Сообщение из опыта работы «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»
консультация

Юкляевских Анна Александровна

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»


Выполнила воспитатель:

Юкляевских А.А.

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта, внешнего вида, общение.  Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику средством эстетического воспитания ребенка. Эстетика быта (окружения) повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника  и её результативность. Не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать.
  2. Произведения искусства  (музыка, литература, театр, произведения декоративно-прикладного искусства и др.) способствуют формированию эстетического вкуса.
  3. Природа заключает в себе многообразие, способствует пониманию детьми богатства мира, в котором живут.

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др.

  1. Разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности и что играя дети легко обучаются.
  2. Разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В.А.Сухомлинский, связывая их с формированием представлений о красоте бытия и радости её создания: «Радость труда — красота бытия». Ценностное отношение к миру формируется у дошкольников в процессе художественного ручного труда в организованной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  3. Физические упражнения, когда в процессе разных видов художественной деятельности детей развиваются моторика, ручная умелость, микро-  и макродвижения, зрительно-двигательная координация. Это сближает задачи художественно-эстетического и физического развития детей.
  4. Самостоятельная художественная деятельность детей. Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
  5. Важным средством эстетического развития детей Е.А.Флёрина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформленная в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове. Всё это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, и самое главное — единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

Педагогические условия развития творческих способностей детей.

       Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности.

      Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальные различия между детьми проявляются  в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения. Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.

      Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. (индивид обсудить, после занятия позаниматься, показать, заинтересовать, мотивация)

Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Можно придумать множество игровых ситуаций. «Построим сказочный дом для новых кукол», «Оформим наш уголок природы».

        Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

Немаловажным условием для развития творческих способностей у дошкольников является общение с искусством. 

      Таким образом, мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне. Для этого мы должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира , помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

1.специально организованное обучение;

2.совместная деятельность педагогов и детей;

3.самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.








Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста

Чернявская Ж.А.

Актуальность

Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот то пришло время, малышу идти в детский сад. Очень важно, для нас, чтобы маленький ребенок успешно адаптировался к детскому саду, и помочь ему в этом — должны мы взрослые - воспитатели, родители.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по- разному, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации.

Художественное творчество является одним из любимейших занятий детей. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Цель: Обеспечение успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения посредством художественного творчества.

Задачи

Способствовать созданию плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Создать предметно-развивающую среду, которая бы служила пусковым механизмом для художественного творчества.

Учить детей использовать расширенный спектр материалов для художественного творчества.

Привлечь внимание родителей к ценности художественного творчества как источника познания внутреннего мира ребенка, особенности восприятия им окружающего мира.

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, и создать эмоционально - комфортные условия в группе - это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

Для того чтобы адаптация ребенка была безболезненной к новым условиям, воспитатель должен активизировать свой творческий потенциал, развивать и проявлять свое творчество.

Организационные условия

Одной из основных составляющих успешной адаптации в детском саду является:

• обеспечение чувство уверенности малыша

• включение родителей

• создание благоприятной атмосферы в группе

• красочное оформление группы и центра художественного творчества

• использование расширенного спектра материалов для творчества

• использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создании в группе предметно-пространственной среды.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дают ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Именно предметный мир, правильно созданная предметно-развивающая среда, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, является стимулом интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника.

Если малыш видит красочный изобразительный материал или взрослый дает ему лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими.

Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага, природный материал и др.).

Поэтому педагогам очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества.

В группе оборудован центр изобразительной деятельности. Эстетическое оформление центра создает атмосферу красоты и творчества.

Оборудование в центре расположено так, чтобы был обеспечен свободный подход к необходимым материалам.

В ходе оформления центра большое внимание уделялось оригинальности, красочности.

Несомненно, у каждого педагога свое представление об уютной группе, в которой все гармонично, вариабельно, удобно, функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту? От части, это проблема решается с помощью модулей, мебели, в сочетании по цвету, материалу.

Правильно подобранная расставленная мебель, модули, рационально используемое пространство групповой комнаты, позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер. Краски группы должны поднимать настроение. В нашем регионе, цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно – всего несколько месяцев в году. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере группы.

Центр изобразительной деятельности расположен в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Для центра удобны полки, наполненные необходимым изобразительным материалом: дидактические игры, бумага, картон находятся под столами. Центр оборудован выставкой, на которой воспитанники с помощью воспитателя прикрепляют готовые работы. Натянутые на стене шнуры выполняют не только декоративную, но и функциональную роль: к ним красочными прищепками крепятся детские рисунки, фотографии, коллажи.

Особенностью в оформлении группы являются разнообразные красочные коробочки разных размеров и формы, стаканчики, которые выглядят как живые, притягивая взор ребенка.

Материалы для художественного творчества должны быть достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).

При создании в группе условий для саморазвития детей я учитывала интересы мальчиков и девочек, так как они по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, чувствуют и переживают. Мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко, дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики. Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. В своей работе использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями.

«Атмосфера творчества», созданная в группе не возможна без поддержки родителей. В процессе работы стремлюсь раскрыть родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Рассказываю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества.

Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем в оформляемые тематические выставки детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев.

Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

Анализируя свою работу можно сделать вывод, художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

И в десять лет, и в семь, и в три, и впять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников

 Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные предметы и явления окружающей действительности. Правильно-организова...

«Условия. Средства. Роль педагога в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие &l...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к х...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок или услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети ст...