Консультация для воспитателей "Организация дыхательной гимнастики"
консультация

Рвачёва Айгуль Фанировна

Перед артикуляционной  гимнастикой, которую рекомендуется  выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнять 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активность детей на занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дыхательной гимнастики

Перед артикуляционной  гимнастикой, которую рекомендуется  выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнять 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активность детей на занятиях.

Особое значение функции дыхания, проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для  произвольной регуляции уже 3-4-х летнего возраста.

Основные различия физиологического и речевого дыхания

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох-выдох-пауза

Фазы: вдох-пауза-выдох

Происходит непроизвольно

Происходит сознательно

Назначение: осуществление газового обмена

Назначение: формирование речевых звуков

Вдох через нос

Вдох и выдох через рот

Время, затраченное на вдох и выдох примерно одинаковое

Выдох значительно длиннее вдоха. Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Наиболее важными пи развитии физиологического дыхания является так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, доведение объема легких до нормы, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диаграммы. Эти упражнения широко представлены в специальной литературе (Белякова Л.И., Семенова Н., Стрельникова А.Н.) и широко применяются в логопедической практике.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания,  формируется длительный  сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуков и без него. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие дыхания.

В основу развития речевого дыхания положены такие научные психологические завоевания дошкольного возраста, как:

  • развитие творческого  воображения через особые формы двигательной активности;
  • формирование осмысленной речевой моторики;
  • совершенствование зрительно-дыхательных речемыслительных, кинестетических анализаторных систем.

Разработаны следующие рекомендации логопедам, воспитателям и родителям по выполнению дыхательной гимнастики.

  1. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
  2. Следить за тем, чтобы вдох был спокойным и глубоким через нос, а выдох длительным и плавным.
  3. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями и использовать зеркало для привлечения зрительного контроля).
  4. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
  5. Длительность выполнения упражнений от 30 секунд до 5 минут; достаточно 3-5 повторений.
  6. Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
  7. В середине коррекционного курса дыхательные упражнения включать в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

Работа по развитию речевого дыхания проводится  в общепринятой последовательности согласно следующим разделам:

I раздел.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса.

Упражнение «Листопад»

Вырезать из тонкой цветной бумаги или засушенные листочки и сдувать их с ладони.

Упражнение «Шторм в стаканчике»

Для этой игры необходимы соломка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец опускается в стакан с водой; ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

II раздел.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков.

Упражнение «Паровоз»

а) Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз. Послушайте, как у меня это получится (Педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх и на выдохе медленно, опуская руку, громко поет звук У)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз.

б) А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз (изменение силы голоса)

Упражнения: произнесение на одном выдохе несколько гласных:

Помоги укачать куклу - а-а-а…

Зубы заболели, вздыхаем - о-о-о …

Произношение на одном выдохе нескольких согласных.

Паровоз едет, колеса стучат - ч-ч-ч…

Пилит пила - с-с-с…

III раздел.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материал слогов.

В начале используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми. (например: ма, на, та, му, ну, ту и т.п.)

Упражнение «Курочка» (сухой бассейн)

Педагог: Курочке зерна искать нелегко

Кудахчет она …

Дети (на выдохе): Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

IY раздел.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений, фраз.

Упражнение «Далеко-высоко»

Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.

Педагог: Куда, птицы, вы летите?

Дети: Далеко-о-о

Педагог: Как, птицы, вы летите?

Дети: Высоко-о-о

Упражнение «Ракета»

Руки сцеплены в замок. Педагог делает взмах рукой вверх, дети набирают  воздух и при опускании руки дети начинают на выдохе постепенным увеличением силы голоса «1,2,3,4,5 – пуск». Затем, руки сцепленные в «замке» поднять над головой.

Упражнение «Петушок на заборе»

Ребенок стоит на одной ноге, удерживая равновесие. На выдохе произносим потешку громко, четко, не торопясь.

Утром рано встаю,

Голосисто поя,

Долго спать не даю.

Таким образом введение в структуру занятий упражнений на дыхание является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...