План работы по самообразованию Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте»
методическая разработка (средняя группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

 

Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

1.                    Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.

2.                    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3.                    Разработать и подобрать  дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.  

 

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

План работы по самообразованию

Тема:

«Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи

в среднем дошкольном возрасте»

2018-2019 учебный год

(средняя группа)

Воспитатель средней «А»группы

Абрахимова Р.М.

Ачинский  район

п.Малиновка

2018год

ВВЕДЕНИЕ

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Тема моего самообразования –

В.А. Сухомлинский

Тема моего самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя на этот учебный год.

Цель:  повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
  2. Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  3. Разработать и подобрать  дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.  

Тема  выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать  речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию  и  в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

 Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Условия реализации:

В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.

Представлена  поэтапность  дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Срок работы по теме самообразования: 1 год

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок проведения

Формы представления  результата работы

1.

2.

3.

I этап 

Организационно-диагностический

(информационно-ознакомительный)

Цель: работа данного этапа заключалось в выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

                

II этап 

Теоретический-Практический- Обобщающий

Цель:

  • изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
  • формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.);
  • формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

 

 

III этап

 Итоговый

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

  • Анализ ситуации   по выбранной теме.
  •  Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
  • Подбор и изучение, методической литературы по данной теме.
  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме;
  •  Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • Постановка целей и задач. Определение проблемы, подлежащей решению.
  • Анализ проведенных исследований по данной проблеме.
  • Консультации с логопедом  МАДОУ Усковой О.С. по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»
  • Подбор и изучение литературы.

  • Внедрение в практику полученных теоретических знаний  
  • Изготовление демонстрационного материала
  • Использование мнемотаблиц в составлении рассказов дошкольниками.
  • Внедрение нововведений инновационных технологий в ДОУ.
  • Разработать конспект итогового мероприятия
  • Использование мнемоквадратов. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
  • Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.
  • Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Сентябрь

Октябрь:

Игры

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  • «Повтори

правильно»

  •  «Скажи чистоговорку»
  •  «Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

  •  «Закончи предложение»
  •  «Прятки»
  •  «Сервируем стол»

Уровень развития связной речи:

  •  «К нам пришел почтальон»

Ноябрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Похлопаем-потопаем»
  • «Повтори»
  • «Послушай и скажи»
  • «Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один-много»
  • «Загадки зайца»
  • «Назови ласково»
  • «Поваренок»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Чего много»
  • Мой-моя-моё-мои»
  • «Дополни предложение»

Игры для развития связной речи:

  • «Дай определение словам»
  • «Дай действия словам»
  • «Наоборот»

«Четвертый лишний»

Декабрь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Чей голос»
  • «Придумай своё слово»
  • «Найди ошибку»
  • «Очень нужные слова – для тебя и для меня»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • Магазин «Фрукты»
  • «Узнай игрушку»
  • «Кто во что одет?»
  • «Чего не хватает?»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»\
  • «Наоборот»
  • «Кто больше»
  • «Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

  • «Четвертый лишний»
  • «Кто у кого?»
  • «Назови одним словом»
  • «Узнай по описанию»

Январь:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Здравствуй, Петрушка»
  • Упражнение на речевое дыхание

Игры для грамматического строя речи:

  • «Узнай игрушку»
  • «Один много»
  • «Назови ласково»
  • «Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

  • «Угадай звук»
  • «Используй каждое мгновение»
  • «Вкус и запах»
  • «Измени предложение»

Февраль:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Ветерок»
  • «Эхо»
  • «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Закончи фразу»
  • «Какое это бывает»
  • «Кто что делает»
  • «Разбуди кота»

Игры для развития связной речи:

  • «Когда это бывает?»
  • «Разноцветный сундучок»
  • Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

«Кто это, что это?»

Март:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  •    Упражнение на речевое дыхание
  •   «Чей голос»
  •   «Угадай, кто меня назвал»
  •   «Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Назови одним словом»
  • «Скажи наоборот»
  • «Закончи фразу»
  • «Угадай звук»

Игры для развития связной речи:

  • «Чего не стало, кого не стало?»
  • «Подбери разные слова»
  • «Смысл слова»

«Закончи предложение»

Апрель:

  • «На чем дети катаются?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Что за предмет?»
  • Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Май:

 

Работа с родителями:

  • Изготовление буклетов, информационных стендов для родителей по внедрению ФГОС,
  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы с родителями поступивших детей;
  • представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников;

Просветительская:

  • Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»
  • - анкетирование «Развиваем речь детей»;
  • - выставка педагогической литературы;
  • - дискуссия «Развиваем речь дома»;
  • - посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
  • Консультативная:
  • Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)
  • Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»
  • Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
  • Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
  • «Значения связной речи в жизни дошкольника»,
  • Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»
  • Диалог с родителями «Вопрос-ответ»
  • - индивидуальные консультации.

Работа с детьми:

  • Разработка перспективного плана работы по развитию связной речи с детьми среднего возраста на 2018-2019 учебный год.
  • Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
  • Поисково-исследовательский
  • В течении года                                Анализ детской деятельности.

 Для воспитателей ДОУ:

- консультации;

- беседы;

- обмен опытом;

- изготовление атрибутов (дидактических игр, мнемотаблиц);

артотек дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей дошкольного возраста:

Конспекты интегрированных игр – занятий для детей средней  группы.

Пополнение развивающей среды:

создание  картотек и альбомов по дидактическим играм и мнемотехнике.

Проведение итогового   мероприятия

Обобщение из опыта работы по теме самообразования

Отчет о проделанной работе

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Методическая литература:

  1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
  2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
  4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
  5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

Источники самообразования: методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации,

мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет.

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
  14. htt:|\\detsad-kitty.ru
  15. 15.htt: \\ www.i-deti.ru
  16. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
  17. razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

Конспект занятия по развитию речи для среднего дошкольного возраста. на тему: «Путешествие в страну сказок.»

занятие способствует формированию интереса к сказкам, расширяет представления детей о сказках (вспомнить названия. содержания, героев знакомых сказок), развивает связную речь, память....

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...

Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...

Организация проведения занятий по развитию речи в среднем дошкольном возрасте

Есть все основания утверждать, что формирование характера, личности, эмоции и интеллектуальное развитие ребенка зависит от речи. Овладение родным языком является одним из главных приобретений ребенка ...