«Использование пособий в формировании звукопроизношения дошкольников»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Терентьева Наталия Владимировна

Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пособий в формировании звукопроизношения дошкольников»

Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах с дальнейшими негативными последствиями.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии год от года не уменьшается, а неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки не только правильным звукопроизношением, но в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, неуверенного закомплексованного поведения.

Отправной точкой при разработке современных методик является представление о том, что в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, поэтому при исправлении неправильного звукопроизношения использование нетрадиционных специальных игровых приёмов и упражнений, разнообразных пособий может способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. Существуют различные методики и приёмы коррекционной работы, направленные на исправление звукопроизношения.

I. Дыхательная гимнастика с одновременным выполнением упражнений для плеч, туловища, рук, выдыханием теплого или холодного воздуха с длительным (ХХХХ; Ш Ш Ш Ш – «задуть свечу») или коротким (Х – Х – Х; Ш – Ш – Ш – «задуть три свечи») звуком.

II. Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику, развивающие органы артикуляционного аппарата и речевого дыхания: методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Это нетрадиционные упражнения, вызывающие положительные эмоции у детей с шариками, ложкой, трубочками, султанчиками. Система упражнений новой технологии, способствует воспитанию правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, формированию длительного и плавного речевого дыхания.

III. Игры и упражнения для развития мелкой (ручной) моторики.

1. С предметами: «Забей мяч в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота); «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью), «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание мячика в ладонях), «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см. в разные стороны пальцами), «Меткие стрелки» (сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч, щелчком передавать мячик для пинг-понга), «Чьё звено скорее передаст клюшки, мячи!». Развить силу, быстроту, мелкую моторику, создать условия для сопряжённого развития крупных и мелких мышц помогают динамические часы на основе элементов спортивных игр с ракетками, битами, мечами разного диаметра.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук: («Надеваем перчатки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку»); для более эффективного массажа кисти используем грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш;

5. Театр в руке: (для повышения мышечного тонуса: «Рыбки», «Осьминожки»).

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

VI. Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. К ней относятся: логопедическая, фонетическая и речедвигательная.

Логопедическая ритмика. Это – система движений в сочетании с музыкой и словом. Улучшается состояние костно-мышечного аппарата, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, формируется правильная осанка, походка. В настоящее время она все более широко применяется в различных методиках и как самостоятельное средство воздействия на речь ребенка, а также в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Другой методикой, способствующей преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Предлагаемые нетрадиционные занятия, упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Хочется, чтобы они были интересными и разнообразными, для этого стараюсь сочетать в них разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой и общей моторики, работу над звукопроизношением и связной речью. Эти занятия, с одной стороны, учат детей больше пользоваться в речи прилагательными, наречиями, развивают фонематическое восприятие, исправляют ошибки в звуконаполняемости слов, а с другой – развивают дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, запоминание и воспроизведение речевого и двигательного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. " Учебное пособие"

Вступительная статья, объясняющая мотивацию создания пособия и небольшая часть картинок, иллюстрирующих пособие....

Практическое пособие «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

В данном пособии вы сможете найти упражнения речевой гимнастики, которые подготовят артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи.Дыхательные упражнения помогут выработать длительную и точно...

Авторское дидактическое пособие по формированию профориентации дошкольников "Сундучок. Дом профессий"

Развивающее пособие является мобильным, трансформируемым, подходить для организации индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей....

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...

Методическое пособие на тему: « Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников»

Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями....

«Использование пособий Воскобовича в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Конспект семинара - практикума для педагогов по внедрению в образоватеьный процесс пособий В. В. Воскобовича....