Дидактические игры по теме "Зима""
методическая разработка

Грачева Анна Сергеевна

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_temu_zima.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на тему «Зима»

1.«Что прячется за сугробом»

Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

2.«Наоборот».

Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

3. «Собери снеговика».

Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

4.«Запомни картинки».

 Цель: Развитие зрительного запоминания, мыслительных операций, речи, внимания. Уточнить и расширить представление о признаках зимы. Развивать зрительное запоминание. Развивать логическое мышление. Формировать произвольное внимание.

Оборудование: набор карточек с изображениями 5 разных признаков зимы, раздаточный материал с такими же признаками. Внимательно посмотрите на картинки на карточке. Теперь переверните карточку и выложите в той же последовательности, как было у меня. Назовите картинки одним словом. Поверните мою картинку и проверьте себя. При правильном выполнении даем карточку с 6 изображениями, 7 и т.д., увеличивая объем запоминания.

5.«Ой, мороз, не морозь!»

Цель: Развитие навыка соблюдения правил в игре, произвольности и самоконтроля, формирование схемы тела. саморегуляции, Уточнить и расширить представление о признаках зимы, закрепить знания о схеме тела.. Развивать произвольное внимание. Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Когда я буду говорить: «Ой, мороз, мороз, не морозь и называю часть тела, вам можно показывать все части, кроме носа!» Будьте внимательны!  При выполнении задания без ошибок, можно добавить еще 1 запрещенную часть тела.

6. «Помоги снеговику» 

Цель: развитие мыслительных операций, речи, внимания. Уточнить и расширить представление о признаках зимы. Развивать логическое мышление. Формировать произвольное внимание. Развивать зрительное запоминание.

 Оборудование: набор карточек с изображениями снеговиков в разной одежде в определенной последовательности, карточки со снеговиками. Внимательно посмотрите на картинки на карточке. Вам надо будет подобрать к каждой цепочке недостающую картинку и положить ее на нужное место. Объясните, почему выбран именно этот снеговик. Назовите, чем отличаются снеговики на картинках. Переверните карточку, выложите свою последовательность.

7. «Кто больше знает слов».

Цель: Найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима».Игровое правило: воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег».Например: снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

8. «Назови ласково».

Цель: Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда», «Зима».Например: шуба – (шубка); снег – (снежок); шапка – (шапочка); мороз –(морозец); горка – (горочка) и т. д.

9.«Составь из слов каждой строчки предложение».

Цель: учить составлять предложения.

Игровое правило: воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение. Например: пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

 10.«Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы».

Цель: учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы).

Игровое правило: воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

• Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю).

• Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо: пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

• Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года).

• Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года).

• Изменения в жизни зверей.

• Изменения в жизни птиц.

• Одежда и обувь людей.

• Занятия людей в это время года.

• Игры детей в данное время года.

11. «Лишнее слово».

Цель: способствовать развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.

Игровое правило: воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь)зима, весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц); белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица); шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка.(панама - носят летом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...