Картотека игровых упражнений для развитие познавательной активности детей.
картотека (старшая группа)

Орлова Оксана Михайловна

Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих, умственных и познавательных способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Упражнение «Очень я тебя люблю».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Дети взявшись за руки становятся в круг и по очереди смотря друг другу в глаза говорят «Очень я тебя люблю, тебе дарю я…» (улыбку, добро, радость, хорошее настроение, любовь и т.д.)

Воспитатель: «Почувствовал, как сразу стало теплее от улыбок, от нашего хорошего отношения друг к другу».

  1. Упражнение «Поле из пуговиц».

Цель: Развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (все пуговицы абсолютно уникальны и не повторяются). У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.

  1. Упражнение «Волшебные рассказы в кляксах».

Цель: Развитие воображения, речи.

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

Детям предлагается начало, какого-либо рассказа. Например, «Жила была девочка Катя и как-то раз она вышла на прогулку со своей кошечкой Марусей. Был тёплый, солнечный день и вдруг откуда ни возьмись…» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

  1. Упражнение «Добавь слово».

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет (например, «стол»), второй повторяет названное слово и добавляет своё (например, «Стол, дерево». Третий ребёнок повторяет уже названные слова и добавляет своё слово (например, «стол, дерево, дом). Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не повторит все сказанные слова и не добавит своё.

  1. Психологическая разминка.

Цель: формирование позитивного эмоционального настроя, снятие психического напряжения.

Тучка с солнышком опять

В прятки начало играть:

Только солнце спрячется - (закрываем лицо ладошкой)

Тучка вся расплачется - (делаем грустное лицо)

А как солнышко найдется - (закрываем лицо ладошкой)

В небе радуга смеется - (делаем веселое лицо)

  1. Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».

Цель: развитие мышления, способности сравнивать, выделять существенные признаки предмета, развитие речи.

Воспитатель предлагает детям сравнить два предмета (например, «самолет и птица»), чем они похожи и чем отличаются.

  1. Игра «Собери движения по кругу».

Цель: развивать двигательную и зрительную память.

Воспитатель с детьми становятся в круг, взявшись за руки начинают двигаться и говорят такие слова: «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Все останавливаются, и первый ребёнок показывает движение, а затем показывает пальцем на любого из детей и тот, на кого он показал, придумывает и показывает движение, которое повторяют все дети, стоящее в кругу. Затем игра повторяется, и каждый ребенок, должен показать все движения, которые выполнялись предыдущими игроками. Игра проводиться до тех пор, пока каждый из участников не покажет всю серию движений и свое движение в завершении.

  1. Упражнение «Путешествие в будущее».

Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.

Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. Давайте мы сейчас с вами превратимся в волшебников и попробуем пофантазировать, мы можем с вами придумать описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или людей из будущего или всё что пожелаете. По окончании работы дети рассказывают о своих работах.

  1. Упражнение «Веселый человечек».

Цель: Развитие воображения, творческую способность.

Возьмите среднего размера картофелину, обрежьте так, чтобы она могла стоять  на блюдце. В верхней ее части сделайте углубление, положите в него немного семян кресс-салата и слегка увлажните. На самой картофелине сделайте веселую мордашку. Для этого вырежьте из цветной бумаги глаза, нос, рот и приклейте клеем. Когда семена начнут прорастать, получится веселый человечек с зеленым ежиком вместо волос.

  1. Упражнение «Хорошие дела».

Цель: Развитие уверенности в себе, уважительного отношения к окружающим.

Возьмите красивую коробку (ее можно обклеить красивой бумагой или раскрасить). Объясните ребенку, что это его личная копилка  хороших поступков. Сложить туда хорошие поступки можно, если ребенок откроет крышку и расскажет о них.  Хорошо, если это станет ритуалом, например, он каждый вечер открывает крышку и рассказывает, что  он сегодня сам оделся, помог бабушке подмести пол, или поделился конфетами с сестрой. Когда коробка наполнится, а это определите вы, малыш найдет в коробке сюрприз.

  1. Упражнение «Путешествие мышки».

Цель: Развитие внимания, переключаемости, скорости реакции.

Возьмите лист бумаги и расчертите его на 12 одинаковых по размеру клеток. Пусть ребенок раскрасит эти клетки в разные цвета. Теперь отправим в путешествие воображаемую  мышку. Вы говорите ребенку: «сейчас мышка находится в красном квадрате». Теперь мы командуем: «Мышка, вверх!» В каком квадрате она оказалась? Правильно в зеленом. «Мышка, вправо!» - где она теперь?  В желтом». И т.д.  Дальше ребенок следит за передвижением мышки сам, а вы только подаете команды. Вдруг вы говорите «Мышка, стоп!». Ребенку нужно назвать, в каком квадрате она остановилась. Теперь поменяйтесь с малышом ролями, пусть он руководит мышкой, а вы следите за ее передвижением.

После многократного повторения можно закрыть лист бумаги и под команду выполнять движения в разные направления. При этом тот, кто даёт команду, должен угадать, в каком квадратике находится мышка.

Рефлексия. Подведение итогов о том, что же мы сегодня научились делать и что нового узнали.

Ритуал прощания: «Мы сегодня трудились, не ленились. Наши славные дела, будем помнить мы всегда».

Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих, умственных и познавательных способностей. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать, и каждая игра может стать по-настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры, предложенные мной, в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и вам взрослым! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста

Система игровых упражнений на развитие  памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...

Использование авторских игр и игровых упражнений для развития познавательной активности детей с ТНР

Сталкиваясь с проблемами обучения детей с речевой патологией, логопедам приходится искать вспомогательные средства, способствующие поддержанию познавательной активности в течение всего занятия. Одним ...

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....

Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...