Педагогический опыт на тему: "Дидактическая игра ка средство развития познавательной деятельности дошкольников"
статья (старшая группа)

Игошина Людмила Васильевна

Использование в своей работе дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт воспитателя МДОУ"Детский сад№16" г.о.Саранск Игошиной Людмилы Васильевны                                                            Тема:"Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.       Игра- это огромное светлое окно, через  которое в мир ребёнка         выливается живительный поток представлений, понятий.                           Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности."

В.А.Сухомлинский

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования  учебно-воспитательного процесса.

   Дошкольный возраст -яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время рождения личности. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.  В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм, которые  использую как в учебной, совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Они выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, развивается мыслительная деятельность ребёнка, повышается  интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает  лучшее усвоение программы.  Дидактические игры создают условия для формирования предпосылок  учебной  деятельности  и обеспечение социальной успешности дошкольника, ведь игра для ребёнка одновременно является и развлечением, и способом познания, а также сферой приложения своей  фантазии. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение , что повышает познавательную активность ребёнка. Ребёнок , увлеченный игрой не замечает того, что он учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. От того какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит путь и результат решения стоящей перед ним задачи. Поэтому эффективность дидактической игры как средство развития познавательной  активности детей дошкольного возраста очевидна. С помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.                Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Они избалованы изобилием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную  психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители , и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей работе воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Поэтому от нас,  педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр, сохраняя баланс между желанием ребёнка и пользой для него, большое внимание уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребёнка.  Проблема дидактической игры. как средство развития познавательной активности детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   Главной идеей для формирования моего опыта на тему:"Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста" то, что именно в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребёнка, его познавательную активность, научить самостоятельно искать решение поставленных задач. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.                                             Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Выбор форм работы я осуществляю в зависимости от возраста воспитанников, от оснащенности предметно-развивающей среды, от опыта и творческого подхода. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к  поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:                                                                                                             - чтобы любая детская деятельность была мотивированной и  для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий;   -чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, могли говорить, рассуждать по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде;                                                                                                         -чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось;                                                                                        -чтобы тщательно продумывать содержание предметно-развивающей среды по возрастам, постоянно обновлять игровую и наглядную среду, чтобы дети могли закрепить знания, умения, навыки в самостоятельной, свободной деятельности. Дидактическая игра позволяет формировать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формируя познавательные компетенции воспитанников. Важно помнить о главном -не делать за детей то, что они могут делать сами, не торопить, а дать время им подумать...

Теоретическая база опыта.

   В современном российском образовании стали укрепляться новые тенденции, ориентированные на развитие функционально грамотной личности, сознания, деятельности обучающегося в процессе обучения. Если раньше приоритетной целью обучения являлось "усвоение всей суммы знаний, которое  выработало человечество", то в новых условиях на первый план выходит личность обучающегося, способность его к "самоопределению и самореализации", к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Это происходит в процессе их активной познавательной деятельности. Именно игровая деятельность дошкольников способствует развитию у них умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Исследования психологов и педагогов, посвященных влиянию игровой деятельности на развитие познавательной активности дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста -истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великие педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева и др.              Исследования З.М.Богуславской, посвященные изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён  в  практическую или  изобразительную деятельность в игровой форме. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие дошкольника, реализуются возможности и творческие проявления.                                                                                        Научить ребёнка думать - нелёгкая задача, стоящая перед педагогом. К.Д.Ушинский писал:"Мечтать легко и приятно, но думать трудно..."   Знаменитый ученый Эрик Берн пишет:"...Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть". Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещен в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований. на формирование опыта моей работы оказали влияние и изучение методической литературы: 1.З.А.Михайлова и др."Математика от трёх до семи".                                      2.Л.Е.Белоусова "1,2,3,4,5 - начинаем мы играть!"                                               3.А.К.Бондаренко "Дидактические игры в детском саду".                                                     4. Л.В.Артёмова "Окружающий мир в дидактических играх дошкольников". 5.А.И.Сорокина "Дидактические игры в детском саду".                                               6. З.А.Михайлова "Игра и дошкольник. Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх".                                                                                     7. Л.А.Венгер и др."Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста".                                                                               8.Б.П.Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры".   9.З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников".  

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

   Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка, через осознания ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства, методы, исходя из основных задач ДОУ, в основе которых лежит развитие ребёнка , укрепление его психического и физического здоровья.                               В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник -маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя  окружающий мир. Знакомя дошкольников с окружающим миром, произведениями художественной литературы я использую элементы экспериментальной и исследовательской деятельности. И большую помощь оказывают мне в этом схемы и алгоритмы, которые помогают развивать у детей память, внимание, мышление, воспроизводить необходимую информацию. При проведении организованной образовательной деятельности  игра используется  как часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте в своей работе я эффективно использую сказочных персонажей, в более старшем -занимательные сюжеты, игры-путешествия, игры -развлечения и т.д.. Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, познавательными  задачами, проблемными ситуациями, загадками, игровыми упражнениями, сюрпризными моментами. Это создаёт положительный эмоциональный фон, естественную творческую обстановку, стимулирует активность детей, развивает у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, считать, сравнивать, обобщать. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы  учитываю особенности развития детей, что помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.                                     С целью активизации, самостоятельной деятельности детей, желание закрепить полученные знания на занятиях в группе  создана соответствующая предметно-развивающая среда, направленная на развитие познавательных и творческих способностей детей.                                                                                                         В своей работе с детьми я формирую социальные умения и навыки будущего дошкольника. необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования.            

Анализ результативности.

Проводимая мною работа по развитию познавательной активности дошкольников дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого расширился опыт познания. Играя. дети научились понимать схемы. алгоритмы. распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, находить ошибки , предвидеть результаты своих действий. В процессе игр и упражнений дети легко познали отношения больше -меньше, столько же, больше(меньше) на 1,2,3,4,5. Кроме того дети освоили пространственные отношения. Все это способствовало развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Применение в своей работе игровых технологий позволили вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые дети раскрыли свои способности, стали раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Дети научились высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих сверстников, активно формулировать речевые умения, слушать, рассказывать.  Очень важна работа, проводимая с родителями. Сотрудничество с ними дают возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания. В своей работе я использую различные формы взаимодействия:                             *Дни открытых дверей;                                                                                                           *Родительские собрания "Играют дети -играем вместе","Игра в жизни ребёнка";                                          *Викторины "Учимся, играя", "Поиграй-ка";                                                                  *Анкетирование родителей"Игры и игрушки в жизни ребёнка";   *Индивидуальные консультации, рекомендации, памятки;                    *Информационные стенды, папки-передвижки, демонстрация картотек игр, выставка литературы по данной тематике.                                                 Необходимо, чтобы родители четко знали, что семья способна развивать познавательную активность  ребёнка уже в дошкольном возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы детей к всестороннему развитию, создавая для этого все условия.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

  Изучая проблему познавательной активности дошкольников, я пришла к выводу. что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять в своей работе с детьми  новые  игровые технологии.                                                                                                                                 С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:                                  - систематически включать в образовательную деятельность, режимные моменты, самостоятельную деятельность  дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности дошкольников;                                                                                                - большое внимание уделять моделированию. схемам, алгоритмам, которые помогут  развивать у детей память, внимание, мышление, воображение;                                                                                                   - применять в работе с детьми игровые технологии, которые способствуют овладению ребёнком не только определенной суммой знаний и умений, а также развитию  его умственных способностей. В дошкольном детстве ребёнку приходиться решать  сложные и разнообразные задачи , требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.  И моя задача, как педагога, используя современные игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников, способствовать успешной адаптации ребёнка в любой социальной среде и  развитие личности ребёнка в целом.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

   Представленный материал будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, родителям в плане организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.  В целях обмена опытом с коллегами, провожу открытые занятия, мастер-классы, выступаю на педсоветах , городских и республиканских семинарах, повышая свой профессиональный уровень.                                                                                                                                Свой педагогический опыт я разместила на сайте ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра - как средство развития  познавательной деятельности дошкольников...

Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельно...

Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной презентации описывается опыт работы Новиковой  Екатерины Сергеевны,  воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....

Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"

Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"...

Опыт работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стреми...

Презентация. Тема «Дидактические игры как средство развития познавательной активности дошкольников»

Игровая технология.В дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности,поэтому применение игровой технологии являетсяобязательной частью воспитательно-образовательногопроцесса.Главная цель иг...