Интеграция образовательных областей как способ развития творчества деятельности детей.
консультация

Дзюба Наталия Геннадьевна

Принцип интеграции образовательных областей - основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом. Данный принцип является  инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей как способ развития творчества деятельности детей.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,  природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

     Принцип интеграции образовательных областей - основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом. Данный принцип является  инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция  – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности.

Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя, иногда добавляя или удаляя элементы или части.

Интегрированная деятельность построена по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планирование деятельности по теме, общей для всех образовательных областей (тематическое планирование). При этом педагоги имеют возможность решить несколько задач развития одновременно.

Использование интегрированного подхода к деятельности дошкольников имеет определенные преимущества:

•Повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обучения и воспитанности учащихся.

•Способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

•Способствует развитию изобразительных, двигательных, музыкальных способностей, навыков и умений;

•Позволяет систематизировать знания;

•Способствует развитию эстетического восприятия, художественно – образного воображения, творческого мышления детей.

•Позволяет избежать перенапряжения, перегрузки утомляемости детей, вовлечение их в активную работу на каждой минуте деятельности.

•Способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога, так как требует от него владение методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.
        Художественная деятельность в детском саду является частью общего педагогического процесса и при правильной организации этого процесса использование принципа интеграции становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.

         Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Художественное творчество воспитывает у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в самом творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

        Интеграция в образовательном процессе художественное творчество – особо выстроенный структурный процесс, направленный:

•На обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

•Развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

•Формирование способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;

•Развитие желания выражать себя в какой – либо деятельности.

         Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.     Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского

творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской

художественной деятельности.

          Интеграция в первую очередь должна проявляться внутри самой области. Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области. Это значит, что в работе с детьми не должно быть жесткого разделения на продуктивные виды деятельности, а максимально должно осуществляться их взаимопроникновение. Так, например, дети лепят, потом украшают свою работу узором и используют созданные фигурки в настольном театре.

          Внешняя интеграция проявляется в том, что все основные задачи содержания образовательной области «Художественное творчество» заключены в комплексно-тематическом планировании. Педагог должен творчески подойти к решению данной задачи и специально усилить взаимопроникновение образовательных областей. Это значит, что одновременно с развитием художественного творчества детей постоянно проводится работа над развитием интегративных качеств личности ребёнка: активности, любознательности, эмоциональной отзывчивости, умения управлять своим поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные задачи, владеть универсальными предпосылками учебной деятельности. Этому во многом способствует то, что в основу реализации комплексно-тематического планирования положен примерный календарь праздников.

          Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникации, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

         Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

1. «Познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

2. «Коммуникация». Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. «Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

4. «Чтение художественной литературы». Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

5. «Труд». Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. 

6. «Физическая культура». Развитие мелкой моторики, цвет-терапия, арт - терапия.

7. «Музыка». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.

8. «Здоровье». Воспитание культурно-гигиенических навыков. 

        Процесс интеграции художественного творчества с другими образовательными областями в нашей группе можно проследить на одном из примеров.

Непосредственная образовательная деятельность - рисование с темой «Поезд». Детям  предложили  нарисовать вагончики к уже готовому паровозу.  Воспитатель показывает приёмы рисования, которые необходимо использовать при работе.

Непосредственная образовательная деятельность, но уже Познание (Формирование целостной картины мира), тема «Транспорт», на котором закрепили имеющиеся знания о видах транспорта, но особое внимание уделили поезду, выяснили, какое значение он имеет в жизни людей, познакомились с профессией машиниста. Далее была организована сюжетно - ролевая игра «Путешествуем на поезде», в ходе которой дети проявили не только игровые навыки, но и познакомились с правилами поведения, во время поездки на поезде.

Еще один пример интеграции художественного развития детей с другими образовательными областями.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осенний лес», беседа об осеннем лесе, закрепление знаний о сезонных изменениях в лесу (познание, коммуникация). Непосредственная образовательная деятельность – рисование «Осенний лес». Слушание музыки во время рисования. Проведение пальчиковой гимнастики (физическая культура). Во время прогулки рассмотреть осенние деревья, повторить их названия, формировать бережное отношение к природе.

Организация сюжетно - ролевой игры «Прогулка в осеннем лесу». Перед игрой уточнить правила поведения в лесу (безопасность).






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...

Интеграция образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Этот доклад был зачитан на педагогическом совете. Будет полезен для воспитателей детских садов....

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...

Презентация "Оригами, как способ интеграции образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество".

Презентация для педагогов ДОУ  "Оригами, как способ интеграции образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество"....