Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лынова Наталья Викторовна

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Одна из актуальных проблем гармоничного развития детей – развитие их образной речи, речевого развития, художественных средств языка. Важным моментом в решении данной проблемы является обогащение речи детей словарным составом, среди которого увеличение количества синонимов, антонимов, обобщающих слов, рост придаточных в сложноподчиненных предложениях. Достижения в речевом развитии детей будут ценными при умении владеть нормами языка: фонетики, лексики, грамматики, а также синтаксисом, владеть связной речью, семантическими языковыми понятиями, образностью и выразительностью. 
К.Д. Ушинский – основоположник дошкольного воспитания в книге «Родное слово» особое внимание уделял развитию речи детей дошкольного возраста. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим.  Художественный материал был тщательно подобран: стихотворения, басни, сказки, которые способствовали развитию мышления, воображения, памяти детей, помогали развивать их речь. Образы, которые использовал К. Д. Ушинский в «Родном слове», доступны и понятны детям, способствовали становлению их связной и образной речи.
С.Л. Рубинштейн работе «Основы общей психологии», отмечал, что речь ребенка обладает яркой выразительностью в ситуации непосредственного общения, когда «она непроизвольна, не осознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности». 
Исследования психологов В. Запорожца и др. показали, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется осмысленное восприятие действительности, которое проявляется в понимании содержания происходящего, а при чтении художественной литературы и нравственного смысла того или иного произведения.
Т.В. Ахутина, В.В. Давыдова, Н.И. Жинкин, А.М. Леушина, Н.Н. Подьякова, А.И. Полозова, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконин, и др. обращали внимание на разнообразие форм и методов речевого развития у детей, способствующих непроизвольному влиянию образности речи. 
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.).

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности.

Образная речь- речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, пословицами, загадками. Владение образнойречью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении.

Одним из эффективных методов развития речи у детей является театрализованная игра. Театрализованная игра выступает эффективным средством формирования образной речи, поскольку она способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой. 
Театрализованная игра имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Ребенок в игре отождествляет себя с полюбившимся образом и незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа (Л.И. Артемова). Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Способность игры оказывать разностороннее влияние на детей позволяет формировать опыт нравственного поведения. 
В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности театрализованной игры в развитии образности речи на основе литературного текста и игровых - ситуаций (Л.И. Артемова, Н.Ф. Губанова, О.С. Ушакова).
К концу пребывания в детском саду у детей, как правило, сформированы все компоненты речи, но ни для кого не секрет, что часто речь детей бедна в плане экспрессивной лексики. Дети правильно строят фразы, согласуют слова в предложении, чисто произносят звуки речи, но их речь не выразительна, изобилует речевыми штампами, они с трудом подбирают эпитеты, сравнения, часто не понимают значение образных выражений, особенно в современном мире, когда СМИ заменяет живое общение. Поэтому очень хочется не лишать наших детей такого богатства как театрализованная деятельность, устное народное творчество- в нем жизнь, мудрость, прошлое и будущее нашего народа! Это ценная кладовая нашей культуры, которая позволит обогатить, расширить речь наших детей их духовную целостность!

Согласна на публикацию статьи в сборнике актуальные проблемы исследования, размещение статьи на официальном сайте колледжа на компакт-диске.

Список использованной литературы:

1.Артемова Л. В.

Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил.

2.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

3.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.

4.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. 2-е изд. М.: Между-нар. образоват. и психол. колледж, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...