фОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
тест (младшая группа)

Быкова Валентина Викторовна

Общение ребенка с детьми - необходимое условие его психического развития. Потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками возникает у детей в 3-4 года. Поэтому личностное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех отношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnyh_vzaimootnosheniy.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

МЕЖДУ ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Взаимоотношения детей разных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях. Например, исследования С.Г. Якобсон, А.И. Аржановой, Л.В. Артемовой, В.Я. Вороновой и др. показывают, что в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Общение ребенка с детьми - необходимое условие его психического развития. Потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками возникает у детей в 3-4 года. Поэтому личностное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех отношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры. Взаимодействия сверстников становятся более содержательными и разнообразными. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который поддержит его в шалости, будет действовать с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подпрыгивания, убегание. Дети мало слушают друг друга, в основном они стремятся показать себя другому ребенку. Часто возникают ссоры из-за игрушек. Наблюдая за детьми, я отметила несколько причин для таких конфликтов.

Например, на прогулке Дима увидел, что ребята играют с мячом, у него появилось желание заняться тем же самым. Чтобы заполучить мяч, он старается отобрать его у сверстника. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, мимолетны. Поэтому ребенка легко переключить на любое другое дело (рисовать мелом на асфальте, делать крепость из песка и т.д.). Но бывают такие ситуации, когда обоим детям нужны именно эти кубики, именно эта машина, именно эта кукла. Выход один: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.

Якобсон С.Г. - кандидат психологических наук - выделяет два подхода к решению этой проблемы:

  • вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
  • вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.

Я часто использую в работе с детьми первый подход для выхода из конфликтных ситуаций. Например, девочки Ксюша и Вита, играя в больницу, захотели обе быть врачом. Возникла ссора. Тогда я предложила одной девочке стать доктором, а другой медсестрой. Уточнила действия: доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а медсестра выполняет его указания. После этого «врач» и «медсестра» долго «лечили» игрушечных зверей и кукол, с которыми дети приходили на прием.

Второй подход, по мнению С.Г. Якобсон, заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения. Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.

  • Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий.
  • Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения.
  • Возможность включения соответствующих форм поведения в образ - Я ребенка.

Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Д.Б. Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек. Ведь отнимая игрушку, ребенок думает не о правах и переживаниях другого ребенка, а только о цели, к которой стремиться, то есть об игрушке. Поэтому важно, после негативного поступка разыграть перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками события являются не дети, а игрушки - зайцы, куклы, мишки и т.п. Этот момент очень важен. Взаимоотношения игрушечных мишек непосредственно не задевают детей, и они могут более объективно отнестись к их действиям. Участники конфликта, узнают ситуацию, при этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенка внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет.

У детей младшего дошкольного возраста существует такая психологическая особенность, как умение вообразить себя кем-то другим. Следовательно, ребенок может увидеть и оценить ситуацию не только со своей точки зрения, но и с точки зрения этого «другого». В работе с детьми я стараюсь фиксировать это в сознании детей. В основе предлагаемого педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от его действий.

Сережа на прогулке часто бросает камешки в пробегающих по участку кошек. Беседы не дают результата. Вечером я предлагаю поиграть в игру: дети - «кошки» - пьют молочко, бегают, умываются. Только дети начали бегать, прилетает сорока и говорит, что по городу ходит хулиган, который бросает камешки (мячики) во всех животных. Все начинают прятаться за стульчики, за столы. Сережа тоже прячется. Хулиган походил по группе, удивился, куда делись кошки, и ушел. Сорока сказала, что опасность миновала и всем можно выходить из укрытия. Дети радовались тому, что хулиган ни в кого не попал. Сережа больше кошек не трогал.

Разговаривая с ребенком о его поведении, считаю важным приводить в пример и любимых героев сказок, стихов и рассказов. Ведь при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно начинает заботиться о других. Поэтому после завершения чтения я стараюсь обсудить прочитанное произведение с ребёнком:

- задаю вопросы по содержанию текста;

- узнаю, что больше всего понравилось или наоборот огорчило малыша;

- провоцирую ребёнка на самостоятельные высказывания-рассуждения: «А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?»

«Читайте детям не нотации, а книги» (Григорий Остер). Как это верно! Именно книги призваны помочь научить ребёнка сочувствию, сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации, а это так необходимо при взаимодействии с другими детьми. Ведь недаром говорится в пословице: «Книга – мала, а ума придала».

Как сложатся взаимоотношения ребенка со сверстниками, какое место займёт он в детском обществе, имеет большое значение для его психического развития. В группе одни дети всегда окружены другими детьми, которые охотно принимают их в игру, посвящают в свои тайны, делятся с ними игрушками; другие же не пользуются таким расположением сверстников, а порой оказываются в своеобразной психологической изоляции. Ясно, что положение ребёнка в группе не может пройти бесследно для развития его характера. При этом обе крайности могут оказаться опасными. Так, у ребёнка, который находится «на виду», захватывает в игре главные роли, всегда командует, могут возникнуть такие черты, как тщеславие, зазнайство, пренебрежительное отношение к людям, стремление всегда занимать привилегированное положение. Состояние же своеобразной психологической изоляции приводит либо к необщительности, излишней застенчивости, робости, либо к грубости, упрямству или даже агрессивности. 

Действия ребенка четвертого года жизни зависят не только от его непосредственных желаний и стремлений, но и от его представлении о себе самом. Такие представления о себе, как «Я помогаю бабушке», «Я защищаю птичек», и т.п., могут положительно влиять на поведение детей. Самым простым способом включить такие представления о себе в образ - Я ребенка являются слова взрослого, которые фиксируют соответствующее поведение детей. Так, если ребенок один раз помог вам убрать игрушки, слова «Ваня настоящий помощник, он замечательно убирает игрушки» заостряют его внимание на этом. Этот, возможно, случайный поступок, вызывает гордость за себя и одобрение своих действий.

Еще я отметила для себя, что в процессе нашей совместной деятельности ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки. Это очень хорошо, ведь в результате этого у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Поэтому в начале учебного года сосредоточиваю внимание на плановом развитии наиболее близкой детям игры в «семью». Игры в «семью» развиваются как игры с куклами. Куклы живут вместе с детьми, у каждой есть свое имя, свой характер, свои любимые занятия. Так, например, кукла Оля серьезная, любит рассматривать картинки, книжки, убирать в комнате и др.; Маша веселая, любит плясать, танцевать и пр. Естественно, наряду с этим я осуществляю педагогическое руководство играми, возникающими по инициативе детей. Считаю что совместное участие в игре воспитателя и детей, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности.

В этом возрасте ребята начинают внимательно присматриваться к действиям друг друга и подражать им, в первую очередь игровым. С целью формирования доброжелательного отношения ко всем членам группы я использую методику «У нас все хорошие». Провожу ее 2-3 раза в месяц не более 10 мин. Собрав всех детей, коротко говорю о каждом ребенке. Выделяю его положительные качества и добрые поступки, например: «Самой аккуратной во время завтрака была Аня, ее салфетка самая чистая…»

Кроме того, считаю необходимым формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, которые им понятны, но не обязательно встречаются в их практике. Чтобы такое ознакомление проходило достаточно оживленно и эффективно, предлагаю игру, условно названную «Фу». Я называю разные поступки, дети хором оценивают их возгласами «Фу» или «Ура!». Например, «Ломать лопатки?» — фу!; «Покатать друг друга на санках? — ура!»

Использование названных приемов постепенно сказывается на поведении детей. Об этом говорит не только уменьшение числа конфликтов и возникновение дружелюбной атмосферы, но и реакция детей на негативное поведение сверстников. И совсем не обязательно за всякий товарищеский поступок хвалить ребенка, пусть доброжелательное отношение к товарищам станет привычным и обязательным.


Литература и примечания:

1.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998г.

2. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада.

-М.: «Педагогика», 1989г.

3.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: «Владос»,1999г.

4. Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пахомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет // Журнал «Дошкольное воспитание» 2002г. № 1 - С. 5.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"

Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...

Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)

Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....

"Формирование положительных отношений между детьми"

Доклад для выступления на пед. совете, для педагогов....

Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми

мотошкова юлия Тактика формирование положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьмиКонсультация для родителей«Тактика формирование положительных взаимоотношений между с...

«Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми посредством музыкально-коммуникативных игр»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по формированию доброжелательных отношений между детьми. Актуализировать представления педагогов о роли музыкальных игр  для обогащения социально-коммуникативного о...

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста"

Детский оркестр как средство развития положительных взаимоотношений  между детьми старшего дошкольного возраста...