Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"
рабочая программа (старшая группа)

Козак Людмила Александровна

Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_kozak_l.a.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Жемчужинка»

Рабочая программа

«Одаренный ребенок. Художественно – эстетическое развитие»

Возраст детей 6 -7  лет

                                                   

                                                   Руководитель:  

                                                                                           Козак Людмила Александровна

                                                                                           

        

п. Харп

2019 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цель и задачи программы

5

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

5

2.

Содержание Программы

6

2.1.

Методическое обеспечение

9

3.

Материалы мониторинга освоения программы

10

4.

Список литературы

10

Приложения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,  

на которой будут расти и процветать таланты  

Генрих Нейгауз

            Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.  

            В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

           Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности.

  В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

      Нормативно -  правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее - ФГОС ДО),
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • В основу рабочей Программы положены принципы:
  • 1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
  • 2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
  • 3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
  • 4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
  • 5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
  •   6. Принцип ведущей деятельности;

Список детей:

№ п/п

ФИО ребенка

График занятий:

Дни недели

Часы работы

Понедельник (1-3 неделя)

16.40-17.05

Вторник (2-4 неделя)

16.40-17.05

Среда (1-3 неделя)

16.40-17.05

Четверг (2- 4 неделя)

16.40-17.05

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи Программы:

  1. Научить детей выражать свои чувства через творчество.
  2. Научить детей видеть красоту окружающего мира.
  3. Научить основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
  4. Формирование элементов самостоятельной деятельности
  5. Формирование положительного отношения к себе, человеку
  6. Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
  7. Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации
  8. Развить  интерес к различным видам искусства
  9. Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности

         Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.

Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 30 минут          

Срок реализации Программы: 1 год

  1. Планируемые результаты:
  1. Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.
  2. Дети знают традиции русской национальной культуры, сезонные изменения в природе, природные условия разных климатических поясов, народные промыслы.
  3. Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).
  4. У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.
  5. Дети имеют навыки коммуникативного общения.
  6. У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.
  7. У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.
  8. У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерное годовое планирование работы

Мероприятие

Форма работы

Срок выполнения

1

Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями

Наблюдение, беседы

Сентябрь

2

Представление педагогической информации родителям, общественности

Консультации, беседы

Октябрь- Ноябрь

3

Проведение занятий с использованием различных технологий

Групповые, индивидуальные занятия

Октябрь – май

4

Проведение профилактических и просветительских работ

Работа с родителями

Практикумы, консультации, рекомендации

В течении года

5

Итоговая диагностика (мониторинг)

Диагностика, наблюдение

Май

6

Систематизация материалов по итогам реализации Программы

Отчеты, документация, , анализ (портфолио ребенка)

Учебный план

п/п

Название темы

Срок проведения

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего:

1

Смешивание цветов «Цветик – разноцветик»

Октябрь

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  дистанционных конкурсах.

Выставка работ для родителей.

2

Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»

Октябрь

30 мин

30 мин

1 час

3

Рисование пальчиками «Ветка рябины»

Октябрь

30 мин

30 мин

1 час

4

Рисование по сырому листу «Дождливый  денек»

Октябрь

30 мин

30 мин

1 час

5

Рисование углем «Ветвистые деревья»

ноябрь

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

6

Смешивание красок на листе « Волшебные тучки»

ноябрь

30 мин

30 мин

1 час

7

Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок»

ноябрь

30 мин

30 мин

1 час

8

Рисование одним цветом «Цвет в поэтических произведениях.

ноябрь

30 мин

30 мин

1 час

9

«Прижми и отпечатай»

декабрь

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

Выставка работ для детей и  родителей.

10

Фотокопия – рисование свечой «Морозный узор»

декабрь

30 мин

30 мин

1 час

11

Набрызги «Зимние напевы»

декабрь

30 мин

30 мин

1 час

12

Рисование солью «Дед Мороз»»

декабрь

30 мин

30 мин

1 час

13

Рисование одним цветом «Цветные стихи»

январь

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

14

Ожившие предметы «Ожившая сказка»

январь

30 мин

30 мин

1 час

Участие в блиц – олимпиаде «Радужная палитра»

15

Рисование мозаичными мазками. «Белая красавица березка»

январь

30 мин

30 мин

1 час

16

Создание коллективных работ (техника рисования «ассорти») «Кружатся снежные хлопья»

февраль

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

Участие в блиц – олимпиаде «Энциклопедия юного художника» - результаты конкурса

17

Шаблонография «Рисуем по шаблону»

февраль

30 мин

30 мин

1 час

18

Рисование штрихом «Колючая сказка»

февраль

30 мин

30 мин

1 час

19

Рисование нитками «Красивые картинки из разноцветной нитки

февраль

30 мин

30 мин

1 час

20

Рисование мозаичными мазками. « Мозаика»

март

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

Выставка работ для детей и  родителей.

21

Смешивание красок на листе «Море, море»

март

30 мин

30 мин

1 час

22

Рисование музыки

март

30 мин

30 мин

1 час

23

Расчесывание краски «Верблюд в пустыне»

март

30 мин

30 мин

1 час

24

Граттаж «Космический пейзаж»

апрель

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

Участие в блиц – олимпиаде «Энциклопедия юного художника» - результаты конкурса

25

Каракулеграфия  « Волшебный карандашик»

апрель

30 мин

30 мин

1 час

26

Восковые мелки и акварель «Горы»

апрель

30 мин

30 мин

1 час

27

Выдувание

апрель

30 мин

30 мин

1 час

28

Проступающий рисунок « Салют»

май

30 мин

30 мин

1 час

Результаты участия в  конкурсах.

Выставка работ для детей и  родителей.

29

Создание коллективных работ(техника рисования«ассорти») «Весенний пейзаж»

май

30 мин

30 мин

1 час

30

Клеевые картинки « Витражи для окошек»

май

30 мин

30 мин

1 час

  1. Методическое обеспечение

Методы: 

словесный, наглядный

практический;

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

исследовательский,

игровой, дискуссионный

Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:

игровые образовательные ситуации,

беседы,

выставки,

галерея,

конкурс,

наблюдение,

практическое занятие,

презентация,

творческая мастерская,

 эксперимент

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.

- памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.

3.  МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.

Форма представления результатов внедрения Программы:

-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;

-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);

 -использования информационных технологий (презентация, сайт).        

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть I, – М: «Издательство Скрипторий «2007

2. Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2, – М: «Издательство Скрипторий «2007

3. Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» - М.: ТЦ Сфера, 2011

4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

5.Михейшина М «Уроки рисования для младших школьников

6.Комарова Т..С. «Обучение дошкольников технике рисования.

     7.Волынкина В.И. « Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников»

8.Комарова Т.С. « Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школы» /- М .: Педагогическое общество России, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет

Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...

Рабочая программа по области "Художественно-эстетическое развитие"

Предназначена для работы с детьми 5-6 лет по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка (художественно-эстетическое развитие)

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эс...

Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...