статья " Формирование основ культурного поведения у дошкольников".
статья

Малкова Оксана Николаевна

Статья "Формирование основ культурного поведения" поможет педагогам научить детей в процессе повседневного общения со сверстниками жить в коллективе, уважать друг друга, бережно относиться к вещам, природе, к собственному дому – то есть в  формировании внутренней культуры, развитии нравственных качеств личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                       О.Н. Малкова (Гурьевск)

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, гуманизации направленности педагогического процесса, особое значение придается социальному развитию подрастающего поколения.

Дошкольный возраст для каждого человека, является первой ступенькой, когда ребенок входит в широкий социальный мир, где он приобретает большой социальный опыт общения с взрослыми и сверстниками, а также формируется как личность.

Одной из актуальных проблем в современном обществе является социальное развитие подрастающего поколения.

Мы все живем в обществе, которое состоит из разных людей, - разных по вероисповеданию, национальности, уму, характеру, но, не смотря на наши отличия, мы должны жить в согласии и понимании. Сможет ли ребенок найти свое место в жизни, раскрыться как личность – зависит от взрослых, которые его окружают. Родители и воспитатели должны дать азы культурного поведения, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, умным, добрым.

Современное представление о развитии системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры.

Главной целью системы образования на сегодняшний день является подготовка подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Многие известные педагоги, философы и психологи обращали внимание на вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности. Это Я.А.Коменский,  К.Н.Вентцель, В.Сухомлинский, В.С.Мухина, Л.И.Божович, Л.А.Венгер и др.

В словаре К.М.Хорунженко, культура поведения определяется как «совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре» [4;с.287].

Такие исследователи, как С.В.Петерина, И.Н.Курочкина, Л.Ф.Островская и другие говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников [1;с.86].

Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Социально-коммуникативное развитие – одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования, которое отражено в требованиях ФГОС, включено в содержание федеральных и региональных комплексных программ («Детство», «Я – человек», «Детский сад – дом радости», «Истоки», «Радуга», и др.).

В дошкольных образовательных учреждениях в дополнение к основной общеобразовательной программе используются парциальные программы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка, которые рекомендованы Министерством образования РФ [2].

Оригинальные методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста хорошо представлены в парциальных программах таких как: «Учусь жить среди людей» (Н.И.Заозерская), программа «Поговорим о вежливости» (А.А.Лопатина, Н.В.Дурова, Н.Н.Курочкина и др.), программа «Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская).

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна, так как при отсутствии воспитания и при неправильном влиянии взрослых происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

Я, работаю в детском саду воспитателем, и давно занимаюсь этой темой. Когда я набираю группу детей младшего возраста, то ставлю перед собой, как воспитатель цель: формирование основ базовой культуры личности ребенка.

Для достижения этой цели решаю задачу: развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

В своей работе по воспитанию культуры поведения детей, использую следующую методику: тестирование детей, специально организованные занятия, дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, создание специальных ситуаций, праздники и развлечения, режимные моменты, традиции группы («Сладкий стол», День рождения), мини-срезы знаний и навыков детей через игры, самостоятельное выполнение в соответствии с жизненными обстоятельствами.

Основные методы и приемы, которые применяю в своей практике: наглядные, словесные, практические.

К наглядным методам и приемам относятся: образцы правильного поведения воспитателя, литературного персонажа, героя мультфильма; использование фото, видео, аудиоматериалов, рассматривание картин, иллюстраций.

Словесные: беседы, игры, поощрения, чтение художественных произведений, рассказ взрослого из истории этикета, рассказы воспитателя из личного опыта.

Практические: обыгрывание ситуаций, изготовление вместе с детьми необходимых материалов и пособий для занятий по этикету, практические действия с каждым ребенком.

Вся работа строится через: обучение, игру, труд, бытовую и повседневную деятельность, а также восприятие произведений искусства.

Формирование основ культурного поведения у детей реализовываю через следующие формы: учебную, игровую, трудовую, бытовую, индивидуальную, подгрупповую, коллективную.

Составленные мной методические пособия «Уроки вежливости и этикета для детей», «По страницам любимых книг», «Игры», и приложение к ним «Наши правила» представляют собой курс практических занятий, бесед, а также художественного слова, по формированию навыков общения у детей. Занятия учитывают особенности психического развития детей дошкольного возраста. С помощью этого пособия ребенок в занимательной игровой форме знакомиться не только с правилами хорошего тона, но и учиться представляться, знакомиться, прощаться; правильно вести себя за столом, в театре, цирке, поликлинике, общественном транспорте; пособие знакомит с азами вежливости, уступчивости, сострадания.

Родители часто задают вопрос: что нужно знать, чтобы обучать детей правилам хорошего тона и формировать у них навыки культуры поведения, прививать им доброту, культуру общения, умение занять себя, ладить с друзьями, эстетический вкус?

Чтобы со знанием дела подойти ко всем вопросам по воспитанию, разработала сборник методических рекомендаций для работников ДОО и родителей «Школа этикета для взрослых»[5], где предлагаются методические рекомендации для родителей и воспитателей, которые помогут развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру общения. В нем представлены родительские собрания, круглый стол, консультации, советы, беседы.

Практическая значимость этих пособий заключается в том, что результаты теоретического исследования могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в практической деятельности.

Методические рекомендации «Школа этикета для взрослых», были представлены в сборнике материалов победителей конкурса «Планета детства» [4;с.24], который проводился в Кемеровской области в 2012 году.

Чтобы у ребенка сформировать «правильное» поведение, мы совместно с детьми сочиняем правила и записываем их в сборник «Наши правила», а соблюдать и закреплять нам их помогает «светофор». «Светофор» (три цветных круга из картона) – является одним из способов оценки и самооценки детьми своего поведения и своих сверстников. На нем дети в конце дня отмечают факты соблюдения или нарушения правила – прикрепляют прищепку-брелок к кругу соответствующего цвета (красный цвет – нарушал постоянно правила поведения в течение дня, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдал правила). Иногда бывает и так, что ребенок не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется». Результаты поведения, отмеченные детьми на «светофоре», воспитатель переносит в табель «Как я провел день в детском саду», который помогает в конце месяца проанализировать поведение детей и наградить «знатоков» правил культурного поведения. Родители, с помощью этого табеля, каждый день могут отслеживать поведение ребенка в детском саду и направлять его в «нужное русло», ведь требования в детском саду и в семье должны быть едины.

Этот способ оценивания поведения очень помогает мне в работе с детьми старших групп. Сначала правило, конечно, будет нарушаться очень часто, но постепенно поведение будет корректироваться, что приведет к выработке «правильного» поведения ребенка и станет в дальнейшем нормой.

Работая по этой теме, я постоянно провожу диагностику результатов детей, с учетом возрастных особенностей, на основании которой можно сделать вывод, что дети имеют представления о правилах поведения и владеют определенными навыками. Но работы предстоит сделать еще много, даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях. Чтобы правило стало осознанным оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно-значимым, должно стать мотивом действия ребенка.

Главное в моей работе это то, что моя работа дает свои результаты: в родителях – я вижу своих помощников, в педагогах – единомышленников. И я уверена в том, что благодаря совместным усилиям к концу дошкольного детства будут сформированы основы базовой культуры личности ребенка.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что, формировать у детей навыки культурного поведения нужно начинать с детства. В детском саду для этого создано немало возможностей, где дети с большим интересом учатся решать сложные проблемы выбора, решая, почему надо делать так, а не иначе. Задумываются над вопросами общения друг с другом, с взрослыми, с природой, искусством. В процессе повседневного общения со сверстниками учатся жить в коллективе, уважать друг друга, бережно относиться к вещам, природе, к собственному дому – это и есть воспитание души, ума, формирование внутренней культуры, развитие нравственных качеств личности.

Все зависит от взрослых, от их любви к детям, от желания добиться цели. Необходимо большое терпение, уметь подыгрывать во всех играх, фантазировать, перевоплощаться, создавая атмосферу эмоционального подъема.

Воспитывать ребенка надо с рождения, а совершенствоваться ему предстоит всю жизнь.

Дети – наше будущее, которое зависит от нас!

Список литературы:

  1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Петрова Е.А., Орлова Л.М.: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512с.
  2. Закон РФ «Об образовании» п.5ст.14
  3. Планета детства: сборник материалов областного конкурса 2012 г./ под ред. Ю.В. Полянской – Кемерово: ООО Издательский дом «Лидер», 2012. – 210с.
  4. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 637 с.
  5. https://pedportal.net  Педпортал – учебные материалы для учителей и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к общему родительскому собранию в детском саду "Формирование основ культурного поведения на улице и в общественном транспорте"

Уважаемые мамы и папы!Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям осо...

Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста.

Воспитание глубоко нравственных чувств, умение жить с людьмии проявлять заботу о них осуществляется всей системой воспитания...

Статья: "Формирование основ безопасного поведения на улице"

Актуальность проблемы дорожно-транспортных происшествий  в России по своим масштабам   имеет все признаки национальной катастрофы. Эта тема просто жизненна необходима для  обу...

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Статья "Формирование основ безопасного поведения дошкольников с использованием ИКТ"

    По результатам статистики ежегодно происходят десятки тысяч чрезвычайных ситуаций на дорогах, в быту, в природе с участием детей и подростков. Именно поэтому безопасность детей ос...

Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»  – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»

 Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не пр...