Семинар – практикум «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
консультация

Неретина Дарья Александровна

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

  • ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
  • ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
  • взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в организации партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

  • ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
  • ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
  • взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.

Что же такое «партнерство»? Партнерство — совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Ведущим видом деятельности на занятии становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Что значит быть партнером детей? Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация  в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул),  дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выполнять обещанное.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова.  Существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  • открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

  • стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
  • рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
  • отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

      На разных этапах образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах образовательной деятельности

  • 1 этап. Начальный этап деятельности. Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной.  Педагог может обратиться к детям с такими вопросами: «Ребята, кто мне может помочь?», «Как вы думаете, а что надо сделать, чтобы…?», «Я прошу вас мне помочь, потому что уверена, что вы это знаете и умеете», «Я буду выполнять эту работу, а что планируешь делать вы?» «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. В совместной партнёрской деятельности активность и самостоятельность ребёнка сочетается с руководящей ролью педагога. Но, в отличие от традиционных методов образования, здесь исключается психологическое давление на ребёнка, взаимодействие строится на основе мотивации, без принуждения. На первом этапе организации образовательной деятельности важна мотивация.
  • 2 этап. В ходе процесса деятельности.  На основном этапе партнёрская деятельность организуется на основе игры, которая в разном возрасте имеет свою специфику. В старшем дошкольном возрасте главное для игры – это взаимоотношения детей, сюжетосложение, комбинирование историй. При этом вымышленный сюжет требует сначала постановки игровой задачи, а потом – образовательной. Например, при организации образовательной деятельности на тему «Поможем воде стать чистой» дети нашли письмо от героев Цветочного города из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», которые не знали что делать, как им быть без чистой воды. Обсудив с детьми сложившуюся ситуацию, решили, что воду можно очистить (чем?)…разными фильтрами.

Наметив задачу для совместного выполнения,    находят  возможные способы ее реализации. Свободно передвигаясь, дети приносят из уголка экспериментирования фильтры. Далее по символам и схемам дети намечают дальнейшую свою деятельность. Педагог в ходе деятельности ставит вопросы развивающего содержания (как ты думаешь, вода будет чище, если взять другой фильтр?); проявляет заинтересованность в результате (как у тебя это получилось?); включается во взаимную оценку (как быстро ты сегодня сделал) и интерпретацию действий участников (вы не забыли про мудрость Совы); усиливает интерес ребенка к работе сверстника (посмотри, как интересно придумал Рома), поощряет содержательное общение (интересно с Полиной, правда, она всегда придумает интересное), провоцирует взаимные оценки (необычное решение у Ани, правда?), обсуждает  возникающие проблемы (Лева всегда подумает о других), (подумай, чем можно помочь и где взять)…

Партнерская форма образовательной деятельности требует и определенной организации пространства. Например: организованная образовательная деятельность в старшей группе «Сюрприз для мамы» начинается с «круглого стола», с непринуждённой беседы, где взрослый беседует с детьми о предстоящем празднике для мамы, как и какой сюрприз можно сделать мамам. Выслушиваются все идеи и предложения детей и взрослых. При этом игровая задача для ребёнка «Испеки печенье для мамы». Образовательная задача такова: «Мы будем учиться замешивать тесто, раскатывать его, делать заготовки для печенья различной геометрической формы». Далее, дети свободно выбирают «рабочие места» из заранее организованного воспитателем пространства «кондитерского цеха», перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент… В конце работы все вместе весело, с юмором обсуждают, где могут выпечь сделанное своими руками печенье для своих мам. Все вместе решили: испечь на пищеблоке с помощью повара детского сада. В результате сюрприз удался, вечером ребята приглашают своих мам в группе на чай с печеньем и взахлёб рассказывают рецепт приготовления.

  • 3 этап. Заключительный этап деятельности. Партнёрская деятельность на заключительном этапе организованной образовательной деятельности тоже имеет свои особенности. Каждый ребенок работает в своем темпе. Если он раньше закончил работу, то вправе отправиться играть, заняться самостоятельной деятельностью. Заранее, педагог вместе с детьми, разрабатывают правила поведения, чтобы не мешать другим детям. Следуя этим правилам, ребёнок вырабатывает волевую саморегуляцию. Задача педагога – позитивная социализация ребёнка. В рефлексии партнёрская деятельность заключается в уважении к человеческому достоинству дошкольников, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Например: «Ребята, вы довольны своим трудом?, «Понравилось ли вам быть в роли….?, «Как вы думаете, понравится ли родителям ваша работа?», «Помогли ли вы кому-то….?, «С какими трудностями вы столкнулись в работе?», «Что было сделать труднее всего? А что легче?» «Из чего бы ты посоветовал Почемучке сделать кораблик?», «Какими фильтрами смогут пользоваться жители Цветочного города, чтобы очистить воду?» и т.д. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

  • Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
  • Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
  • Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога. Перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам.
  2. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
  3.  Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости»«знакомиться»«давать задания»«рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
  • действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Практическая часть.

Задание «Мотивация к образовательной деятельности»

Педагогам предлагается  продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности в разных возрастных группах в соответствии с комплексно – тематическим планированием.

  • Тема «Космос», НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), подготовительная к школе группа
  • Тема «Домашние животные», НОД по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир), 2 младшая группа
  • Тема «Волшебница вода», НОД по ОО «Речевое развитие», старшая группа

Основной принцип – ребенку должно быть интересно в детском саду. Педагог должен так организовать с ним работу, чтобы он хотел делать то, что ему предлагают, чтобы воспитатель учитывал его пожелания, а не только диктовал авторитарно.

Организация непосредственно образовательной деятельности ДОУ в виде партнерской деятельности взрослого с ребенком связана со значительным изменением поведения воспитателя. Легче всего понять, что означает быть партнером для детей, сравнив эти две позиции  – партнерскую и учительскую.

Задание «Учитель – партнер?»

Педагогам предлагается заполнить таблицу «Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком»

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого

 в деятельности с ребенком.

Объекты

Учительская позиция

Партнерская позиция

Понятия

Взрослый – учитель, преподаватель: авторитарный управляющий, руководитель; он никак не включен в работу детей, а раздает поручения (разъясняет) и осуществляет “инспекторский” контроль.  

Взрослый – партнер, равноправный участник  коллективной совместной деятельности; вклад детей в ней сравним с вкладом воспитателя

Стиль общения взрослого с детьми

Авторитарное общение. Вводится требование соблюдать строгую субординацию между преподавателем и воспитанниками

Демократическое общение, взаимное уважение, равноправие

Начальный этап непосредственно образовательной деятельности

Взрослый может авторитарно приказать: «Та-а-ак, быстро все подошли ко мне!.. Сели все по своим местам!.. Начинайте выполнять!..» Все дети обязаны принимать участие в том, что предлагает педагог.

Воспитатель непринужденно приглашает к совместной деятельности, участие в которой не является обязательным: «Давайте сегодня…,  садитесь поудобнее, кому интересно…» или: «Я сейчас буду… Кто хочет, может присоединиться…

Расстояние между взрослым и детьми

Преподаватель находится далеко от детей, за пределами круга, обособленно (к примеру, сидит за своим столом как на уроке в школе)

Воспитатель находится в одном пространстве вместе с воспитанниками: сидит с ними в круге за общим столом.

Организация пространства

Дети располагаются за рядами столов и смотрят в затылок друг друга.

Наибольшее подведение к форме «круглого стола», располагающего к одинаковой роли в труде, обсуждении, исследовании; при этом воспитатель видит всех детей и они видят друг друга.

Позиция взрослого в пространстве группы

Позиция взрослого или статична (стоит перед детьми, сидит за столом), или он ходит для оценки и контроля (как «классический» учитель «обходит дозором» детей, наклоняется над ребенком

При партнерской деятельности позиция взрослого динамична (садится поочередно к тому ребенку , кто особенно нуждается в помощи)

Степень свободы

  • Без согласия педагога свободное общение детей во время занятия запрещено
  • Требуется соблюдение тишины. Нарушители дисциплины наказываются.
  • Обратиться за помощью можно только после получения разрешения (нужно поднять руку, как на школьном уроке)
  • Допустимо свободное обращение друг к другу детей: они могут  без получения разрешения взрослого дискуссировать, обсуждать вопросы, высказывать мнения.
  • Допускается рабочий шум.
  • Воспитанник может в любой момент подойти к воспитателю и спросить совета, обратиться за помощью. 

Темп работы

Темп работы регламентирован строгими рамками отведенного времени на учебное

Дошкольники могут заниматься в индивидуальном темпе

Заключительный этап непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Результат жестко задан. Задания должны быть выполнены своевременно

Результат не всегда предсказуем и зависит от ребенка. Он решает самостоятельно, когда закончить работу

Результат использования формы работы

Постоянное ожидание ребенка помощи от других, не самостоятельность в  принятии решений, подавление детской активности, эмоциональный дискомфорт, страх перед ошибками,  агрессия и возбудимость как проявление страха. 

Партнерская деятельность взрослого и ребенка содействует развитию у дошкольников собственного мнения, самостоятельности, умения решить проблему, не бояться приступить к заданию, не опасаться ошибок, стремление достичь результата, способствует эмоциональному спокойствию. 

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

  • стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
  •  рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
  • отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу  образовательной деятельности в дошкольной организации и как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Задание «Что дальше?»

Педагогам предлагается продумать переход от НОД к совместной образовательной деятельности по речевому развитию, окружающему миру, художественно - эстетическому развитию в разных возрастных группах.

  • Тема «Космос», НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), подготовительная к школе группа
  • Тема «Домашние животные», НОД по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир), 2 младшая группа
  • Тема «Волшебница вода», НОД по ОО «Речевое развитие», старшая группа

Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка – это наиболее эффективный путь развития дошкольников. Очень важно придерживаться партнерской позиции «не над ребенком, а вместе с ним» Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремление к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу образовательной деятельности в дошкольной организации и  как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Задание№1 «Мотивация к образовательной деятельности»

Педагогам предлагается  продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

Тема «Космос», НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование),

подготовительная к школе группа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 «Что дальше?»

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по художественно - эстетическому развитию к совместной образовательной деятельности

Тема «Космос», НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование),

 подготовительная к школе группа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№1  «Мотивация к образовательной деятельности»

Педагогам предлагается  продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

Тема «Домашние животные», НОД по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир)

2 младшая группа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 «Что дальше?»

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по окружающему миру

к совместной образовательной деятельности

Тема «Домашние животные», НОД по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир)

2 младшая группа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№1  «Мотивация к образовательной деятельности»

Педагогам предлагается  продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

Тема «Волшебница вода», НОД по ОО «Речевое развитие», старшая группа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 «Что дальше?»

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по речевому развитию

к совместной образовательной деятельности

Тема «Волшебница вода», НОД по ОО «Речевое развитие», старшая группа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2 "Учитель - партнер?"

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком.

Объекты

Учительская позиция

Партнерская позиция

Стиль общения взрослого с детьми

Начальный этап непосредственно образовательной деятельности

Расстояние между взрослым и детьми

Задание №2 "Учитель - партнер?"

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком.

Объекты

Учительская позиция

Партнерская позиция

Организация пространства

Позиция взрослого в пространстве группы

Степень свободы

 

Задание №2 "Учитель - партнер?"

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком.

Объекты

Учительская позиция

Партнерская позиция

Темп работы

Заключительный этап непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Результат использования формы работы

Объекты

Стиль общения взрослого с детьми

  • Авторитарное общение. Вводится требование соблюдать строгую субординацию между преподавателем и воспитанниками
  • Взрослый может авторитарно приказать: «Та-а-ак, быстро все подошли ко мне!.. Сели все по своим местам!.. Начинайте выполнять!..» Все дети обязаны принимать участие в том, что предлагает педагог.
  • Воспитатель находится в одном пространстве вместе с воспитанниками: сидит с ними в круге за общим столом.
  • Воспитатель непринужденно приглашает к совместной деятельности, участие в которой не является обязательным: «Давайте сегодня…,  садитесь поудобнее, кому интересно…» или: «Я сейчас буду… Кто хочет, может присоединиться…
  • Демократическое общение, взаимное уважение, равноправие
  • Преподаватель находится далеко от детей, за пределами круга, обособленно (к примеру, сидит за своим столом как на уроке в школе)

Начальный этап непосредственно образовательной деятельности

Расстояние между взрослым и детьми

Организация

пространства

  • Без согласия педагога свободное общение детей во время занятия запрещено
  • Воспитанник может в любой момент подойти к воспитателю и спросить совета, обратиться за помощью. 
  • Дети располагаются за рядами столов и смотрят в затылок друг друга. Наибольшее подведение к форме «круглого стола», располагающего к одинаковой роли в труде, обсуждении, исследовании; при этом воспитатель видит всех детей, и они видят друг друга.
  • Допускается рабочий шум.
  • Допустимо свободное обращение друг к другу детей: они могут без получения разрешения взрослого дискуссировать, обсуждать вопросы, высказывать мнения.
  • Обратиться за помощью можно только после получения разрешения (нужно поднять руку, как на школьном уроке)
  • Позиция взрослого динамична (садится поочередно к тому ребенку, кто особенно нуждается в помощи)
  • Позиция взрослого или статична (стоит перед детьми, сидит за столом), или он ходит для оценки и контроля (как «классический» учитель «обходит дозором» детей, наклоняется над ребенком
  • Требуется соблюдение тишины. Нарушители дисциплины наказываются.

Позиция взрослого в пространстве группы

Степень свободы

Темп работы

  • Темп работы регламентирован строгими рамками отведенного времени на учебное
  • Дошкольники могут заниматься в индивидуальном темпе
  • Результат жестко задан. Задания должны быть выполнены своевременно
  • Результат не всегда предсказуем и зависит от ребенка. Он решает самостоятельно, когда закончить работу
  • Постоянное ожидание ребенка помощи от других, не самостоятельность в принятии решений, подавление детской активности, эмоциональный дискомфорт, страх перед ошибками, агрессия и возбудимость как проявление страха. 
  • Партнерская деятельность взрослого и ребенка содействует развитию у дошкольников собственного мнения, самостоятельности, умения решить проблему, не бояться приступить к заданию, не опасаться ошибок, стремление достичь результата, способствует эмоциональному спокойствию. 

Заключительный этап непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Результат использования формы работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕМИНАР«ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 10.0px 0.0px; text-align: justify; text-indent: 35.4px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} В коррекционной работ...