Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"
методическая разработка

Сокол Марина Ивановна

Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества. В содержании педагогического совета представлены формы работы с педагогами: анализ работы коллектива, ресурсный круг "Древо ожиданий", мозговой штурм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedagogicheskogo_soveta.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2

Тема: «Духовно нравственные основы развития личности».

Подготовила Сокол Марина Ивановна, воспитатель 1 квалифицированной категории.

Цель: обобщение опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества.

Повестка педсовета:

1. Вступительное слово. Реализации программы «Социокультурные истоки».

2. Анализ работы по реализации программы. Создание условий реализации программы «Социокультурные истоки».

3. Ресурсный круг «Древо ожиданий».

4.«Мозговой штурм».

1. Вступительное слово. Реализации программы «Социокультурные истоки»

Ведущий: Мы наблюдаем в стране  падение культурных, семейных, нравственных ценностей, происходит социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Искусственно разжигается межнациональная рознь. На сознание наших детей пагубно влияет телевидение, Интернет. К чему это приводит, мы можем видеть на примере европейских стран, где легализируются однополые браки. Мы же хотим воспитать мальчиков, в соответствии с их гендерной принадлежностью, настоящими мужчинами. Вспомним историю Руси. Россия всегда объединялась перед лицом любого агрессора. Сейчас, наоборот, все области России разобщены. Существует только одна сила – приобщение к духовным истокам на основе православных традиций, способная сплотить народ и укрепить государственность. «Истоки» позволяют объединить детей разных этноконфессий. Пропаганда духовно – нравственных ценностей закреплена законодательно:

- Национальной доктриной образования РФ на период 2000-2025 г.г.;

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013года) [6, c. 66];

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, 2013г. [5, с. 16];

- Концепцией дошкольного воспитания в РФ;

- Положением о дошкольном образовательном учреждении от 2008 года;

- Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено от 17.06.2003 г.);

- Федеральным законом от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

- Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990 г. и другими документами.

 Данная программа опирается на многолетний опыт интегративного развития отечественного Истоковедения в 59 регионах. В Ханты – Мансийске проходят ежегодные Рождественские чтения, где обсуждается острая необходимость духовно – нравственного воспитания детей.

В Югре создан центр духовно – нравственного развития «Истоки». Эта серьёзная работа  вселяет надежду, что мы не исчезнем как народ, потому – что мы не потеряем своих корней -  наших русских традиций.  И наша главная задача  - воспитать детей достойными гражданами России. Это возможно при условии формирования личностей подрастающего поколения  на основе духовно – нравственных и социокультурных отечественных традиций. В школах, уже формировать духовность, нравственные категории проблематично, их можно только корректировать. Вот представьте себе,

 «Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

- Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

– Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

Так в чем же мораль? Действительно, мы все – прорабы. Бывает так, что мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны. К чему излишние усилия? Но затем мы осознаем, что живём в доме, который сами построили. Ведь всё, что мы делаем сегодня, имеет значение. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.

Поэтому, мы не имеем права на ошибку – пропустить этот благодатный «золотой» период детства, самое начало становления личности.

        

2. Анализ работы по реализации программы. Создание условий реализации программы «Социокультурные истоки».

Целью программы является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Непременное условие реализации программы «Социокультурные истоки» – обеспечить каждого ребенка нашего сада инструментарием: книгами для развития, дневниками формирования основ духовно – нравственного развития ребёнка - дошкольника, альбомами для развития образного мышления. В настоящее время детским садом уже приобретены комплекты книг, к сожалению, не в таком количестве как положено, но работу построить можно.

Второе важное условие – подготовка всех педагогов МБДОУ. Педагогический коллектив нашего сада по реализации образовательной технологии «Социокультурные истоки» обучен на 75 %, в дальнейшем планируется обучить данной технологии всех педагогов. Работать с духовно – нравственными категориями невозможно, не пропустив их через себя, только так можно «зажечь» детей. Также некоторые педагоги взяли данное направление в рамках работы по самообразованию. В итоге постепенно стала пополняться методическая копилка конспектами организованной образовательной деятельности с детьми, накапливаться опыт работы в данном направлении. Педагогами ДОУ, реализующими программу, был проведен самоанализ педагогической деятельности по разделу: «Духовно-нравственное воспитание».

Третье условие – создание тематической развивающей среды. В каждой группе создаются центры духовно – нравственного развития «Истоки», которые будут пополняться новыми атрибутами. Ежегодно будут проводиться смотры – конкурсы данных центров.  Необходимо привлекать к созданию тематической развивающей среды родителей: собирать, изготовлять материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки (куклы закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.), куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната – горница, крестьянское подворье и т.п.). Воспитатели ведут работу по пополнению тематических папок с иллюстрациями: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского национального костюма», «Народные праздники», «Народный календарь», составлению подборки иллюстраций с изображением храмов, наборов открыток «Русская икона»; оформлению дидактических игр, подборки художественной литературы,  посвященной         нашим великим соотечественникам, прославившим Россию. Так как сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры, все группы обеспечены русскими  народными поучительными сказами и сказками, былинами, лучшими образцами литературных текстов классиков русской литературы. Воспитатели подбирают картотеки песенок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, хороводных игр. В ДОУ имеется медиакартотека картин выдающихся художников, фонотека музыкальных произведений русских композиторов

Четвертое условие – работа с родителями (законными представителями). В сентябре на групповых родительских собраниях велась информационно-разъяснительная работа об актуальности программы, о роли родителей в её реализации. В приемных размещены консультации для родителей о содержании работы в данном направлении. Подчеркиваем, что программа носит светский характер, формирует нравственные категории, общепринятые во всех этноконфессиях. Если в семье исповедуют другую религию, то в качестве развития кругозора ребёнку это не принесёт вреда. В ноябре 2018 года проведено анкетирование родителей средней, старших и подготовительных групп. В анкете родителей просили высказать свое мнение об изменениях, которые произошли в ходе реализации программы «Социокультурные истоки».

1.Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?

- да

- нет

- не знаю

2.Как Вы считаете, изменится ли в результате реализации программы «Социокультурные истоки» ситуация в сфере духовно-нравственного воспитания детей?

- ситуация существенно улучшится

- ситуация немного улучшится

- существенных изменений не произойдет

- затрудняюсь ответить

3.На реализацию каких целей должна быть направлена программа «Социокультурные истоки» прежде всего?

- освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться)

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать результатов)

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)

- развитие мотивации к общению со взрослыми, сверстниками (увеличение числа позитивных контактов)

- создание предпосылок для успешной адаптации в начальной школе

- другое_________________________________________________________________

4.Когда следует ожидать первых ощутимых результатов от реализации программы «Социокультурные истоки»?

- результаты уже есть

- через несколько лет

- трудно сказать

- в течение ближайшего года

- никогда

5.Как Вы считаете, оправданно ли привлечение родителей в ходе реализации программы «Социокультурные истоки»?

- оправданно

- не оправданно

- затрудняюсь ответить

6.Достаточно ли Вы информированы о духовно-нравственном воспитании в свете программы «Социокультурные истоки»?

- да

- нет

- трудно сказать

3. «Мозговой штурм»

Распределение на 3 команды.  Под русскую народную музыку и команду ведущего участники распределяются по 2, 4, 6, 8.

Ведущий: Проявление доброты и доверия является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. Если мы сами не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

А хотите узнать, насколько Вы добры?  Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов?

 Тест «Добрый ли вы человек?»

Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее

 Вот в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в том, что вы все добрые.

Задание 1. Работа с памяткой «Посеять в детских душах доброту». Ведущий: Откройте и прочитайте памятку. Какие советы, по-вашему, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств? 
Напротив того совета, который был на практике и дал положительные результаты поставьте знак «+». Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики. Напротив того совета, который не доводилось использовать на практике «-». Над советом, который вызвал удивление «!».

Памятка для воспитателя «Посеять в детских душах доброту», это значит:
1. Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.

2.Ласково и только по имени называть детей.

3.Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим

негативных чувств у других детей.

4.Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.

5.Учить с детьми стихи о доброте.

6.Составлять с детьми сказки о доброте.

7.Использовать пословицы о доброте.

8.Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

9.Не унижать ребенка.

10.После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.

11.Рассказывать родителям о добрых поступках детей.

12.Найти сильные стороны у каждого ребенка.

13.Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.

14.Не читать длинных нотаций.

15.Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».
16.Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т.д.)

17.Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.

Ведущий: Какие еще советы (употребляемые вами на практике) вы еще могли бы предложить. Например, Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы в детском саду или целого класса в младшей школе. Организатору игры (родителям, педагогам) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью), а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.

Задание 2 «Комплимент» 

Ведущий: Коммуникативный аспект является составляющей. Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается написать как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности.

2.Одобрение личностных качеств.

3.Одобрение деловых качеств.

Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, незаметно помогайте осваивать духовно-нравственные основы.

Задание 3 Соревнование «Пословицы о добре» (с мячом) 

Ведущий: Вспомните пословицы о доброте. Один начинает пословицу, бросает мяч человеку, стоящему напротив. Поймавший мяч, договаривает пословицу. Говорит начало своей пословицы и бросает мяч следующему участнику из команды напротив.

Пословицы о доброте 

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит.

Итог.

Ведущий: Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

У нас осталось последнее задание. Ресурсный круг «Башенка ожиданий» (со стороны родителей, коллег и воспитанников).

Ведущий: Свои ожидания запишите на этих символических «кирпичиках», разместите их на «башне ожиданий» и озвучьте полученный результат.

Ведущий: что ожидаем от реализации программы? 

В каждой группе продолжите выражения:

  • Мои воспитанники - ……
  • Родители моих воспитанников - …..
  • Мои коллеги - …..

Вот посмотрите, какая замечательная башня у нас получилась!

 « Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками...

Соревнования начались... Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.

Слышны были такие реплики: «Это слишком сложно!!», «Они НИКОГДА не заберутся на вершину», «Нет шансов! Башня слишком высокая!»

Маленькие лягушата начали падать. Один за другим…

...За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше...

Толпа всё равно кричала «Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!». Ещё больше лягушат устали и упали... Только ОДИН поднимался всё выше и выше... В конце концов, все попадали. За исключением того одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину! ТОГДА все лягушата захотели узнать, как ему это удалось? Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?

ОКАЗЫВАЕТСЯ Победитель был ГЛУХОЙ!!!

…Никогда не слушайте людей, которые пытаются передать вам свой пессимизм и негативное настроение...

…они отнимают у вас ваши самые заветные мечты, желания и силы.

Не забывайте о силе слов. Верьте в себя и в свои силы! И мы сможем добиться положительных результатов в нашей работе: заложить духовно – нравственные основы личности воспитанников, дети и родители присоединяться к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.  

Решение педсовета

  1. Продолжать работу по реализации программы «Социокультурные истоки» - постоянно
  2. Оформить картотеки устного народного фольклора (пословицы, поговорки о добре, учении, семье) –  до 25 мая 2019г.
  3. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к проявлению доброжелательных отношений друг к другу – постоянно  
  4. Оформить в группах центры – до 10.01.2019г.
  5. Повышать свой образовательный уровень компетенций в вопросах духовно-нравственного воспитания через изучение педагогического опыта коллег
  6. Повышать образовательный уровень компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания через организацию совместных занятий

               

Список литературы:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. Просвещение, 2009. – 29 с.
  2. Истоковедение. Том 11. – М. Истоки, 2012г. – 320 с.
  3. Истоковедение. Том 5. – М. Истоки, 2011г. – 224 c.
  4. Кузьмин И.А., Абрамова О.С. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.- М: 2015. – 216с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- Новосибирск. Норматика, 2013. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Лекция по философии образования Каким бы ни был век, дети всегда остаются детьми, педагог - педагогом. Меняются времена, но не меняются  задачи педагога: содействовать творческому развитию ка...

Тренинг на тему: Толерантность - основа развития личности педагога.

Материал содержит пример тренингового зянятия по формированию толерантности у воспитетелей. Занятие представлено различными играми и тренинговыми упражнениями....

Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.

Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...

Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп. Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника».

В ходе занятия используются следующие формы и методы работы: психогимнастические упражнения, работа в подгруппах, тест «Модель семьи», мозговой штурм, аудиозаписи с голосами детей, презентация «Моя се...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»

Педагогический совет  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...

Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»

Педагогический проект«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»...