«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции» учебно-методический материал по рисованию по теме
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Новикова Ольга Ивановна

«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции»
учебно-методический материал по рисованию по теме

Семинар 

из опыта работы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

 

Семинар на тему:

«Обучение дошкольников понимать язык изобразительного искусства, создавать яркие образы и композиции».

Из опыта работы.

Подготовила:

воспитатель

I квалификационной категории

филиала «Дружба»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Новикова Ольга Ивановна

 

       Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя на первые «каляки–маляки» малыша, взрослые пытаются научить его рисовать и, прежде всего, дают свой образец, т.е. рисуют собачку, машинку и т.д. Взрослый ожидает, что ребенок изобразит хотя бы что-то похожее. В этом случае они часто встречают отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто приводит к полному отрицанию ребенком этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»

      Как помочь ребенку в его стремлении изобразить на листе бумаги окружающую действительность, яркий и волнующий воображение ребенка мир?

      По мнению авторов программы «Развитие», прежде всего надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства. В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется. Все это дает ребенку в дальнейшем возможность создавать сложные многофигурные композиции, передающие его эмоциональное отношение, состояние, настроение и впечатление.

      Но  существуют противоречия, т. к. дети не все одаренные, все чаще слышим, что они не справятся с той задачей в изобразительной деятельности, какую мы им ставим.  В этом случае и педагог часто слышат отказ: «Я не умею рисовать!»

      Развитие способностей – необходимая база для наиболее полного проявления ребенком себя уже в дошкольном возрасте в познании, творчестве, самых разных видах деятельности. Именно на развитие способностей, умственных и художественных, направлена программа Л. А. Венгера «Развитие».

      Под способностями понимают такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. (Определение М. Б. Теплова.)

      Способности – не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. В психологии различают понятия общие и специальные способности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных.

      Развитие способности изображения  в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Мы все об этом знаем. Но известно, что дети одного возраста могут находиться  на разных ступенях развития. Это зависит от их воспитания, и от общего развития ребенка.

      Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.

      Развитие способности правильно передавать пропорции, также связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.

      Считаю, что без показа нескольких способов изображения на бумаге и в пластике ребенок не справиться  с задачей, и мы это видим ежедневно на занятиях, дошкольнику нужно помочь. Ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, именно обучения.

      Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия ребенка, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам.

      Предметное изображение, со среднего дошкольного возраста,  начинается  поэтапно. В графическом изображении и в пластике можно учиться образованию форм (составлению изображения из отдельных частей). Живописная композиция идет, и как обучение, и как закрепление обучение формообразованию.

      В программе «Развитие» авторами сказано: «При создании предметных рисунков не надо давать конкретные указания о том,  как должно выглядеть изображение и вносить какие-либо коррективы. Если ребенок идет в своей работе от пятна, от массы объекта, это следует поощрять».

     Но ребенок тормозит, не хочет рисовать т.к. пугается, у него страх перед неправильным изображением. А какое правильное? Мы можем показать: иллюстрации, игрушки, провести обследование формы предмета, но результат остается тот же, ребенок берет уголь или сангину и говорит: «Я не умею».

    Наша программа «Развитие» не предусматривает использования нетрадиционной техники рисования, но и не запрещает. Все предоставляется на творчество и знания самого педагога.

 Использование в изобразительной деятельности различного рода нетрадиционное техническое изображение дает возможность дошкольнику быстро справиться с задачей, превращает работу в игровой момент, он получает быстро и увлекательно конечный результат своей деятельности, и остается довольным своей работой. Это дает дошкольнику уверенности в своих силах, увлекает сам процесс деятельности, психологически настраивает ребенка на успех, пропадает страх перед изображением.

      Конечно, это не исключает обычного традиционного изображения. Но, согласитесь, когда программа «Развитие» предлагает серию тем на одно и, то, же программное содержание (в пластике, в графике и в живописи) почему не воспользоваться разнообразием нетрадиционной  техники изображения.

 Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

Детское рисование помогает координировать у ребенка зрение и движения,  овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с  другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций дошкольника. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».  По мнению многих ученых детское рисование координирует абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ребенку эту возможность наиболее легко, в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Ведь не случайно Выготский Л.С. назвал рисование «графической речью».

    Подготавливаясь к семинару, «перелопачивая» литературу, я наткнулась в журнале на статью Евгения Ивановича Чарушина «Мой метод рисования с детьми». Он занимался этим давно, а вот его выводы оказались актуальными для нас сегодня. Особенно мне интересна позиция художника-профессионала, его взгляд на обучение рисованию детей дошкольного возраста. Он анализировал рисунки своего сына. В них поражает удивительное чувство цвета, сила образа. Продолжив работу с другими детьми, создавая им такие же условия, как и его сыну, Никите, Чарушин был поражен результатом. Почему же эти же самые дети, только вчера рисовавшие на бумаге карандашиком жалкие домики с заборчиком и елочкой, сегодня, как художник, любуется цветом, переживают образы?

Что освободило их от ограниченности и неумелости? Прежде всего,  отсутствие тормозов в работе. Тормозами он называет такие препятствия, которые расхолаживают ребенка в его работе; все, что мешает получить желаемый эффект после затраченных усилий.   Второе. Появились «побудители», т.е. все то, что побуждает ребенка работать: и техническая легкость процесса изображения, и эффективность средств изображения, несущая полное удовлетворение результатом, и приятный процесс работы.  И третье: заинтересованность, взволнованность образом.

Е. И. Чарушин  подробно описывает каждый из принципов.

Тормозит ребенка маленький формат бумаги. «Как суживает ощущение мира у ребенка эта маленькая бумага» - считает автор.

      «Побудителями» он называет все то, что облегчает создание образа. Однажды его сын, рисуя карандашом, стал вдруг махать рукой и со вздохом сказал: «Ух, руку совсем «отрисовал», рука устала!» Надо, чтобы руки не «отрисовывались», чтобы изображать было легко, приятно и ребенку были даны возможности фантазировать, т. е. прежде всего кисть и много ярких красок.  ЭТО КАК РАЗ ТО О ЧЕМ  ПЫТАЛАСЬ ВАМ СКАЗАТЬ Я.

 Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

      Вернемся к Чарушину. Все, что сказано выше, - это только средства изображения, основа изображения – образ. Чем образ ближе интересам ребенка и чем больше его удивляет, поражает, тем конкретнее он воплощается в  рисунке. А если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы – вроде рукоделия; это путь, идущий от механических навыков. Воспитатель должен помогать ребенку в создании образа, но делать это осторожно. Словами, мимикой, жестами показывать изображение образа.  Не надо захваливать одних и обходить молчанием других. От такта воспитателя зависит так ободрить всех и порадоваться результатам, чтобы и творцы наиболее интересных работ, и сегодняшние «неудачники» были удовлетворены и ждали следующего занятия с нетерпением. Самые яркие, самые живописные и образные работы полезно оставлять на стенах в виде постоянной выставки. Детям нужно видеть свои удачи.   Все это взято из заключения Чарушина.

      А теперь   вернемся к нашей программе. Дети второй  младшей группы, рисуя опавшие листья, праздничный салют овладевают художественно-символическими средствами выражения эмоциональных состояний и личного мироощущения. Итог творческой работы – создание живописной композиции с предметом – сочетание изображения и среды. Например: «Бабочки на лугу», «Жук на песке», «Рыбки в аквариуме». Можно использовать в работе с детьми  нетрадиционную технику «тампонирование», которая поможет детям справиться с задачей быстро и результативно. Можно использовать рисование пальчиками. Никогда не нужно забывать о игровом моменте во время рисования. Подготавливая листы для детей, изобразите или наклейте там основу изображения: рисуете дождь – значит это тучки; рисуете клубочки – нарисуйте в углу листа котенка; рисуете птичку – изобразите ветку, на которой она сидит. Не нужно рассказывать какое значение имеет игра для детей во время рисования, но ведь и психологическое значение имеет огромное. Рисунок дошкольника сразу преобразовывается, ему хочется рисовать дальше, быстро получить конечный результат. А как он смотрится… Его хочется показать маме, ребенок понимает, что достиг какого-то результата, и, конечно же появиться желание рисовать в следующий раз.

       В своей группе делаем так: обучение предметному изображению, восприятию формы величины в графике не выставляем для обзора (на выставку), а настраиваем ребенка на то, что он учиться. Уже изображение в живописи – тщательно подготавливаем. Для фона тонируются листы, используем цветную бумагу. Для изображения готовим «тампоны», тонкие кисти;  для «пропечатывания» специальный материал, в зависимости какой техникой будем пользоваться. Я не буду останавливаться подробно на нетрадиционном изображении, это  хорошо освещают на курсах повышения квалификации и  много материала в журналах «Дошкольное воспитание». Например:

  • печатка
  • печатание мятой бумагой
  • набрызг
  • монотипия
  • ниткопись
  • тестопластика
  • тычек жесткой полусухой кистью
  • рисование пальчиками
  • отпечатки листьев и т.д.

      Использование нетрадиционной техники «томпонирование» в средней группе, где начинается работа над предметным изображением животных, очень уместно рисовать  «пушистый» объект: собачка, кошка и т.д.

   Особенности форм, пропорции объектов, движений лучше определять, работая с пластилином, это мы знаем. Научить ребенка выражению средствами художественно-графических образов – очень сложно без показа. И потом, не все взрослые умеют  владеть техникой изображения сангиной и углем. Что говорить тогда  о детях.      

 (Показ работ художников).

      Более сложной изобразительной задачей является передача движения (динамика). Вначале действие предмета ребенок выражает не графически, а игрой, речью, жестами. Но создавать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятие детей еще не развито. Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в пластике. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными. Обучение динамичному изображению животных и человека в старшей группе в традиционном изображении может надоесть ребенку. Куда как удобнее разнообразить некоторые занятия.

      В подготовительной группе программа предлагает три цикла занятий. Первый цикл является реальная жизнь «Мой край», «Мой город». В этих темах дети изображают уже знакомые им объекты: животных, строения, деревья, транспорт. Темы предлагаются частично – оказалось, что тематику нужно подбирать самим. Мы связали их с осенью, осенним пейзажем. Примерные темы:

  • Осень в парке. (Изображение деревьев, кустарников, цветов).
  • Дети гуляют в парке. (Из-е пропорции тела человека, соотношение взрослого человека и ребенка).
  • Мама гуляет с ребенком.
  • Праздник в родном поселке. (Пробуем изобразить сюжет).
  • Город вечером. (Игра красок: вечер, звезды, огни в окнах домов).
  • Дома большие и маленькие.

      Каждый цикл состоит из 12-14 занятий. Работу строили, опираясь на наброски, зарисовку, даже вводили аппликацию, конечно же, пластика, как конечный результат - живописные композиции.

  • Одно занятие пробуем рисовать деревья (графически).
  • Далее живописная композиция деревьев, но в нетрадиционной форме – печатание мятой бумагой.
  • Далее изображение детей в динамике (графика).
  • То же самое, но в живописной композиции. И т.д.

       Когда сеть занятий по обучению прошла – приступаем к общей живописной композиции: «Мой город». Обязательно на большом листе.

  1. Учим планировать изображение на листе бумаги формата А3. Затем делаем наброски в графике (обязательная установка не прорисовывать детали).
  2. Идет зарисовка живописной композиции, используя нетрадиционную форму изображения. Например: фон, линию горизонта; листву деревьев, конечно же, использование толстых и тонких костей для изображения.
  3. Уже следующим этапом будет – прорисовка деталей, детализация (что требует программа). Это можно осуществлять и тонкой кистью, и фломастерами.

Работы детей выставляются на выставку для родителей.

      Следующий цикл занятий – исторические события: «Строительство города», «Былина об Илье Муромце». Нам показалось это очень сложно для наших детей, очень трудно подобрать иллюстрации, пополнить запас знаний детей на эмоциональном фоне. А вот использование русской мультипликации ближе детям и можно делать «стоп-кадр». Включили в занятия просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-змей». На основе его выполняли все задачи исторического изучения тематики. В занятие включали и просмотр мультфильма по DVD, экскурсию в избу.

Темы для изображения:

  • Русская изба.
  • Конь богатырский.
  • Русский сарафан.
  • Иван-Царевич.
  • Древнее оружие.
  • Всадник на коне.
  • Дворец или терем.

Создание общей композиции в 2-3 занятия. По тому же типу, как и первый цикл.

  1. Графика.
  2.  Живопись
  3.  Детализация или прорисовка.

Все занятия по созданию общей композиции проводили в изостудии, про которую, наверное, все забыли. Там удобно рисовать на листах формата А3.

Третий цикл занятий – самый интересный, направлен на фантазию детей: «Город волшебника». Мы рисовали подводное царство (очень яркие впечатления у детей от мультипликационного фильма про русалочку). Сразу делали наброски в графическом изображении без прорисовки (задача тяжелая, т.к. дети увлекаются самой деятельностью – прорисовывают глазки, туфельки, сумочки и т. д.)

Как закончить свое выступление? Да просто показать результат детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Занятия по ознакомлению с языком изобразительного искусства "Зимний пейзаж"

Знакомим детей с репродукциями известных художников, расширяем понятие пейзажа в живописи, развиваем зрительно восприятие....

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"

Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...