Социальное партнерство ДОО
материал

Петрова Инна Васильевна

Социальное партнерство ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_doo.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности детского сада с социальными институтами

Введение

     Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе.  Перед работниками дошкольной образовательной организации непростая, нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.          Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве.  

     На дошкольные образовательные организации в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду должна быть ориентирована на «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

       В обществе долгие годы было принято считать, что детское дошкольное учреждение является «закрытым» учреждением, автономной системой. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.

     Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень умений и навыков, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.

     В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения.

     В образовании под понятием «социальное партнерство» понимается совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

     Детский сад должен быть, прежде всего, открытым учреждением для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых, расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

       Взаимодействие дошкольной образовательной организации с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Организация работы с социальными партнерами строится на добровольной договорной основе. Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОО и социальными институтами. Главной задачей данной работы стало составление общего, комплексного плана по взаимодействию ДОО с различными учреждениями социума.

  1. Теоретические основы работы ДОО по взаимодействию с учреждениями социума

 

      В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

     Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т. д., так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

      Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности процесса социализации. Двойной принцип социализации, с одной стороны, заключается в адаптации личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. С другой стороны, в формировании собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процессе саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Проблема в том, что общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу, а личность в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

     Перед современным обществом стоит вполне определённая цель: гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок и пр.

2.Методическая работа по организации взаимодействия ДОО с социальными учреждениями

          Разностороннее, конструктивное активное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы. Исследования социологов В.С. Собкина и Е.М. Марич показали, что взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. В условиях модернизации современного дошкольного образования одной из ключевых проблем является организация взаимодействия (социального партнерства) как условие эффективного развития детей и взрослых.

В задачи взаимодействия входят:

​ разработка стратегии и тактики организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;

​ создание условий изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с общественными ожиданиями;

​ установление партнёрских отношений с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;

​ создание условий для становления основ положительного взаимодействия всех субъектов социального партнёрства;

​ заключение договоров о сотрудничестве;

​ осуществление контроля за выполнением условий договоров;

​ планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий;

​ проведение мониторинга;

​ системное повышение мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию эмоционально чувственного восприятия окружающего мира в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов посёлка, города, страны;

​ создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

​ обеспечение информационной осведомленности социальных институтов города, края, страны о деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В число методов организации работы могут входить:

​ Проектные методы, позволяющие выявить представления социальных партнеров о деятельности дошкольного образовательного учреждения,

​ Методика определения степени участия социальных партнеров в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

  Результатами взаимодействия ДОО и социума могут и должны стать:

 повышение качества воспитание и образования воспитанников ДОО;

 активная социализация детей;

 повышение авторитета ДОО в глазах родителей и общественности;

 активное участие детей и сотрудников ДОО в жизни города, посёлка;

​ организация системы взаимодействия с социально значимыми партнёрами;

​ адаптация ДОО к общественным ожиданиям;

​ между ДОО и сообществом будут установлены благоприятные отношения сотрудничества;

​ новая система информационных отношений ДОО, обусловленная состоянием и развитием научной и педагогической политикой города, страны;

​ личностная удовлетворенность всех участников социального партнерства;

​ систематизация опыта профессионального взаимодействия всех участников социального партнёрства;

​ пропаганда прогрессивных форм сотрудничества;

​ положительный имидж дошкольного образовательного учреждения;

 привлечение материальных средств обеспечения для жизнедеятельности ДОО и, как следствие улучшение качества предоставляемых образовательных услуг.

Заключение

     Современная дошкольная образовательная организация не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Таким образом,  социально - активная образовательная организация – это организация, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом. Социально - активная деятельность дошкольной организации  предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности. Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОО в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольная организация приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. При такой позиции важной становится инициатива. Современная ДОО должна стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей своего села. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.


Список литературы

1.   Александрова, Т.И Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами [Текст]: /Т.И. Александрова // Управление ДОУ.- 2003.- №4.

2.Иванова, Н.В., Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: методическое пособие/ Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

3.  Ривина, Е.К. Социум микрорайона – ступенька в большой мир [Текст] / Е.К. Ривина, В.К. Толстых, Е.Ю. Башлай //Управление ДОУ. – 2004. - № 5. – С. 72-80.

4.  Шель, И.Б. Социальное партнерство[Текст] / И.Б. Шель, Е.С. Родионова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 8.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ajax/6261

6.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство детского сада и семьи.

Статья о необходимости тесного сотрудничества детского сада и семьи....

Социальное партнерство образовательных учреждений в условиях ФГОС

Роль социального партнерства между образовательными учреждениями с целью повышения качества образования....

"Социальное партнерство ДОУ и семьи"

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников: принципы работы, формы взаимодействия, нетрадиционные формы общения. Правила конструктивного взаимодействия....

Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»

Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие  как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства

консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...