Конспект серии занятий по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»
материал (средняя группа)

Подготовила и провела: Заика М.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye_nashego_kraya_2.docx631.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект серии занятий по экологии в старшей группе

«Дикие животные нашего края»

Подготовила и провела: Заика М.В.

                   2018 г. Ясный

Экология «Дикие животные нашего края»

Области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, игра, познавательно - исследовательская деятельность.

Цели: расширять представления детей о диких животных, их образе жизни.

Задачи:

1. Обучающие: Закрепить названия диких животных и их детенышей, местом их обитания. Познакомить с дикими животными, проживающими в наших краях.

2. Развивающие: Работа по словообразованию.

3. Воспитывающие: Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа: Разучивание загадок, дидактические игры чтение сказок.

Методические приемы: беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Материалы:  картинки с изображением диких животных, загадки, применение слайдов, заготовки «паспортов», цветные, простые карандаши, фломастеры.

Непосредственно образовательная деятельность.

Как – то раз далеко – далеко в национальном парке «Таганай» (слайд 1) лесник шел по лесу (слайд 2). По пути он встретил очень много чьи – то следов. (слайд 3)

«Чьи же это следы?» - подумал лесник. Он посмотрел  на них и так, и этак… Вот цепочка мелких следов, вот крупные… А вот кто – то прыгал– один след длинный, другой короткий.  Очень интересно стало леснику, куда же ведут эти следы. И решил лесник прогуляться по лесу, поискать – чьих это лап дело. А чтобы ничего не забыть и не перепутать лесник решил сделать каждому встреченному зверю паспорт.

В: А что такое паспорт?

Д: Паспорт – это документ .

В: Правильно (слайд 4) это документ. Там написано все самое необходимое про его хозяина. На первой страничке – фотография (слайд 5), затем – прописка (место, где проживает гражданин) (слайд 6), затем информация о детях – сколько их, как их зовут (слайд 7). Вот и лесник решил сделать животным такой паспорт, только он решил добавить еще одну страничку – кто чем питается ( все-таки это не обычный, а звериный паспорт).

Но, посмотрев вокруг, лесник приуныл – следов то много, а он один. Никогда не справиться ему с таким количеством паспортов. Ведь это не просто – нужно найти зверя, познакомиться с ним, узнать, где он живет, взять отпечаток лапы, узнать, как  зовут его детенышей и что он ест. Да, дело не простое.

В: Ребята, лесник, конечно, один, но нас - то много! Может, поможем ему?

Д: Поможем!

В: Тогда давайте выберем, кто какому животному рисует паспорт. Но, чтобы все было по честному, возьмем карточки с изображением животных, перевернем их, и кто какого животного выберет, тот ему и будет делать паспорт, но сначала нужно узнать о животном все – все и хорошенько все запомнить. Договорились?

Дети выбирают карточку с изображением животного и громко его называют.

В: Ну, что, все готовы? Тогда отправляемся распутывать дорожки следов!

(Слайд 8) А вот и первые следы. Они привели нас к … (слайд 9). Давайте узнаем, кто же здесь живет.

Не портной, а всю жизнь

с иголками ходит. (Ёж)

В: Правильно! (слайд 10) Что же мы знаем о еже?

Дети рассказывают то, что знают о еже.

 

Еж – дикое животное. Латинское название ежа произошло от слова, означающего в переводе «колючий барьер». Иглы у обыкновенного ежа короткие, пустые внутри, наполненные воздухом. Ежи предпочитают опушки, небольшие поляны, перелески. Они вполне могут жить рядом с человеком. Днем ежи спят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда ежи устраивают в кустах, пещерах, ямах, заброшенных мышиных норах или под корнями деревьев. С наступлением заморозков еж плотно законопачивает вход в норку и впадает в зимнюю спячку. (слайд 11) Длится она обычно с октября по апрель. Поэтому он должен за лето запасти как можно больше жира, ведь если перед спячкой его будет недостаточно, то зимой еж может просто умереть от голода. Обыкновенный еж дикое и всеядное животное. (слайд 12) Основа его питания – взрослые насекомые, слизни, гусеницы, иногда дождевые черви. Из растений поедает фрукты и ягоды. Часто ежи лакомятся птенцами или яйцами любых мелких птиц, которые гнездятся на земле. Рождаются ежата слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, их масса тела всего 12 грамм. (слайд 13) Лишь спустя несколько часов после рождения у маленьких ежат появляются тёмные мягкие иголки. Полностью игловой покров образуется к 15 дню жизни. Взрослыми ежата становятся ближе к году.

В: Вот что мы узнали о еже. Идем дальше. А вот мы видим следы… Чьи же это следы?

Дети делают предположения.

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

В: Конечно, это белка. (слайд15). Что же мы знаем о белке?

Белка - зверек легкий, проводит  большую часть жизни высоко над землей, в кронах деревьев. Даже квартирует она не в одном дупле, а в нескольких, бывает, и в пяти. Но "главный дом" (гнездо), где она выводит потомство, у белки один. (слайд 16) Белка не спит зимой и готовит с осени несколько кладовых с пищевыми запасами, но, забывает о некоторых из них. Как полагают учёные, плохая память некоторых видов белок, в частности серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. . Кстати, белка никогда не будет грызть испорченный кедровый, какой другой орех или желудь! . Стаскивает орехи белка в укрытия, чаще всего в дупла, в которых собирается зимовать. Есть свидетельства, что "складирует" она орехи в норах, под деревьями, под пнями и даже нарочно вырывая порядочные ямы. Запасы эти нередко делаются добычей соболя, лисицы, медведя и других зверей и птиц.(слайд 17)

Два раза в год у белки появляется потомство – бельчата. (слайд 18)

В: Вот такая она – белка. Но нас уже ждут другие следы. Чьи они? (слайд 19)

Дети высказывают предположения.

Кто на своей голове

лес носит? (Лось)

В: Да, это лось (слайд 20)

Лось - самый крупный вид семейства оленей. Не смотря на свои размеры, он достаточно безобиден.  Своей внешностью лось заметно отличается от остальных оленей. У него короткие туловище и шея, высокая холка с небольшим горбом и сильно вытянутые ноги. Вот почему, чтобы напиться, лосю приходится глубоко заходить в воду или становиться передними ногами на колени. Шерсть лося очень грубая, у самцов всегда огромные, напоминающие лопату, рога. Места, в которых обитают лоси, очень дикие (лось скрытен и недоверчив). Лоси предпочитают лесные массивы с обилием рек, озер, болот и зарослей из молодых лиственных деревьев и кустов, которыми они могут вдоволь лакомиться. (сайд 21) У лосихи в мае-июне обычно рождается на свет один лосёнок. Лосята уже через несколько минут после рождения могут вставать, а через 3 дня передвигаются довольно свободно.(слайд 22)

В: Чьи следы зовут нас дальше? (слайд 23)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Дети высказывают предположения.

В: Это, ребята, кабан.

Дикий кабан из рода свиней. У кабана голова длинная ,длинные уши, острые, сильно развитые клыки. Все домашние свиньи произошли от диких кабанов. Кабан обычно селится в богатой водой, болотистой местности, как лесистой, так и заросшей камышом и кустарниками. Днем кабаны любят лежать в выкопанной яме – они часто устраивают общее логовище. (слайд 25) Летом они чаще всего ложатся прямо на землю, а зимой делают себе лежанку в местах, защищенных от ветра, раскапывая снег до сухой травы. Иногда дикие кабаны устраиваются прямо на муравейниках, предварительно раскопав их (после этого муравьи вымерзают). Выходят из укрытия обычно вечером, чтобы искупаться или поискать пищу. У кабанов рождается 4-6 детенышей. Первоначально они окрашены в белые, чёрно-бурые и жёлтые полосы, которые помогают маскироваться в лесной чаще.

Поросята начинают активно бегать уже через несколько часов после появления на свет, но в течение первой недели они не покидают гнезда. (сдайд 26) Гнездо это находится обычно в укромном месте, представляя собой логово со стенами и крышей из веток и травы. Уже в возрасте двух недель малыши начинают выходить из гнезда вместе с матерью. Самка охраняет поросят очень заботливо, бешено защищая их от врагов. Рацион диких кабанов преимущественно состоит из растительности (корни, плоды, желуди и т. п.), но включает также и различных некрупных животных. (слайд 27) Они также нередко посещают поля картофеля, зерновых, кукурузы, чем наносят немалый вред сельскому хозяйству.

В: Идем дальше. Чьи же это следы? (слайд 28)

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …

(Барсук)

Дети высказывают предположения.

В: Да, это барсук. (слайд 29)

Барсук – хищное животное семейства куньих. Он живет в смешанных лесах, на опушках, его не смущает соседство с человеком. Шерсть животного грубая, окрас буро-серый, брюшко и лапы – чёрного цвета. На белой мордочке две черные полоски, хвост белый. Его сильные лапы с длинными когтями просто созданы для рытья! Нора барсука очень огромная, с множеством переходов, отнорков.(слайд 30) В зависимости от возраста норы в ней может быть от двух до 50 и более запасных выходов. Если в лесу много пищи, то на одном овраге могут жить сразу несколько семей. Барсуки часто соединяют свою нору с соседской, и тогда получается целое барсучье поселение. Они заходят «в гости» к друг другу, проходят через другие норы, и барсуки-хозяева относятся к этому спокойно. Иногда, при благоприятных условиях, барсук роет себе несколько нор и поочередно живет то в одной, то в другой норе! Вообще, барсук роет норы очень быстро. Это, можно сказать, его главное хобби. Он постоянно, роет новые отнорки, занимается ремонтом старых, старается сделать лучше свою спальню – гнездовую камеру. Барсук – чистоплотное животное, он два раза в год, весной и осенью, перед тем, как залечь в спячку, меняет подстилку в своей гнездовой камере. Подстилка – это своего рода кровать барсука, на которой он проводит всю зиму. Подстилку он делает из травы и мха. В туалет он ходит в одно  и то же место – «в уборную», расположенную на расстоянии 15-20 метров от норы. Это – типичный ночной житель леса, выходит на охоту в темное время суток. Питается барсук личинками майских жуков, жуками-навозниками, дождевыми червями, лягушками, полевками. (слайд 31) Из растительной пищи его лакомством являются орехи, ягоды, питательные толстые корни растений. Барсучата рождаются зимой и вначале весны, маленькие, слепые, глухие и полностью беспомощные.  (слайд 32) К осени барсучата становятся самостоятельными и уходят из родительской норы и строят свой собственный дом. Но почти всегда бывает так, что некоторые детеныши так привыкают к своей матери, что остаются с ней еще на одну зимовку.

В: Двигаемся дальше. Вот и следующие следы. (слайд 33)

Серовато, зубовато,

по полю рыщет,

телят, ягнят ищет. (Волк)

 

Дети высказывают предположения.

В: Верно, ребята, это волк. (слайд 34)

Волки - самые распространенные хищники, освоившие леса, равнины и горы. Детеныши волка появляются летом. (слайд 35) Интересным фактом является то, что все щенки появляются с голубыми глазами, а к 3 месяцам - цвет меняется. Основной рацион питания хищников составляют парнокопытные, иногда превышающие размером самих волков в 10-15 раз. (слайд 36) В период дефицита питания нередки случаи охоты на зайцев, грызунов и даже насекомоядных. В моменты, когда стая не может охотиться, волки способны голодать до нескольких недель, при этом не утрачивая своих способностей. Общение между волками происходит с помощью языка тела (выражения морды и положения хвоста) и звуковых сигналов, но не стоит думать, что это вой. В повседневной жизни волки пользуются другим набором звуков: рычанье, ворчанье, завыванье, хныканье, тявканье, лай, повизгиванье, откровенный визг. Живут волки в логове. (слайд 37).

В: Интересно проходит наше путешествие? Тогда пойдемте дальше. Кто же оставил следующий след? (слайд 38)

Рыжая, с пушистым хвостом,

живёт в лесу под кустом. (Лисица)

Дети высказывают предположения.

В: Это, конечно же, лисица. (слайд 39)

Наиболее известный представитель лис – это рыжая лиса. Это хищница с хитрым и предусмотрительным поведением.  Лисья нора поражает архитекторов своей сложностью – она достаточно глубокая и имеет множество запутанных ходов.(слайд 40) Изредка данное млекопитающее не роет само себе нору, а заселяет чужую, выгнав оттуда обитателей (например, барсука или зайца). Основной объект пищи - мелкие грызуны, чаще всего серые и лесные полевки, в меньшей степени - различные птицы, особенно наземно гнездящиеся. (слайд 41) В летнее время систематически поедает насекомых. В зимнюю бескормицу питается отбросами, может нападать на домашнюю птицу. Двигается лиса быстро и ловко. Несмотря на то, что ноги лисы худые и кажутся слабыми – бегает она резво. Очень редко лиса ходит медленным шагом, только если ей надо осмотреться. Обычно рыжая лисица двигается неторопливой рысцой. Если лиса замечает потенциальную добычу – она начинает медленно ползти на брюхе, подкрадываясь, таким образом, незаметно к жертве и сливаясь с местностью. Если «рыжая» сама спасается от врага – она двигается стремительно и большими прыжками, запутывая следы. Совершенно ошибочно мнение, что лиса, в основном, употребляет в пищу зайцев и истребляет их в большом количестве. Лисе очень трудно догнать зайца и удаётся ей это, только если зайчик растеряется или будет беспомощен физически.  Летом у лисицы появляются детеныши.(слайд 42)  В первые же сутки у них прорезываются зубы, открываются глаза и уши, через полгода лисята становятся самостоятельными взрослыми животными.

В: Интересная история. А мы идем дальше. Вот и следующий след.(слайд 43)

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Дети высказывают предположения.

В: Это медведь. (слайд 44)

Внешне бурый медведь – это мощный зверь с большой головой, на которой размещены довольно таки небольшие глаза и уши. Гигантскую силу медвежьих ударов обеспечивает горб, расположенный в области холки, он представляет собой скопление хорошо развитых мускулов. У медведя есть хвост длиной около 20 см, но его практически не видно среди густой шерсти. У медведя четыре лапы, на каждой из которых имеется пять пальцев. Каждый палец заканчивается серповидным когтем длиной до 10 см Животное выглядит очень неуклюжим, но на самом деле медведь очень ловкий и подвижный, умеет совершать высокие прыжки, быстро бегать, плавать и залезать на деревья. Когда он подымается на дыбы, его высота достигает 3 м. Бурый медведь может бегать с исключительно большой скоростью. А одним ударом своей мощной лапы он может сломать хребет зубру или бизону. Бурый медведь — животное всеядное. В начале лета медведи питаются кореньями, молодыми побегами и луковицами растений. Позже его пищей становятся желуди, грибы, орехи и ягоды. Осенью животные выходят на поля с кукурузой или овсом. В лесах медведи разрушают муравейники, отдирают кору трухлявых пней в поиске короедов и других жуков, могут съесть птенцов или яйца из птичьего гнезда, ловят мелких грызунов, лягушек. Также они очень хорошо умеют ловить рыбу, при случае могут напасть на кабана, лося, корову или лошадь.( слайд 45)  Были случаи, когда бурый медведь, чтобы не охотится самому, забирал добычу у волков или пум.

Осенью медведь жиреет, готовясь к периоду зимней спячки, в его организме накапливаются питательные вещества. В этот период животное устраивает берлогу в расщелине скалы, в углублении под вывернутым пнем или буреломом, место для берлога обязательно выбирается сухое (слайд 46). Если летом питания было недостаточно, медведь и зимой бродит в поисках пропитания. Такого медведя называют «шатун», он опасен для травоядных животных и иногда даже может напасть на человека. В январе или феврале медведицы рожают медвежат. Обычно это 2-3 медвежонка весом по 0,5 кг каждый. Малыши слепые, голые, медведица держит их у своего брюха в тепле, согревая дыханием. (слайд 47) Когда наступает весна, мать выводит малышей из берлоги и подросшие медвежата питаются под ее присмотром ягодами, червями, насекомыми и всем другим, что смогут найти в лесу.

В: Медведь – это хозяин леса! А мы пойдем дальше. Вот опять чьи – то следы. (слайд 48)

На суку таится кошка,

Но она совсем не крошка,

И нельзя сказать ей:"Брысь!,

потому что это (рысь)!

Дети высказывают предположения.

В: Вот она какая – рысь! (слайд 49)

Это типичная кошка величиной с крупную собаку. Хвост с обрубленным концом длиной 20-35 см. Уши треугольные, заостренные, на концах растут кисточки. Лапы длинные, сильные, очень широкие, особенно передние. Зимой они снизу обрастают длинными волосами и становятся похожими на лыжи. Это, наряду с высокими ногами, служит приспособлением к передвижению по рыхлому глубокому снегу. Голова небольшая округлая. Удлиненные волосы по бокам морды образуют "бакенбарды".Рысь, как и всякий хищник, обитает там, где есть достаточно корма. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, отлично плавает. Основу ее рациона составляют зайцы-беляки, тетерева, куропатки, грызуны, мелкие копытные.9слайд 50) Рысь - отличный охотник. Днем она отлеживается в логове, а в сумерках выходит на охоту.  Охотится рысь чаще всего в одиночку, но рысь-мать с подросшими рысятами зимой нередко организует групповую охоту. Ходит рысь совершенно бесшумно, сливаясь с фоном местности. Обнаружив свежий след или увидев добычу, рысь очень терпеливо подкрадывается к ней. Недоеденные остатки добычи она прикапывает снегом или землей. Но делает это так неряшливо, что ее припасы очень быстро растаскивают более мелкие хищники — соболь, колонок. За рысью, как за более удачливой охотницей, ходит и росомаха и иногда отгоняет ее от свежедобытой жертвы. Сама рысь нередко гоняет лисиц, не давая им охотиться на своем участке.

При встрече, образовавшие брачную пару рыси, исполняют ритуал приветствия - обнюхав друг у друга носы, они встают напротив и начинают бодаться лбами. Дружеская привязанность у рысей выражается во взаимном вылизывании шерсти. Для выращивания потомства самка устраивает логово в самых укромных местах (слайд 51): под вывернутыми корнями упавших деревьев, в ямах, земляных пещерах, расщелинах скал, заброшенных норах барсуков. Дно выстилается шерстью, травой и перьями. На свет появляются 2-3 слепых и глухих котенка.(слайд 52) Глаза у рысят открываются на 12 день. В месяц мать начинает подкармливать котят твердой пищей. Молодые рыси охотятся со взрослыми до следующего сезона.

В: а вот и еще одни следы. Чьи же они? (слайд 53)

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку. (Заяц)

Дети высказывают предположения.

В: Да, ребята, это заяц. (слайд 54)

Заяц-беляк отличается длинными ушами, имеет круглый и относительно короткий хвост, как правило, целиком белый. Лапы относительно широкие, ступни покрыты густыми щетинистыми волосами. . В теплый период питается зелеными растениями, предпочитает одуванчик, клевер, мышиный горошек, золотарник, тысячелистник, осоку, подмаренник, злаки 9слайд 55). На полях лакомится с удовольствием овсом. В северно-западной части места обитания поедает побеги, а также плоды черники. Также любит хвощи и грибы (к примеру, олений трюфель). В холодный период в пищу употребляет побеги, мелкие веточки кустарников и кору деревьев. Излюбленные лакомства в этот период – осина и ива. Беляки менее охотно поедают березу и лиственницу. При возможности в стогах кормятся сеном. Заяц-беляк время от времени поедает почву, заглатывает мелкие камешки, восстанавливая, таким образом, дефицит минеральных солей, скинутые лосями рога. Зайцы-Беляки не имеют постоянного логова. Только зимой в сильные морозы они делают в снегу небольшие норки. (слайд56) Зайчата рождаются покрытыми густым мехом, зрячими. Уже в первый день жизни способны самостоятельно передвигаться. (слайд 57) Зайчата быстро растут и на 8 - 10 день уже начинают подкармливаться травой. Самостоятельными становятся в возрасте 2 недель.

Посмотрите, ребята, с какими интересными животными мы сегодня познакомились, мы, конечно знали их и раньше, но сегодня узнали много нового. А теперь я предлагаю вам взять паспорта и заполнить все данные на животных.  Правда, паспорта отличаются по цвету. А как выбрать правильный я вам подскажу. Дикие животные бывают травоядные ( это какие?), хищные (это какие?) и всеядные (это какие?). Как же нам распределить паспорта по цветам?

Дети высказывают предположения. (зеленые – травоядным, красные – хищным, желтые – всеядным)

Продуктивная деятельность

Дети разбирают заготовки для паспортов, рисуют животное, место проживания, чем питается животное, его след, детеныша.

Итог

В: Ребята, посмотрите, какие чудесные паспорта получились у нас. Даже жалко отдавать! Я придумала! Давайте мы отксерокопируем их и отправим леснику, а он уже отдаст их нашим знакомцам. А себе на память мы оставим наши работы. Но, ребята, в парке «Таганай» еще очень много животных, птиц (слайд 58, 59, 60)и если вам понравилось, мы сможем продолжить наше путешествие на следующих занятиях и сделать паспорта всем обитателям парка.

Последующая работа

 

Продолжить работу по изучению животных, птиц парка «Таганай».

Физкультминутки (вставляются по мере необходимости)

1.Топай мишка раз-два

Хлопай мишка раз-два

Приседай со мной братишка

Руки вверх вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

2. Мы проверим осанку

И свели лопатки.

Мы походили на цыпочках,

А потом на лопатках.

Пойдем мягко как лисята,

И как мишка косолапый,

И как зайка-трусишка ,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок ,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся

 

Дидактическая игра « Какой? Какая? »

Волк (Какой?) – злой, голодный, серый
Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый
Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая
Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый
Белка (Какая?) – запасливая, юркая.

Подвижная игра « Кто как передвигается?»

Детям предлагается подвигаться имитируя движения диких животных, а ведущему угадать, кого именно показали дети.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

- В дупле живет …( белка),
— В логове живет… (волк),
— Под кустом дрожит …(заяц),
— Зимой в берлоге….(медведь),
— В норе …(лиса),
— В хатке под водой …(бобр).

А сейчас самое время рассказать, кто чем питается.

Дидактическая игра « Кто чем питается?»

 — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

— Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

Дидактическая игра « Чей это хвост?»

У зайца хвост лисы – он ( лисий)
У волка хвост зайца – он (заячий)
У медведя хвост белки – он (беличий)
У зайца хвост медведя – он (медвежий)
Теперь все звери нашли свои хвосты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные нашего края".

Задачи:·  расширить представления детей о жизни диких животных зимой.·  развивать познавательную активность,  любознательность, творческое воображение; способствовать развитию связной р...

Занятие -КВН с детьми старшей группы "Дикие животные нашего края"

В этом конспекте ребята познакомятся с дикими животными .Узнают их повадки,научаться различать по внешнему виду, чем питаются и как добывают себе корм.Детям будет очень  интересно .потому что они...

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...