программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
методическая разработка (старшая группа)

Синельникова Ирина Радионовна

 

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie._literatura.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию.

1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель специализированной группы МБДОУ д/с 16 «Тополек».

2.Тема самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

3. Цель самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе

4.Работа начата: 1 сентября 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2020 года.

5.Задачи:

 - проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

6.Форма самообразования: индивидуальная.

7.Предполагаемый результат: дети

интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;

самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, умеют определять жанр произведения, сочиняют четверостишия, отгадывают загадки,  инсценируют отрывки из произведений.

8.Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми;  индивидуальная работа с детьми;  свободная самостоятельная деятельность самих детей.

                             Актуальность темы.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей,  оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей к развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка, к совместной работе в данном направлении.

этапы

Содержание работы

формы отчетности

1.

1этап. Подготовительный

Сентябрь - ноябрь

Изучение педагогической и методической литературы по теме : 

 1.Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга»: СПб.: 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш НВ.  «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

 

2.Разработать перспективный план работы по теме с детьми.

. 

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

2

2-й этап.

 Основной (практический).

1.012.2019-15.05.2020

Создание и пополнение развивающей среды.   

  • Разработка картотеки наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественного слова.
  • Практическая работа с детьми, родителями, воспитателями.
  • Консультации.
  •  

Выставки детских работ.

Фотовыставки.

3

3-й этап.

Заключительный.

15.05.2020-30.05.2020

 

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. 

Выступление на педсовете.

               

Перспективный план работы с детьми

Работа с детьми

Сентябрь- ноябрь.

Чтение воспитателем или рассказывание русских народных сказок.

Акция «Принеси любимую книгу для чтения в детский сад».

 Инсценировка сказки  «Гуси-лебеди».

Ежедневные вечер а чтения.

 Показ спектакля «Гуси-лебеди» по одноименной сказке для детей и родителей д/сада.

Ноябрь-декабрь

Чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «»Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

.Чтение произведений Николая Носова: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Карасик» «»Мишкина каша»

Викторина по  произведениям Н.Носова

Февраль

Чтение Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья»

Выставка детских работ по произведениям Осеевой

март

Чтение и заучивание наизусть стихов о маме, о весне. Утренник, посвященный дню 8-го Марта.

«Моя любимая мамочка» - выставка маминых портретов.

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

«Русская народная сказка глазами детей».

Показ спектакля для детей младшей группы.

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

.оформление стенгазеты.

Тематическое занятие «Мы помним».

Работа с семьёй

Сентябрь

«Читаете ли вы дома»

«Вопрос – ответ»

Анкетирование.

Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Октябрь

Помощь родителей в пополнении книжного уголка.

Выставка литературы, которую нужно читать детям.

Ноябрь

Помощь и участие родителей в изготовлении костюмов для спектакля «Гуси-лебеди».

Приглашение родителей на спектакль.

Декабрь

Предложить родителям дидактические  игры «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались»«Придумай рассказ про…

.Вручить  родителям памятки по развитию связной речи детей

Январь

«Семейная сказка»

Конкурс - выставка книг, изготовленных своими руками.

Февраль

Консультация «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Индивидуальные беседы и рекомендации в течение всего года

Март-апрель

Праздник мам.

 

Фотовыставка «Читаем вместе».


Май

Итоговое родительское собрание. Рекомендации родителям на летний период«Читайте вместе с детьми»

Фотовыставка «Наши успехи»



     

Консультация для родителей.

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам.

Только такая книга влияет на его поведение. (К.И.Чуковский)

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.

Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки.

В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается развивается словарь.

В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при анализировании произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание и поэтические образы.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слов и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы. Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством.

Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Рекомендации на тему:

«Роль книги в жизни ребенка»

Все вы знаете: значение книги в жизни человека огромно.

Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя.

Какие же значимые затрагиваются в процессе совместного чтения?

-Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

-Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны

-Формирование ценностей

Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

Разрядка значимых переживаний

Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний

-Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть в различных жизненных ситуациях). Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

Что же препятствует приобщению детей к чтению? В современном обществе резко возросла роль телевизора, компьютера и других технических средств. Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом…

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой – маленькие дети играют только в игры, причем самые примитивные. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

3. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

5. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.

6. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.

7. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях.

8.Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.

Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Приобщая маленького человека к книге, воспитывайте в нем уважение к ней, как к делу рук человеческих!

Анкета для родителей " Роль книги в воспитании ребенка"

 Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг : практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа________________________________________________________________________

2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________

3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка_________________________

4)Вы читаете ребенку книги:

по просьбе ребенка;

по собственной инициативе

5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________

6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги?________________________________________

7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение?______________________________

8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали?_____________________________________________________________

9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения?________________________________________________________________

10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________

11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________

12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?

13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки?__________________________________________________________________

14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________

15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант

ответа_____________________________________________________


16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?________________________________________________________________________


17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?_____________________________________________________________

Аналитический отчет по плану самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» за  основной период (декабрь – май).

Работа по воспитанию у детей интереса к художественной литературе началась с пополнения книжного уголка, в котором активное участие приняли родители.  Была проведена акция «Принеси любимую книгу для чтения в детский сад»

 В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике:

 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

На протяжении всего года в группе   проводились ежедневные вечера чтения.

Ребята научилась различать жанровые особенности произведений.  У детей появился интерес к художественной литературе.  Они с удовольствием слушали сказки, рассказы, стихи. Научились отличать хорошие и плохие поступки героев, проявлять сострадание и сочувствие, появилось желание подражать положительным героям.

Мы прочитали сказки А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его балде», «»Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке». Провели викторину по сказкам. Была организована выставка рисунков.

Дети очень полюбили веселые рассказы и сказки Н. Носова: «Живая шляпа», «Заплатка», «Метро», «Огурцы», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей», которые не только вызывают смех, но и заставляют задуматься о дружбе, о хороших и плохих поступках.

Приняли участие в региональном  конкурсе рисунков  «Вселенная Чехов».

С большим удовольствием ребята участвовали в подготовке и   показе спектакля «Гуси-лебеди» по одноименной сказке для детей и родителей детского сада. Родители оказали помощь в подготовке костюмов.

Для родителей подготовила консультации:

 «Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

«Роль книги в жизни ребенка»

Была организована выставка книг, изготовленных своими руками.

 В течение всего года проводила индивидуальные беседы с родителями, давала индивидуальные рекомендации, отвечала на вопросы.

В результате проведенной работы достигнуты  определенные результаты

  • У детей повысилсяся интерес к чтению художественной литературы;
  • Сформировалось представление о создании книг, их значимости;
  • Увеличилось число детей, проявивших интерес к чтению и рассматриванию книг в свободной самостоятельной деятельности;
  • Повысился уровень познавательной активности детей;
  • Обогатился словарный запас детей дошкольного возраста

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. В результате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...

Программа самообразования по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Программа самообразования содержит актуальность, цель,задачи, ожидаемые результаты и план работы....

План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, ...