Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ачакова Юлия Юрьевна

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию

 «Мир искусства портрета»

 в подготовительной к школе группе

Тема: «Мир искусства портрета»

Цель: продолжать знакомить с портретом, как жанром изобразительного искусства, совершенствовать умения составлять  портрет человека.

Задачи:

- закрепить понятие одиночный портрет, познакомить детей с понятием «групповой  портрет».

- развивать художественное восприятие образа, творчество, умение вести конструктивный диалог между детьми и воспитателем.

- развивать аналитические способности дошкольников, восприятие при рассматривании произведений изобразительного искусства.

- активизировать словарный запас детей: художник – живописец, портреты одиночные, портреты групповые.

- воспитывать художественно-эстетический вкус, доброжелательность. 

 Форма организации: подгрупповая

Предварительная работа: беседы по теме: «Художники и их картины», знакомство с жанром портретной  живописи, рисование на тему:  «Портрет мамы», рассматривание семейных фотографий и своего отражения в зеркале, знакомство с д/и «Собери портрет».

Материалы: репродукции картин известных художников: А.Г. Венецианова «Захарка», В. Серова «Мика Морозов», К.Е.  Маковский «Бабушкины сказки», А.А Харламов «Подруги», К. В. Лемох «Варька», репродукция пейзажа И. И. Шишкина «На север диком»; уменьшенные копии портретов в различной технике исполнения (графические и красками, формата А5), семейные фотографии, атрибуты к д/и «Собери портрет» (по количеству детей), картинки с изображениями жанров живописи; классическая музыка.

 ХОД  НОД

Вводная часть 

«Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Настроение, каково? (Во)

Все такого мнения? (Да)

Все без исключения? (Да)

1 часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю вас в удивительный мир искусства. Это «зал» живописи. (Изо - студия (зал) оформлены репродукциями картин известных художников).

Художник берёт кисти и краски, подходит к холсту. Холст белый, чистый. Художник хочет написать картину. Мы говорим: красками пишут, а карандашом рисуют. При написании своих произведений художник старается, чтобы всё на холсте выходило, как живое. От этого и слово - «живопись». А художник называется живописцем. Каждая картина рассказывает нам что-нибудь новое о мире. А вас, ребята, можно назвать художниками? (Ответы детей: заключение воспитателя: вы тоже немного художники, потому что много рисуете).

- А как вы думаете, ребята, где можно увидеть картины художников? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. На выставках, в музеях, картинных галереях. Туда можно прийти и полюбоваться на них.

2 часть.

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вы знаете жанры живописи? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это пейзаж, портрет и натюрморт.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на мольберты. Перед вами картины художников. Как вы думаете, какая из представленных картин лишняя?

Ответы детей.

- Почему вы так решили? Воспитатель убирает репродукцию с изображением пейзажа (натюрморта).

- Ребята, как правильно называется картина с  четким изображением человека? (Ответы детей)

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька – твой сосед,

Обязательно картина называется … портрет.

(Григорий Гладков «Песня о картинах»)

Воспитатель: Портрет – это художественное изображение человека. На картине может быть изображен ребенок, мужчина или женщина. Прежде, чем приступить к написанию портрета, художник старается хорошо изучить черты  лица человека и он должен быть очень внимательным. Ведь самое главное в написании портрета – это передача настроения, характера человека, которого изображают, чтобы все увидели, какой он: добрый, веселый или грустный и печальный, радуется чему – то или, наоборот, унылый и т.д.

Воспитатель: - Чем может быть выполнен портрет?

(красками - маслом, акварелью; графически  - карандашом, углем, пером, чернилами)

Д/и «Определи, в какой технике написан портрет»

На общем столе разложены различные портреты в разной технике исполнения: графические и красками.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру «Определи, в какой технике написан портрет». Но для этого нам нужно разделиться на команды. Я сейчас отвернусь, затем правой рукой покажу столько пальцев, по сколько человек будет в каждой команде, а вы сами поделитесь.

Дети делятся на две команды самостоятельно. Затем воспитатель одной из команд предлагает   найти портреты, выполненные графически, а второй команде – выполненные красками. Затем подводится итог игры.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, легко справились с заданием. А портреты каких людей, по вашему мнению чаще всего изображали авторы произведений? (Ответы детей)

- Да, ребята, все верно: художники чаще всего изображали на картинах людей известных, которых все знают, уважают: писателей, поэтов, полководцев.

Часто художники изображали на картинах детей. Давайте рассмотрим эти произведения:

Дети вместе с воспитателем рассматривают картины художников:

Алексея Гавриловича Венецианова «Захарка», Валентина Александровича Серова «Мика Морозов», Константина Егоровича  Маковского «Бабушкины сказки», Алексея Алексеевича Харламова «Подруги», Кирилла Викентьевича Лемоха «Варька».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, каждая картина передает свое, особенное настроение, но все картины художников с изображением детей наполнены светом, радостью, ощущением теплоты.

Воспитатель: - Ребята, а для чего создаются портреты?

(Чтобы запечатлеть человека, оставить о нем память)

-Что стремится передать художник в портрете?

(Прежде всего, внешнее сходство)

-В чем оно заключается?

(В цвете волос, в цвете и разрезе глаз, в форме губ, носа, лица, очертании бровей, форме головы, длине волос, высоте лба, наличии особых примет: родинок, ямочек)

Воспитатель: - Художник стремится отразить в портрете все самое лучшее в человеке, потому что каждый человек ценен, неповторим: его душу, его характер. Если человек изображен один, то такой портрет называется одиночным. Сейчас мы с вами поучимся рассматривать детали картины, которые и подскажут нам, что за человек на портрете.

А поговорим мы о портретах двух мальчиков, которые жили давно, когда еще не было электричества, по вечерам зажигали свечи или керосиновые лампы, а самолеты только начали осваивать воздушное пространство. Но и тогда все мальчики были любознательные, любили играть в разные игры. Детей уже нет, а портреты их остались. Вглядимся в их лица.

 Рассматривание и беседа по картине Валентина Александровича Серова "Мика Морозов"

Воспитатель: - Что вы можете сказать об этом мальчике?

(Он маленький: 4-5 лет. Он только что проснулся, хочет вскочить на ноги. Поза говорит о его подвижности: он устремлен вперед, не упирается в спинку кресла)

-Для чего усадили его в кресло? (Позирует для портрета, одевается?)

-Что можно сказать о характере мальчика? (Подвижный, любознательный, т.к. у него живые глаза, ему трудно усидеть на месте)

-Вы хотели бы иметь такого друга? (С ним интересно, он всегда придумает интересное дело или игру)

Воспитатель: Вот как много мы смогли рассказать о Мике!

-А как мы обо всем этом догадались? (по выражению лица, по позе)

Воспитатель: И так, ребята, если внимательно присмотреться к деталям портрета, то можно узнать, что за человек изображен на портрете художником.

Физминутка «Жанры изобразительного искусства»

Воспитатель: - Ребята, давайте ка мы с вами сделаем небольшую разминку. Я буду показывать вам карточки, на которых вы увидите произведения разных жанров и сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт – хлопаем в ладоши, портрет – подпрыгиваем, пейзаж – приседаем. (Повторяется 2-3 раза)

Рассматривание и беседа по картине Алексея Гавриловича Венецианова "Захарка"

Воспитатель:  - А сейчас ребята хотелось бы обратить ваше внимание на произведение художника Алексея Гавриловича Венецианова "Захарка"

-Что вы скажете о внешних особенностях мальчика?

(Это подросток: ему 10-12 лет. Об этом говорят серьезное лицо и топор, потому что ребенку топора не дали бы.)

-Он сильный? (Наверное, чтобы работать топором, нужна сила и ловкость)

-А какой характер у Захарки? (Он серьезный, ответственный. трудолюбивый, ловкий. Ему нравится работать: лицо его раскраснелось от работы)

Воспитатель: - Все верно, ребята, в портрете, который художник рисует долго, нет случайных деталей. Каждая деталь что-то добавляет к характеристике человека.

-Какие портреты детей с предметами вы знаете?

(Вера - с куклой, Виолетта - с кошкой, мальчик - с собакой)

Воспитатель: А Захарка - с топором… О чем это говорит?

(Для Захарки топор - не игрушка, а орудие труда. Он помогает родителям, которые простого рода: крестьяне или рабочие)

Воспитатель:  Так вот, ребята, в портрете имеет значение каждая деталь. Чтобы представить себе человека, изображенного художником, надо пристально вглядываться в детали и научиться их объяснять, т.е. "читать".

Воспитатель: - Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составить портреты, поиграв в игру «Придумай и собери портрет»

Ваша задача -  составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Вам нужно не только  правильно расположить разные части лица, но и соблюсти  его пропорции.

Дидактическая игра «Придумай и собери портрет»

На каждого ребенка на столе расположены изображение овала лица, на каждую пару детей – подносы с разнообразными модификациями частей лица по цвету и форме, дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д. В заключении дети проводят самоанализ полученного портрета.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все справились с заданием. А теперь продолжим. Мне хочется, чтобы вы обратили свое внимание на картину Константина Егоровича  Маковского «Бабушкины сказки».

- Кто изображен на картине? (Ответы детей)

- Сколько человек изображено на этой картине? (Ответы детей)

-  Такие портреты называются групповыми

- Что делает бабушка? (Ответы детей)

- Какую сказку рассказывает бабушка: веселую, грустную, таинственную, волшебную?  Как вы догадались? (Ответы детей)

- Вы не слышите, что рассказывает бабушка, но художник сумел так передать настроение в картине, что вы догадались, что бабушка рассказывает волшебные сказки.  

- В старину знатные люди, заказывали портреты всех членов семьи, передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомится, со своим прадедушкой или прабабушкой. Как здорово, что художники смогли запечатлеть все эти образы ведь раньше  в старину не было фотоаппаратов.

- А сейчас у нас появились фотоаппараты, и мы можем сфотографировать маму, папу,  брата и сестру, остальных родственников.

- Можете больше не нужно художникам рисовать портреты? (Ответы детей)

- Даже когда появились фотоаппараты, художники не переставали рисовать портреты, в  каждой картине присутствует как бы живая душа, от нее исходит тепло, которое передал художник.

«Если видишь на картине,

Чей – то профиль иль анфас.

Или может, быть задорный

И веселый чей – глаз.

Может грустный или смелый,

Может добрый или злой.

В нарисованной картине.

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я.

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут не сложно,

Неуверенности нет.

Что красивая картина

Называется портрет.

3 часть:

Воспитатель: - Ребята, а у нас в группе есть групповые портреты? А что их заменяет? (Ответы детей - семейные фотографии).

Воспитатель: - Сейчас мы с вами подведем итог нашего путешествия в мир живописи, а именно портретного искусства: что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какими впечатлениями вы хотели бы поделиться со своим близкими?

Воспитатель: - Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями:

До свидания, до свидания, нам здесь было хорошо.

До свидания, до свидания, приходите к нам еще.

До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

Будем весело играть!

- А сейчас мы с вами спустимся в группу и рассмотрим семейные фотографии, каждый из вас расскажет, какое настроение на фотографии у вас, у мамы, папы и т. д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальное путешествие на Родину Вальса» Открытое ООД по художественно-эстетическому развитию в области «Музыка» для подготовительной к школе группы

Это открытое занятие я проводила в подготовительной логопедичекой группе, подтверждая высшую квалификационную категорию....

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе груп...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери в подготовительной к школе группе «Подарок маме!».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ко Дню матери "Подарок маме" в подготовительной к школе группе. Дети изготавливают аппликацию из пластилина, в т...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному-эстетическому развитию в технике «пластилинография» в подготовительной к школе группе по теме: « Осень в лесу»

Осень - самая плодотворная пора для творчества поэтов, писателей, художников. Яркую красоту преподносит нам осень. Художники посредством красок передают в своих картинах эмоции и чувства, которые мы и...

Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»

Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь,  способствовать  сплочению  детского...