Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
статья

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотическое воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_prezent.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
                                                   Д.С. Лихачев

Введение

  • В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
  • Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
  • Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст,  как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Задачи

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • важное значение – пример взрослых; прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг и др.;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей  со своим родным городом – Санкт-Петербургом, его историей и традициями;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Принципы построения работы

  • “позитивный центризм” (подбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данной категории, данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход; Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Здравствуй, это Я;   Мой город;   Моя страна;   Традиции

Тематические блоки работы с дошкольниками

по воспитанию чувства патриотизма

Блок «Здравствуй, это Я !»

  • Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
  • Показать разнообразие имен.
  • помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
  • понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

Организованная деятельность

  • Разработка тематических планов на темы:
  • «Мой родной город Санкт-Петербург»
  • «Памятники, музеи Санкт-Петербурга»
  • «Природа родного города»
  • «Наша Родина – Россия»
  • «Столица нашей родины – Москва»

Блок «Моя семья»

  • прививать детям чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать любовь к родному дому;
  • учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага;
  • увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами

Организованная деятельность

  • Средняя группа:
  • Знакомство с составом семьи.
  • Оформление семейного альбома
  • Дидактическое упражнение “Построй семью”
  • Создание уголка уединения с семейными фотографиями
  • Старшая группа:
  • Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
  • Фотоальбом “Один день в нашей семье”
  • Обмен информацией между родителями
  • Подготовительная группа: 
  • Альбом “Дружная семья”
  • Посещение городских выставок, музеев
  • Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню Победы, Дню города
  • Привлечение родителей при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций

Блок «Мой город»

  • познакомить детей с историей возникновения Санкт-Петербурга, его традициями, улицами, проспектами;
  • воспитывать у дошкольников  положительное отношение к родному краю, уважение, гордости за принадлежность к своему городу, своей стране и её народу;
  • готовности и стремлению к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
  • Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города» и т.  п.
  •  дать представление о жизни города, о парках и скверах, о людях и их профессиях, работающих в этом городе и многом другом интересном;
  • прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
  • формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

Организованная деятельность

  • Средняя группа
  • Уголок «Мой город»
  • Д/и «Собери картинку»
  • «Выложи силуэт»
  • Старшая группа
  • Уголок «Мой Санкт-Петербург»
  • «Лабиринты»
  • Д/и «Найди чья тень»
  • Подготовительная группа
  • Уголок «Я живу в Санкт-Петербурге»
  • Альбом «Мой любимый Санкт-Петербург»
  • Макет-рисунок микрорайона (расположения детского сада)
  • Альбомы примечательных мест города для рассматривания во всех возрастных группах

Блок «Моя страна»

  • Познакомить с государственной символикой нашей родины - России
  •  Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
  •  Познакомить с художественной литературой, репродукциями картин
  • Познакомить с праздниками

Организованная деятельность

  • Средняя группа
  • Альбом для рассматривания
  • Старшая группа
  • Альбом «Города России»
  • Подготовительная группа
  • Альбом «Широка страна моя родная»

       Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»

Блок «Мои традиции»

  • Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
  • воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
  • прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.

Организованная деятельность

     Праздник «Масленица»

     Праздник «День Защитника Отечества»

     Праздник «8 Марта»

     Праздник «Пасха»

     Праздник «День Победы»

     День города

     Знакомство с устным народным творчеством

Формы работы с детьми и их родителями:

  • помощь родителей в оформлении мини-музея «Бессмертный полк. День Победы»;
  • подборка исторического материала о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях;
  • проведение собрания пап, с целью подготовки встречи с детьми, для ознакомления их с различными родами войск;
  • организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • совместная образовательная деятельность
  • праздники и развлечения;
  • туристические походы;
  • родительские собрания;
  • заседания круглых столов;
  • субботники;
  • консультации;
  • анкетирование
  • выставки
  • фотовыставки
  • Создание альбомов

Памятка для родителей

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Вывод:

Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

    Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...

Статья: "Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста".

Познавательная активность в структуре  особых образовательных  потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возрастаНесмотря на распространенное использование в психолого...

Использование демонстрационных опытов на примере изучения темы «Вода» в группе для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и...

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития

При организации педагогического процесса, направленного на воспитаниепатриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...