Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.
консультация

Дзюба Наталия Геннадьевна

Использование  различных  техник работы с бумагой  в развитии  художественного творчества у  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага».

Использование  различных  техник работы с бумагой  в развитии  художественного творчества у  дошкольников.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение,

ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи  информации, но и для отделки, упаковки, изготовления денег, фотографий. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности.

Бумага - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы  растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры).

Бумага была изобретена в Китае во II веке до нашей эры.

В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт.  В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности.

Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требуется  большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Существуют разные виды бумаги, которые используются для поделок: бумага обычная, цветная, бархатная, гофрированная, упаковочная,журналы, газеты, коробки. Все это идет в ход в умелых руках.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, сенсорное восприятие, глазомер,логическое воображение, волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, фантазию и творческую индивидуальность,художественные способности и эстетический вкус.Работа с бумагой доставляет детям огромное наслаждение, воспитывает  у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с бумагой позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования ножницами, иглой, клеем, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках.

Работа с бумагой способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства, так как позволяет сделать подарок своими руками.

Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами»,«киригами»,  «квиллинг», торцевание на пластилине, создание различных объемов с использованием техник «бумагопластика», бумагокручение.

Аппликация – происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции. Это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами.

Объемная аппликация из бумажных салфеток.

Ребенок с удовольствием скручивает кусочки  салфеток в небольшие жгутики или комочки, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта.

Бумагокручение - еще одна техника работы с бумагой.Бумагокручениеосновано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

В процессе занятий бумагокручением можно использовать двустороннюю

бумагу, разноцветныесалфетки, гофрированную бумагу.

Квиллинг.

Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья «квиллинг» получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами  - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру.

Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц.  Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами).  Считается, что занятия бумажной пластикой положительно влияют на эмоции человека, поэтому  оригами используют в арттерапии.

Киригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов:киру - резать и ками - бумага.

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично так и асимметрично. В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up),а также целые архитектурные сооружения из бумаги.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги,  ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем  вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В   Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название "вытинанка".

Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать.  Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы;  а технологии  изготовления постоянно совершенствуются.

Из  салфеток можно сделать красивые цветы.

Салфетку разрезать на квадраты. Сложить гармошкой и перевязать  посередине. Край можно вырезать лепестками, а можно  оставить и так. Расслаивая салфетку, аккуратно поднять каждый слой вверх. Получившийся цветок можно украсить листьями.

Корзиночка из плотной бумаги.

Материалы: плотная цветная бумага, клей, ножницы.

Расчерчиваем шаблон корзинки.

Лист бумаги формат А4 делим на три части (по 6см.).

По горизонтали откладываем 4 раза по2см., 10см., и опять 4 раза по 2см.

Цветы из гофрированной бумаги.

Этапы работы:

Отрезаем шесть полосок из бумаги шириной не более 4 см.

Скручиваем посередине полоску и складываем ее пополам.

Растягивая слои бумаги, делаем выпуклый лепесток.

Сжимаем и закручиваем основание.

Берем зеленую бумагу, нарезаем ее на полоски шириной два сантиметра поперек линиям гофрирования.

Берем проволоку длиной 20 см, обклеиваем ее полосками гофрированной зеленой бумаги.

Вокруг стебля помещаем 3 внутренних лепестка и сверху 3 наружных.

Приматываем лепестки полоской зеленой бумаги, предварительно намазав на нее клей.

Дополнительно можно приклеить лепестки из гофробумаги зеленого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в областиорганизации взаимодействия с родителями воспитанниковØ уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с ро...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патриотического потенциала детей».

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патрио...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанниковЗадачи:уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действи...

Семинар-практикум для воспитателей "Значение сказкотерапии в работе педагогов с детьми"

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших во...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»...

Семинар-практикум с воспитателями: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ДОУ»

Передача опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ; оптимизация работы по использованию разнообразных технологий для развития двигательной активности и укреплен...