Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
материал (подготовительная группа)

Синельникова Павлина Алексеевна

 

 

Роль художественной литературы в духовно-нравственном

воспитании дошкольников

Автор: Синельникова Павлина Алексеевна

 

В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а также с помощью чтения художественной литературы.

 Именно детская книга нами рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В нашем детском саду мы знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, мы знаем, что именно в этом возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт уже дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Именно благодаря тому, что дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания и чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Так возникла необходимость разработки и внедрения проекта по социально-коммуникативному направлению развития детей старшего дошкольного возраста «Навстречу друг другу», целью которого стало создание условий для развития социокультурных норм дошкольников. Одной из форм работы над реализацией проекта мы взяли чтение и анализирование художественной литературы. Нами были подобраны  произведения художественной  литературы по нравственному воспитанию в соответствии с программой и возрастом воспитанников.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания,  нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Мы взяли такие произведения А.Барто  «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара  «Сказка о военной тайне»,   В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова  «На горке» и другие. К каждому произведению мы подобрали пословицы, которые передавали смысл прочитанного произведения. Далее вместе с детьми обсуждали, чему учит и что воспитывает сказка, рассказ или стихотворение, а потом предлагали детям нарисовать рисунок, отображающий их чувства и отношение к прочитанному. Так у нас получилась книга с рисунками детей, по прочитанным произведениям с пословицами.

Вот пример некоторых произведений.

         Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»,  к нему мы подобрали пословицу «Будем делать хорошо и не будем плохо». Решая задачи воспитания добрых чувств у детей, мы предложили им подумать, какой из мальчиков им понравился, а какой нет? Почему? Дошкольники, ставя себя на место то одного, то другого героя, анализируя их поступки, пришли к выводу о том, что человек, соблюдающий правила добра всегда знает как нужно и как не нужно правильно поступать в разных жизненных ситуациях.

Сказка Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», к ней подобрали пословицу «Цыплят по осени считают», которая учит детей тому, что гадкий утенок, несмотря на все перенесенные обиды, не стал злым, не смотря на то, что  было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым. Анализируя прочитанное, воспитанники проявили желание быть терпеливее друг к другу, к окружающим, к обстоятельствам, потому что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но не надо падать духом и опускать руки.

Рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища», к нему подобрали пословицу «Без беды друга не узнаешь», проанализировали с детьми, как бы они поступили на месте персонажей, стоит ли стыдиться своего страха, можно ли в минуту опасности думать только о себе или о других. Ребята решили, что человек, который при первой опасности бросает товарища в беде, не умеющий принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

Работая над реализацией проекта, мы пришли к выводу о том, что необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов. При этом важно использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе
детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Тем самым художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка.

        



 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в духовно-нравственном

воспитании дошкольников

Автор: Синельникова Павлина Алексеевна

В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а также с помощью чтения художественной литературы.

 Именно детская книга нами рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В нашем детском саду мы знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Работая в группе с детьми старшего дошкольного возраста, мы знаем, что именно в этом возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт уже дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Именно благодаря тому, что дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания и чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Так возникла необходимость разработки и внедрения проекта по социально-коммуникативному направлению развития детей старшего дошкольного возраста «Навстречу друг другу», целью которого стало создание условий для развития социокультурных норм дошкольников. Одной из форм работы над реализацией проекта мы взяли чтение и анализирование художественной литературы. Нами были подобраны  произведения художественной  литературы по нравственному воспитанию в соответствии с программой и возрастом воспитанников.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания,  нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Мы взяли такие произведения А.Барто  «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара  «Сказка о военной тайне»,   В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова  «На горке» и другие. К каждому произведению мы подобрали пословицы, которые передавали смысл прочитанного произведения. Далее вместе с детьми обсуждали, чему учит и что воспитывает сказка, рассказ или стихотворение, а потом предлагали детям нарисовать рисунок, отображающий их чувства и отношение к прочитанному. Так у нас получилась книга с рисунками детей, по прочитанным произведениям с пословицами.

Вот пример некоторых произведений.

         Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо»,  к нему мы подобрали пословицу «Будем делать хорошо и не будем плохо». Решая задачи воспитания добрых чувств у детей, мы предложили им подумать, какой из мальчиков им понравился, а какой нет? Почему? Дошкольники, ставя себя на место то одного, то другого героя, анализируя их поступки, пришли к выводу о том, что человек, соблюдающий правила добра всегда знает как нужно и как не нужно правильно поступать в разных жизненных ситуациях.

Сказка Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», к ней подобрали пословицу «Цыплят по осени считают», которая учит детей тому, что гадкий утенок, несмотря на все перенесенные обиды, не стал злым, не смотря на то, что  было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым. Анализируя прочитанное, воспитанники проявили желание быть терпеливее друг к другу, к окружающим, к обстоятельствам, потому что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но не надо падать духом и опускать руки. 

Рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища», к нему подобрали пословицу «Без беды друга не узнаешь», проанализировали с детьми, как бы они поступили на месте персонажей, стоит ли стыдиться своего страха, можно ли в минуту опасности думать только о себе или о других. Ребята решили, что человек, который при первой опасности бросает товарища в беде, не умеющий принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

Работая над реализацией проекта, мы пришли к выводу о том, что необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов. При этом важно использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе
детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Тем самым художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка.

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Консультация " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

           Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное вли...