Консультация для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза»
консультация (старшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Анализ  это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого, слова на звуки, из которых оно состоит.

При обучении письму и чтению исходящим процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на звуки, установление их количества и последовательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование звукового анализа и синтеза»

МАДОУ «Малиновский д.сад»

Воспитатель:

 Абрахимова Р.М.2020г.

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Анализ  это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого, слова на звуки, из которых оно состоит.

При обучении письму и чтению исходящим процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на звуки, установление их количества и последовательности.

Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Подготовка к обучению грамоте – это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятия – способность различать особенности и и порядок звуков, чтобы воспроизводить в устной речи, а звуковой анализ - способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи используем символы, а не сразу буквы. Потому что, буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. А символы связаны со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в последовательности:

Выделение в словах первого гласного звука;

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

Определение последнего гласного звука в словах;

Определение первого и последнего гласного звука в словах;

Определение наличия либо отсутствия в словах звука;

Определение первого согласного звука в словах;

Определение последнего согласного звука в словах;

Определение гласного звука в середине односложных слов;

Синтез односложных слов, состоящих из трёх звуков;

Определение позиции согласного звука в словах;

Определение количества слогов в словах;

Синтез двухсложных из двух открытых слогов;

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. Обеспечение готовность к освоению грамоты;

2. Способность предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Какие бывают звуки?

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струявыходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласныезвуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию.

Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струявстречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, илиязык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Мягкий согласный звук мы обозначаем зеленым цветом. Твердый согласный звук- синим цветом. Звуки на письме обозначаем буквами. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Учимся выделять звук

«Найди общий звук»

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Подарки для диких животных»

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям – диким животным – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчонку – зонтик, звонок, задачник;

лисенку – леденец, лежак и лейку;

лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, бельчонку, барсучонку, медвежонку?

Учимся различать согласные твердые и мягкие

«Найди дом»

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

«Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадает в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор – на мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука.

Игры на дифференциацию звуков

«Кто быстрее соберет свои чемоданы»

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

Примеры скороговорок:

Три корабля лавировали да не вылавировали.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

У кошки лежат ложки в лукошке.

В тетради Кондрат начертил квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему "Приемы по формированию звукового анализа и синтеза"

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

Буклет для родителей: "Этапы формирования звукового анализа и синтеза".

В буклете представлены игры, в которые могут поиграть родители со своими детьми по подготовке к обучению грамоте....

Консультация для родителей детей с ОНР 6-7 лет «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»

Цель:уточнение представлений о процессе формирования звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет....

Памятка для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Формирование звукового  анализа  и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»...