Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста
статья

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образовательной деятельности, помогает решить поставленные задачи.

Каждый педагог и воспитатель должен организовать  предметно – развивающую среду своей группы таким образом, чтобы она положительно влияла на развитие творческих способностей, индивидуальности и активности   детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katsuba_statya_2_doc1.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей  развитие творчества

детей дошкольного возраста.

Автор: Кацуба Н.А., воспитатель МАДОУ ЦРР ДС №378  г. Челябинск

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Всестороннее развитие ребёнка можно успешно осуществлять в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка, обогащение речевого опыта. Для воспитания творческой личности нужно так организовать пространство, чтобы дети могли не только активно развиваться творчески, но и в детский сад приходили с интересом и радостью.

 В детском саду необходимо создать оптимальные условия для развития детей, окружить их вниманием и заботой. Обстановка в группе должна быть комфортной, приятной, современной. В нашей группе созданы большие творческие центры с разнообразными и современными художественными материалами, яркими игрушками, репродукциями работ знаменитых художников, детскими работами, которые  постоянно обновляются.

Предметно-развивающая среда выполняет по отношению к детям информационную функцию. Каждый предмет несет какие-то сведения об окружающем мире и является средством передачи социального опыта.

Картины известных художников, произведения народного, декоративно-прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое становится основой эстетического вкуса. Предметы и атрибуты музыкальной, театрализованной деятельности открывают ребятам дорогу в мир театра, песни, музыки, танца. Продукты творческой деятельности раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Дети могут сами участвовать в создании среды в группе. Их работы радуют всех, кто заходит в группу, а различные поделки, коллективные и индивидуальные работы привносят живость и украшают.

Огромное значение имеет также стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка лишь в том случае, если она заставляет ребенка действовать, интересоваться, исследовать. Среда не должна быть застывшей, она должна постоянно двигаться и пополняться. В организации среды следует учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и его потребности и способности. Предметно-развивающая среда не должна оставлять детей равнодушными, так как, воздействуя и на эмоции детей, она побуждает их к деятельности.

 В группе должны быть современные и разнообразные материалы: краски, кисти, мелки, карандаши, фломастеры, солёное тесто, глина, ватман, ткань. Это позволит передавать в продуктивной деятельности художественное восприятие, свое видение мира. Сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечиваютразвитие деятельности от простых форм к более сложным. В этом заключается развивающая функция предметной среды.

Окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для развития детей. Поэтому в своём детском саду мы стараемся придерживаться основных принципов построения окружающей среды. Прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, и, несомненно, важным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Принцип дистанции выполняется в группе при помощи уголка уединения, где любой ребёнок  может уединиться от других, пообщаться с педагогом  глаза в глаза.

Мы стараемся создавать условия для самостоятельной свободной деятельности, где ребята  могут проявить себя; привлечь  к созданию своего предметного окружения: это выставки работ, разнообразные постройки, различные проекты (принцип активности предметно-развивающей среды).

Предметно-развивающая среда группы меняется и пополняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы.

В соответствии с принципом комплексирования и гибкого зонирования, пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого мыстараемся  нетрадиционно расположить мебель, постоянно делаем перестановки, используем ширмы, перегородки, стараемся найти новые, необычные решения.

Развивающая среда может быть постоянная, как в музыкальном, спортивном зале, изостудии, и более динамичная, например, оформление приемной, игровой комнаты группы к празднику, по временам года или досугу. Самая динамичная среда - это среда, организованная к непосредственной образовательной деятельности (принцип стабильности – динамичности).

В детском саду должно быть комфортно, уютно и красиво. Это принцип эстетической организации среды.

 У нашей  руппы есть своё название, альбом с фотографиями детей, полочка красоты и творчества, свои традиции (принцип открытости – закрытости).

В своей группе мы также стараемся  реализовать принцип половых и возрастных различий. Для этого мы стараемся дать возможность девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через  различные виды изображений (для мальчиков - различные виды транспорта, для девочек- куклы, цветы).

Каждый уголок группы долженчему-то учить, воспитывать, развивать творчество детей.

Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, материалы распределяются  в разных центрах. Но  среда не должна  оставаться неизменной. Центры могут периодически объединяются.

Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. Мы стараемся менять элементы интерьера,  каждый раз привносить в группу что-то новое, добавлять в центры новые игрушки, предметы, художественные материалы. Всё это стимулирует познавательную  активность, развивает творческое воображение.

В каждой группе должна быть своя «изюминка» - это то, чем группа отличается от других. В нашей группе - это творческая направленность. Каждый день мы радуем всех гостей нашей группы своими творческими проектами, коллективными и индивидуальными работами с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. В приемной постоянно выставляются творческие работы детей,  украшения к праздникам и по сезону создаются совместно с детьми. Даже родители включаются в творческий процесс, который радует потом всех, а особенно детей.

Центр художественно-эстетического развития в нашей группе включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья, библиотеку.Мы стараемся разнообразить средства в центре художественного творчества. Это дает детям возможность творить, фантазировать, создавать маленькие и большие «шедевры». В  центре представлены различные художественные материалы: наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, восковые мелки, цветная бумага, фольга. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свойтактильный опыт. Цель центра - формирование творческих способностейдетей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

При организации предметно-развивающей среды  нужно учитывать образовательныезадачи для детей  каждого  возраста. Главная задачапри организации предметно-развивающей среды - обеспечить детям развитие и образование в соответствии с их возрастом, эмоциональноположительное самочувствие, поощрять самостоятельность, творческую активность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Пребывание в детском саду детей   нужно организовать так, что каждый получал возможность участвовать в подвижных играх, коллективных занятиях, исследовательской деятельности, рисовать, лепить. В совместной деятельности с детьми формируется стремление к самостоятельности, поэтому нужно больше доверять детям, поощрять их стремление к самостоятельной творческой активности.

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образовательной деятельности, помогает решить поставленные задачи.

Каждый педагог и воспитатель должен организовать  предметно – развивающую среду своей группы таким образом, чтобы она положительно влияла на развитие творческих способностей, индивидуальности и активности   детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Презентация поможет воспитателям оформить в группе центр "Безопасность дорожного движения".В каждой возрастной группе должен быть такой центр в соответствии с программными требованиями   группы. ...

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале дошкольного учреждения

Статья предназначена музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В ней перечислены все учебные зоны, дидактические пособия, музыкальные инструменты, методические разработки, электронно-образовате...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Совершенствование предметно-развивающей среды изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в группе ДОУ

Цель этапа: внесение изменений в предметно-развивающую среду младшей группы ДОУ с целью развития изобразительной деятельности детей.В своем исследовании мы исходили из понимая того, что эффективность ...

«Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с художественной литературой »

Выступление на семинарском занятии. Консультация для педагогов....

Создание предметно развивающей среды физкультурного зала в дошкольном учреждении

В материале представленны не стандартные игры и оборудование.  Цель: Улучшения качества работы по разделу "Физическое воспитание" и повышение интереса у детей к занятиям физическо...

Статья на тему: «Предметно- развивающая среда дома для детей дошкольного возраста.»

Дорогие родители, для создания предметно- развивающей среды дома рекомендуем: 1. Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие...