«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Веснина Мария Андреевна

Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных областях, одна из которых является художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе словесного; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести, достоинства и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности еще в дошкольном возрасте. Это возможно осуществить специальными средствами организованного нравственно-этического воспитания и образования, органически вплетенного в деятельность дошкольников. И одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад №432 г. Челябинска»»

«Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста»  

Распространение педагогического опыта

Воспитатель: Веснина Мария Андреевна

2021


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста        6

1.1 Анализ проблемы психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста        6

1.2 Особенности организации работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения        9

1.3. Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста        12

Вывод по 1 главе        17

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста        19

2.1 Изучение формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации        19

2.2 Реализация комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста        23

2.3 Результаты опытно экспериментальной работы        25

Вывод по 2 главе        27

Заключение        29

Список литературы        31

Приложение        33


Введение

Актуальность. Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребенка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных областях, одна из которых является художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе словесного; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести, достоинства и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности еще в дошкольном возрасте. Это возможно осуществить специальными средствами организованного нравственно-этического воспитания и образования, органически вплетенного в деятельность дошкольников. И одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В основу исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: процесс формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:

- при разработке и внедрении в образовательную работу комплекса мероприятий по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы;

- в основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.

Исходя из целей работы, мы выделили следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности использования художественной литературы с целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы.
  4. Реализовать комплекс мероприятий по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы.
  5. Выявить результативность проведенной опытно-экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач в исследовательской работе были использованы методы:

- теоретические: психолого-педагогический анализ научно-методической литературы, анализ и интерпретация теоретических и экспериментальных данных;

- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, методы экспертной оценки, изучение и обобщение опыта деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.

Опытно-экспериментальную базу нашего исследования составило МБДОУ № 333 г. Челябинска.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста

  1. Анализ проблемы психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Так как процесс формирования нравственных качеств тесно связан с процессом нравственного воспитания то, логика нашего исследования предполагает в первую очередь рассмотреть понятие «нравственное воспитание».

В.И. Болдырев под нравственным воспитанием понимает целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [12, c. 75].

Б.Т. Лихачев придерживается точки зрения, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников; деятельности, отношения, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, привычек, общественно ценного поведения [22, c. 37].

Необходимо также подчеркнуть взгляд И.Ф. Харламова [20], который считает, что нравственное воспитание характеризуется как «целенаправленный процесс формирования у детей и подростков поступков, из которых складывается определенная линия поведения».

Необходимо заметить, что вышеизложенные взгляды на сущность понятия «нравственное воспитание» по своей сути похожи на взгляды известных отечественных педагогов второй половины XIX-начала XX века. Так, Л.В. Загрекова указывает на то, что нравственное воспитание – это, прежде всего, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды; во-вторых, - превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды; в-третьих, - формирование характера и убеждений [13, c. 86].

Далее нам следует рассмотреть понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе.

Ориентируясь на точку зрения О.Г. Дробницкого, необходимо заметить, что нравственные качества личности – это, прежде всего, такие черты (свойства) ее сознания и поведения, которые имеют коллективистскую и гуманистическую направленность и основаны на добровольном выборе, на следовании общественному мнению данного класса, социальной группы [7, c. 176].

В то же время, Т.Б. Лихачев [10] определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.

В свою очередь, Т.А. Куликова, С.А. Козлова справедливо утверждают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им [8, c. 69].

Таким образом, мы под понятием «нравственные качества» понимаем совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Необходимо заметить, что цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств.

В.А. Блюмкин [3] в своих исследованиях выделяет определенную типологию качеств личности. В рамках его трудов выделяют четыре типа нравственных качеств, которые обладают наиболее ярко выраженным нравственным содержанием:

1. Коллективистские качества. К ним относятся такие качества как: чувство солидарности и товарищества, коллективизм, развитое чувство ответственности, сознание и чувство долга.

2. Гуманистические качества. В данную группу входят такие качества как: благородство, гуманность, доверие к людям, доброжелательность, тактичность, чуткость, чувство собственного достоинства, скромность, гордость, простота.

3. Комплексные качества. Эта группа качеств характеризуется осуществлением личностью основных целей морального регулирования. В рамках них стоит выделить следующие качества: нравственная активность, включающая в себя готовность к подвигу во имя общего блага и способность к самоотверженности, справедливость, чувство соревнования благодарность, бескорыстие, независтливость.

4. Качества, которые связаны с особенностями морального регулирования поведения: чувство честность, чести, порядочность, прямота, искренность, принципиальность, правдивость, верность, моральная чистота, развитая и чуткая совесть.

Таким образом, подводя итоги данного параграфа, сделаем следующие выводы:

- Под нравственным воспитанием мы будем понимать, вслед за В.И. Болдыревым, целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.

- Мы охарактеризуем понятие «нравственные качества» как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

- Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств. Прежде всего, это следующие качества: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма.

  1. Особенности организации работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Формирование нравственных качеств происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности, при этом важно формировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе; умение анализировать поступки, чувства, мысли; учить детей бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным, природе в целом, заботиться о сохранении и приумножении культурных традиций своей малой родины.

Старший дошкольный возраст – это период активного развития, познания, творчества, общения с сверстниками и взрослыми, подготовки к началу школьного обучения. Ребенок проявляет познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Он становится способным к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способен преодолевать трудности и проявить настойчивость. В этом возрасте ребенок начинает соотносить свои интересы с интересами и желаниями окружающих. При общении с взрослыми для ребенка становится важным признание его значимости. Дошкольник испытывает потребность в одобрении и стремится быть хорошим, неудачи огорчают его [23, с. 56].

В шесть лет ребенок способен предвидеть некоторые последствия своих слов и поступков, он понимает, что такое честность и лживость, доброта и злость, грубость и воспитанность, что такое справедливость. Он способен понять, как его поступки отразятся на настроении друга, брата или сестры, мамы и папы. И если в 5-6 лет, в соответствии с ведущей мотивацией «хочу быть хорошим» стремление детей к «правильному» поведению сводилось к стремлению избежать неприятностей, «делать то, что велят взрослые», то в 6-7 лет поведение ребенка меняется: он старается вести себя с другими так, как они относятся к нему (чтобы не упустить благоприятных возможностей) [15, с. 82].

К 6 годам у ребенка начинает впервые появляется представление о себе как о человеке, который принадлежит обществу. Наступает осознание своей индивидуальности и ее значимости, о собственных качествах и своих эмоциональных чувствах. Ребенок в этом возрасте может воспринимать новые правила и требования, учитывать точки зрения окружающих людей и понимает относительность различных оценок. Еще в этом возрасте проявляется познавательный интерес к окружающему миру, в связи с этим у ребенка можно развивать навыки исследователя, так как он должен сам анализировать, сопоставлять увиденное и делать различные выводы. Возрастной период от 5 до7 лет характеризуется как наиболее сензитивный для формирования духовно-нравственных качеств личности, опираясь на развивающуюся самостоятельность и ведущую мотивацию дошкольников [16, с. 89].

На основе Программы воспитания и обучения в детском саду, содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день должно быть следующим:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

– Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

– Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

– Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

– Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т. д.

– Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

– Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

– Формировать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей [18, с. 98].

Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников [23, с. 45].

Таким образом, мы рассмотрели особенности развития детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что данный возрастной период формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т.п.). Осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими, как наиболее сензитивный для формирования нравственных качеств личности, опираясь на развивающуюся самостоятельность и ведущую мотивацию дошкольников.

1.3. Использование художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Понятие «условие» определяется, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо, и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется. С позиций философии «условие» отражает отношение предмета к окружающим явлениям, процессам. Предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как внешнее относительно предмета многообразие объективной действительности. Если причина непосредственно порождает то или иное явление или процесс, то условие составляет ту среду, в которой последнее возникает, существует и развивается. Педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности, совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи, комплекс мер, способствующих повышению эффективности данного процесса. Цель, с которой создаются педагогические условия, сущностные характеристики планируемого результата, и особенности среды, в которой осуществляется процесс достижения цели, в свою очередь, определяют выбор адекватных психолого-педагогических условий.

В литературе выделяются такие педагогические условия формирования нравственных качеств дошкольников:

- разработка и внедрение в образовательную работу комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы;

- в основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.

Рассмотрим каждое из выделенных нами условий более подробно.

1. Разработка и внедрение в образовательную работу комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы

Одним из средств воспитания нравственных качеств в дошкольном возрасте, является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства, как сопереживание, гордость, совесть, доброта, стыд и т. д. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе» Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса [22].

Стоит отметить, что в трудах М.М. Кониной отмечается большое значение художественной литературы во всестороннем воспитании и развитии детей. Необходимо подчеркнуть, что основное положение ее работы заключается в следующем: художественная литература является специфическим видом искусства, занимающим особенное место в формировании нравственных умений детей дошкольного возраста и требующим применения специальных методических приемов, которые эффективно способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.

Немаловажно рассмотреть функции художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Выделяют такие функции, как познавательно-нравственная и этическая.

Познавательно-нравственная функция предполагает развитие и активизацию воображения, образного мышления, восприятие мира, освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Эстетическая функция включает в себя приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству в его различных формах и развитие разговорной речи, ориентируя ребенка на собственное словесное творчество через прототипы данных в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

Реализация этих функций осуществляется за счет наполняемости и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие слушающим авторской позиции или позиции персонажей художественных произведений.

2. В основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.

В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Сказка. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казамть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII--XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго — герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа.

Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих ли невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрьшя Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами.

Гипербола — один из ведущих приемов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам — художественную убедительность. Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. Учитывая героический и патриотический заряд этого старинного народного эпоса, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой включали в детские книги отрывки даже из тех былин, которые в целом нельзя отнести к детскому чтению.

Пословицы. Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад - большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни - личных отношений людей и т.д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно-бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы [14, с. 45].

Таким образом, художественная литература является одним из основных средств формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Сопоставление художественных образов, моральная оценка поведения и его мотивов у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усилит их воспитательное воздействие на детей.

Вывод по 1 главе

Теоретическое изучение проблемы использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста позволило нам сделать следующие выводы:

1. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств. Прежде всего, это следующие качества: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма.

2. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных качеств личности, опираясь на развивающуюся самостоятельность и ведущую мотивацию дошкольников. В этом возрасте формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств.

3. Художественная литература является одним из основных средств формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие педагогические условия формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы: разработка и внедрение в образовательную работу комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы; в основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.


Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста

2.1 Изучение формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 343 г. Челябинска». Эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для него были взяты две группы детей старшего дошкольного возраста по10 человек в каждой.

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: выявление уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Определить критерии и показатели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения данных задач мы подобрали три методики: методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, методика «Фантастический выбор».

  1. Диагностика и исследование нравственной сферы дошкольника по методике «Закончи историю» Р.Р. Калининой.

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

  1. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития по методике Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» (приложение 1).

Инструкция к тесту: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка результатов теста:

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

  1. Диагностика уровня воспитанности дошкольников по методике «Фантастический выбор»

Инструкция к методике: Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше. – У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя? – Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Обработка результатов теста

0 баллов – ребенок не может ответить на поставленный вопрос.

1 балл – ребенок отвечает на вопрос, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок отвечает на вопрос, правильно оценивает поведение, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок отвечает на вопрос, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Таким образом, можно выделить три уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников:

- Высокий уровень (8 – 9 баллов);

- Средний уровень (5 – 7 баллов);

- Низкий уровень (0 – 5 баллов).

Представим результаты диагностики нравственных качеств детей контрольной и экспериментальной групп в таблице ниже.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

10 %

60 %

30 %

Экспериментальная

10 %

50 %

40 %

Отобразим данные таблицы с помощью диаграммы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Как мы видим, в контрольной и экспериментальной группах у детей примерно одинаковый уровень сформированности нравственных качеств. В обеих группах высокий уровень сформированности нравственных качеств показал лишь один ребенок, что составляет 10 % от всего количества детей. Эти дети наиболее успешно и самостоятельно прошли все три методики по определению уровня сформированности нравственных качеств дошкольников. Средний уровень сформированности нравственных качеств в контрольной группе имеют 6 детей (60 %), в экспериментальной группе – 5 детей (50 %). У этих детей возникли небольшие трудности при прохождении одной из методик, но в целом, они показали хороший результат. К низкому уровню сформированности нравственных качеств в контрольной группе относятся 3 ребенка (30 %), в экспериментальной группе – 4 ребенка (40 %). Эти дети не справились с предложенными заданиями даже с помощью воспитателя.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в обеих группах присутствуют дети с низким уровнем сформированности нравственных качеств (30 % – контрольная группа, 40 % – экспериментальная группа), но в основном у всех детей уровень средний (60 % – контрольная группа, 50 % – экспериментальная группа). В группах есть дети c высоким уровнем сформированности нравственных качеств, однако их мало (10 % в обеих группах). Полученные на констатирующем этапе данные были учтены при отборе комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста на формирующем этапе.

2.2 Реализация комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

На втором – формирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы мы разработали комплекс мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей экспериментальной группы с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. Продолжительность формирующего этапа исследования – 3 месяца. Занятия по формированию нравственных качеств проводились с детьми раз в неделю. Ниже представим перспективный план по формированию нравственных качеств у детей экспериментальной группы с использованием художественной литературы. В перспективном плане использовались разнообразные литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, басня, былина) для работы с дошкольниками по формированию нравственных качеств.

Таблица 2

Перспективный план по формированию нравственных качеств у детей старшей группы с использованием художественной литературы.

Месяц

Тема

Цели

Первый месяц

Чтение стихотворения А. Барто «Требуется друг» (кн. «Ты и твои друзья» с.8)

- Помочь понять, как трудно быть хорошим другом.

- Учить дорожить дружбой.

Сказка «Сивка-бурка»

- Формировать представление о дружбе и преданности.

Рассказ Н. Носова «На горке»

- Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение.

- Уметь проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

Рассуждение по пословице «Лучше горькая правда...»

- Воспитывать в детях правдивость.

Второй месяц

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

- Формировать патриотическое чувство к Родине

Чтение рассказа В. Осеевой «Вежливое слово» (кн. Что такое хорошо…с.68)

- Показать, что вежливые слова обладают большой силой.

-Вызвать желание быть вежливым с окружающими.

Басня И.А. Крылов «Ворона и лисица»

- Формировать представление о лживости и правде.

Рассказ Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

- Воспитывать умение у ребенка заботиться о близких, оказывать им практическую помощь.

Третий месяц

Рассказ Э. Шим «Брат и младшая сестра»

- Воспитывать умение проявлять чуткость, сочувствие.

Чтение стихотворения «Кто кого обидел первый» по ролям диалога

- Помочь понять некоторые причины ссоры.

- Учить дорожить дружескими взаимоотношениями

Былина «Садко»

- Формировать любовь к людям.

Рассказ Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»

- Воспитывать умение заботиться о близких

Педагогам группы необходимо организовать работу по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с представленным перспективным планами.

2.3 Результаты опытно экспериментальной работы

Цель контрольного этапа эксперимента: повторное изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

После реализации комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с детьми экспериментальной группы мы провели повторное исследование с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Представим результаты повторной диагностики уровня сформированности нравственных качеств у детей контрольной и экспериментальной групп в таблице ниже.

Таблица 4

Результаты контрольного этапа эксперимента по изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Группа

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

10 %

60 %

30 %

Экспериментальная

30 %

60 %

10 %

Отобразим данные таблицы с помощью диаграммы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по изучению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из рисунка 2, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в уровне духовно-нравственного воспитания старших дошкольников: детей с высоким уровнем духовно-нравственного-воспитания стало на 20 % больше (30 %), с средним уровнем – на 10 % больше (60 %), с низким уровнем – на 30 % меньше (10 %). Представим сравнительную характеристику результатов диагностики экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе экспериментальной работы с помощью графика.

Рисунок 3 – Сравнительная характеристика изучения уровня сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы

Таким образом, по результатам контрольного этапа эксперимента, мы видим, что в экспериментальной группе значительно увеличились показатели уровня сформированности нравственных качеств, в то время, как в контрольной группе показатели практически не изменились. Следовательно, мы подтвердили нашу гипотезу – художественная литература является эффективным средством формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Вывод по 2 главе

В результате проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам:

1. Мы подобрали диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: методика «Закончи историю» Р.Р. Калининой, методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой, методика «Фантастический выбор». Затем мы провели диагностику по отобранным методикам в контрольной и экспериментальной группах и выяснили, что в обеих группах уровень сформированности нравственных качеств у детей недостаточный. В контрольной группе 10 % детей с высоким уровнем, 60 % с средним уровнем и 30 % с низким уровнем сформированности нравственных качеств. В экспериментальной группе 10 % с высоким уровнем, 50 % с средним уровнем, 40 % с низким уровнем сформированности нравственных качеств.

2. На втором – формирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы мы разработали комплекс мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей экспериментальной группы с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. Продолжительность формирующего этапа исследования – 3 месяца. Занятия по формированию нравственных качеств проводились с детьми раз в неделю. В перспективном плане использовались разнообразные литературные жанры – рассказ, сказка, стихотворение, басня, былина.

3. Мы провели повторную диагностику на предмет уровня сформированности нравственных качеств детей контрольной и экспериментальной групп и выяснили, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика роста уровня сформированности нравственных качеств: детей с высоким уровнем стало на 20 % больше (30 %), с средним уровнем – на 10 % больше (60 %), с низким уровнем – на 30 % меньше (10 %). В контрольной группе явных изменений не наблюдалось.


Заключение

Теоретическое и опытно-экспериментальное изучение проблемы использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста позволило нам заключить следующее:

1. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств. Прежде всего, это следующие качества: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма.

2. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных качеств личности, опираясь на развивающуюся самостоятельность и ведущую мотивацию дошкольников. Художественная литература является одним из основных средств формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Мы выделили следующие педагогические условия формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы: разработка и внедрение в образовательную работу комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы; в основе комплекса мероприятий по формированию нравственных качества у детей дошкольного возраста с использованием художественной литературы лежит принцип жанрового и тематического разнообразия.

3. Изучив исходный уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в детском саду ведется недостаточная работа по данному направлению. В контрольной группе 10 % детей с высоким уровнем, 60 % с средним уровнем и 30 % с низким уровнем сформированности нравственных качеств. В экспериментальной группе 10 % с высоким уровнем, 50 % с средним уровнем, 40 % с низким уровнем сформированности нравственных качеств.

4. На втором – формирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы мы разработали комплекс мероприятий с использованием художественной литературы по формированию нравственных качеств у детей экспериментальной группы с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. Продолжительность формирующего этапа исследования – 3 месяца. Занятия по формированию нравственных качеств проводились с детьми раз в неделю. В перспективном плане использовались разнообразные литературные жанры – рассказ, сказка, стихотворение, басня, былина.

5. Подводя итог опытно-экспериментального исследования использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что после проведенного нами формирующего этапа эксперимента наблюдается положительная динамика роста уровня сформированности нравственных качеств детей экспериментальной группы: детей с высоким уровнем сформированности нравственных качеств стало на 20 % больше (30 %), с средним уровнем – на 10 % больше (60 %), с низким уровнем – на 30 % меньше (10 %).

Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


Список литературы

  1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью / Н.В. Алешина. - М.: Просвещение, 2010. – 184 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
  3. Боровкова, Е.Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения / Е.Б. Боровкова, Н.И. Водина, М.К. Ефимов. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 203 с.
  4. Буре, Р.С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2010. – 209 с.
  5. Буре, Р.С. Основы нравственного воспитания детей / Р.С. Буре. - М.: Перспектива, 2010. – 298 с.
  6. Ветлугина, Н.А. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева. - М.: Просвещение, 2009. – 209 с.
  7. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с.
  8. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. – 189 с.
  9. Каиров, А.И. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2011. – 197 с.
  10. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Дрофа, ДиК, 2014. – 128 с.
  11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 432 с.
  12. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.
  13. Козлова, С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Владос, 2010. – 289 с.
  14. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М.: Просвещение, 2004 – 96 с.
  15. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. – 165 с.
  16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  17. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. – М.: Просвещение, 2010. – 199 с.
  18. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский. – М.: Мысль, 2002. – 144 с.
  19. Смолонский, С.И. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / С.И. Смолонский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - № 4. – 2013. – С. 179 – 181.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  21. Фридман, Г.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 2008. – 328 с.
  22. Черенкова, Е. Уроки этикета и вежливости для детей / Е. Черенкова. – М.: Рипол классик, 2016. – 198 с.
  23. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2006. – 371 с.

Приложение

Приложение 1

Материалы к диагностике Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»

  


Приложение 2

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Таблица 1

Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей контрольной группы

Имя

№ 1

№ 2

№ 3

Кол-во баллов

Общий уровень

1

Таня А.

3

2

3

8

Высокий

2

Руслан В.

2

2

2

6

Средний

3

Лена Е.

2

1

2

5

Средний

4

Арсений Ж.

1

2

2

5

Средний

5

Семен И.

2

2

2

6

Средний

6

Катя Л.

1

2

1

4

Низкий

7

Наташа М.

2

1

2

5

Средний

8

София С.

2

2

2

6

Средний

9

Рустам Т.

1

1

0

2

Низкий

10

Лина Ф.

2

3

3

8

Высокий

Таблица 2

Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы

Имя

№ 1

№ 2

№ 3

Кол-во баллов

Общий уровень

1

Лена А.

3

2

3

8

Высокий

2

Саша В.

2

1

2

5

Средний

3

Карина Е.

1

2

2

5

Средний

4

Илона Ж.

1

2

1

4

Низкий

5

Дима И.

2

2

2

6

Средний

6

Миша Л.

1

0

1

2

Низкий

7

Слава М.

2

1

1

4

Низкий

8

Сафия С.

2

1

2

5

Средний

9

Руслан Т.

2

2

2

6

Средний

10

Ваня Ф.

2

3

2

7

Средний


Приложение 3

Результаты контрольного этапа опытно-экспериментального исследования

Таблица 3

Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей контрольной группы

Имя

№ 1

№ 2

№ 3

Кол-во баллов

Общий уровень

1

Таня А.

3

2

3

8

Высокий

2

Руслан В.

2

2

2

6

Средний

3

Лена Е.

2

2

2

6

Средний

4

Арсений Ж.

1

2

2

5

Средний

5

Семен И.

2

2

2

6

Средний

6

Катя Л.

1

2

1

4

Низкий

7

Наташа М.

2

2

2

6

Средний

8

София С.

2

2

2

6

Средний

9

Рустам Т.

2

1

1

4

Низкий

10

Лина Ф.

3

3

3

9

Высокий

Таблица 4

Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей экспериментальной группы

Имя

№ 1

№ 2

№ 3

Кол-во баллов

Общий уровень

1

Лена А.

3

2

3

8

Высокий

2

Саша В.

2

2

2

6

Средний

3

Карина Е.

2

2

2

6

Средний

4

Илона Ж.

2

2

2

6

Средний

5

Дима И.

3

2

3

8

Высокий

6

Миша Л.

1

1

2

4

Низкий

7

Слава М.

2

2

2

6

Средний

8

Сафия С.

2

2

2

6

Средний

9

Руслан Т.

2

2

3

7

Средний

10

Ваня Ф.

3

3

3

9

Высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии"

Данная методическая разработка позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений  по новому оценить метод сказкотерапии не с психологической позиции воздействия, а как педагогическую техно...

Художественная литература как элемент нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образц...

Роль художественной литературы в формировании личной гигиены детей дошкольного возраста

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и вып...

Сказкотерапия как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование нравственной ли...

Консультация для родителей «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры»

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе люд...

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...

Консультация для родителей «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры»

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для ...