экспериментальную и исследовательскую  деятельность, создание творческих продуктов, выявление и решение противоречий.

Задачи:

- заинтересовать педагогов в использовании приёмов и методов ТРИЗ – ОСТМ технологии в работе с дошкольниками;

- дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ – технологии;

-формировать желание помогать детям и умение находить  с ними контакт.

                             

                                                  Ход мастер-класса                                                                                                                                                    

Я, Сэротэтто Олеся Николаевна – воспитатель, стаж работы 5 лет.

Хочу поделиться моим небольшим опытом и предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ-ОТСМ от игры к исследованию». Он будет направлен на знакомство с некоторыми методами и приёмами ТРИЗ- ОТСМ технологии.  

В работе с детьми по    поисково- познавательной и экспериментальной деятельности, я обратила внимание на то, что дети часто зажаты,  скованы,  не умеют рассуждать бояться высказывать свою точку зрения, стараются работать по шаблону.

Я задумывалась над этим вопросом, изучила литературу, знакомилась с опытом коллег и пришла выводу: для того чтобы деятельность детей привела к нужному результату, а   поисково-познавательная и экспериментальная деятельность способствовала решению образовательно воспитательных задач, дети должны обладать определенными навыками.

         Формированию    этих навыков способствуют многие технологии, которые мы используем в работе с детьми. Но сегодня я хочу вам рассказать какие методы и приёмы   ТРИЗ- ОТСМ   технологии использую в своей работе.  

Что такое ТРИЗ это вам всем понятно (Теория решения изобретательских задач), ОСТМ (Основные теории сильного

Своё выступление   хочу начать словами выдающегося человека, основоположника ТРИЗ технологии Генриха Альтшулера: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

 Цель использования ТТРИЗ педагогики в детском саду – развитие у ребёнка качеств мышления: гибкость, подвижность, диалектичность, системность, поисковой активности, стремление активность, развитие речи, развитие творческого воображения.

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

- они являются универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

Я сегодня вам покажу следующие приёмы:

«Мозговой штурм» - оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки.

 «Метод фокальных объектов» - это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.  

«Системный анализ»  — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы.

«Синектика »- метод аналогий.

Какже использую  методы  ТРИЗ технологии в своей работе?

Интерактивная сказка это то что использую. Сказки любят все. Поэтому расскажу вам сказку «Три поросёнка», слушая которую вы вместе с уже знакомыми вам поросятами,  будете выдвигать   идеи, решать проблемы и конечно же фантазировать.

Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень.

- Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Задумались братья. Собрались они на семейный совет.

Ниф-Ниф решил построить дом из соломы.

(Игра «Хорошо-плохо»)

Стали поросята обсуждать положительные и отрицательные стороны такого дома. Давайте им поможем.

И решили поросята не строить такой дом, уж очень у него много минусов.

А Нуф -Нуф предложил строить дом из веток и тонких прутьев. Такую идею тоже не приняли, его проект тоже не утвердили.

А Наф- Наф был поросёнком очень изобретательным и серьёзным, он сказал своим братьям, что образец материал из которого я предлагаю строить наш дом находиться в «чёрном ящике».

(Игра «Чёрный ящик»)

Вы должны отгадать что лежит в «черном ящике с помощью вопросов. А я буду отвечать «да» или «нет».

 Это искусственый материал?

Это предмет живой природы?

Это предмет неживой природы?

Он хрупкий?

Он твёрдый?

Это камень.

Скажите, чем хорош этот материал для строительства дома?

Чем он плох?

И поросята решили построить один каменный дом и жить там дружно и весело.

Вот он наш объект. Сказал Наф Наф.

Но чтобы построить дом, мы должы знать из чего он состоит, его структуру и поможет нам в этом игра.

(Игра «Я твоя часть»)

Поросята устроили веселую игру. Поиграем с ними в эту игру.

-Я дом ты моя часть. (труба, стены окно сваи пол шифер  сайтинг крыльцо и т.д.).

И поросята узнали из чего состоит дом: стены , сваи, крыша, труба, крыльцо.

Тут поросята задумались дом строить надо, а какие же бывают дома?

Поросята стали выдвигать идеи, какие бывают дома. Давайте свои идеи скажем тоже.

Дома бывают большие и маленькие, жилые и дачи, многоэтажные и одноэтажные с  двором, чум, иглу, хижина.

Но поросятам ни один дом не понравился и решили они строить свой собственный дом, которого нигде и никогда ещё не было.

И сделали это они с помощью игры  «Волшебная дорожка».

Итак, ставим   дом  в  центре, в фокус нашего внимания

 (Игра «Волшебная дорожка»)

Посмотрите на картинки, мы должны позаимствовать у этих предметов, животных, птиц, фруктов какие-то свойства и передать нашему дому.

Это  слон. Что мы возьмьём у слона, какое его свойство или  часть. Большие уши, хобот. И что даст это нашему дому?

Яблоко

Воздушный шар

Видеокамера.

Птицы.

Какой у нас дом получился?

Хороший проект дома они  составили.

И от радости они запели по поросячьи, хрюкая песенку  «Нам не страшен серый волк…»

А тут уже стало совсем темно. Поросята  пошли спать. Ведь  завтра им предстоит большая работа - строить дом.

А сказка наша продолжиться завтра.

Таким образом,  применяя приёмы ТРИЗ мы развиваем в детях такие качества как- нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

-формирование целостной картины мира;

-воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;

-развитие речи, памяти, творческого воображения.

-позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

-стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

-помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

-стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

-развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

-помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.    

Вопро-ответ.

Благодарю всех за внимание!

Список использованной литературы:

Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер- класс ( для родителей) Тема: «В чем состоит единство действий родителей и педагогов в воспитание ребенка?» (Единство требований в ДОУ и семье)

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происх...

Мастер - класс для педагогов по теме: "Квест - игра - современные игровые технологии в ДОУ"

Технология квеста разработана профессором Университета Сан - Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе.Квест - технология вовлекает каждого ...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....