" Создание условий для гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
статья

Безрук Анна Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

« СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Решение поставленных задач по патриотическому воспитанию,  возможно при выполнении  следующих условий:

1. организация и обогащение  предметно-развивающей среды;

2. подбор форм и методов работы.

Рассмотрим условия подробней.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, страны.

Каким образом можно организовать предметно-развивающую  среду? Решение этой задачи я  осуществляю через создание лэпбуков, оформление в группе патриотического уголка в котором расположены символы России (флаг, герб, фото руководителей района, области, страны, а также героев ВОВ  и т.д.). Помимо затрагивания военной сферы не нужно забывать, что ребёнок должен знать людей внесших великий вклад в развитие нашей Родины. Сюда можно отнести  деятелей науки, культуры и т.д. Для этого я организую  выставки  живописи, выставок-экспозиций,  занимаюсь созданием тематических мини– музеев.

Рассмотрим методы и формы организации патриотического воспитания дошкольников.

Остановимся на формах работы. Формы работы разделяются на фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Фронтальные формы работы мы можем использовать при организации непосредственной образовательной деятельности познавательного развития. Также эту форму работы можно использовать при организации экскурсий, спортивных мероприятий, соревнований. Подгрупповые формы работы мы можем задействовать при проведении различных КВН, викторин, квестов, поисково-исследовательской деятельности, опытов.

Индивидуальные формы работы занимают  немаловажное  значение, а порой и ключевое. Индивидуальные формы работы можно задействовать при организации работы:

- с родителями, при проведении анкетирования с целью выявления уровня знаний по патриотическому воспитанию дошкольников, при организации выставок, музеев, праздников, спортивных мероприятий, консультаций участие в параде победы;

- разучивания стихотворений с детьми, проведение бесед, оказание помощи в ходе продуктивной деятельности.

 Далее я приведу опыт моей работы использования форм и методов по патриотическому  воспитания  по образовательным областям.

Познавательное развитие мною осуществляется в ходе  организация НОД, также мы организовали  экскурсии в музей паровозов и  монументу славы.

Художественно-эстетическое развитие реализовывается в ходе продуктивной деятельности изготовление поделок, атрибутов своими руками, проведение выставок рисунков  детей, прослушивание и разучивание русско-народных песен, потешек, гимна России, развитие навыков игры на музыкальных инструментах.

Физическое развитие я организую через  проведение тематических эстафет и соревнований детей совместно с родителями, разучивание с детьми  русско-народных  подвижных игр («Горелки», «Старые лапти», «Золотые ворота» «Гори- гори ясно», «Чурилки»).

Разучивание стихов, потешек, закличек, обучение составлению описательного рассказа по  картинке, придумывание рассказов, а также  проигрывание  игр направленных на развитие лексико-грамматических навыков у детей способствует Речевому развитию детей. 

Социально-коммуникативное развитие я осуществляю через  участие в различных  проектах. Так, например, мы с детьми  поучаствовали в проекте  «Река  времени» в ходе которого дети познакомились с тем как изменялась быт людей с течением времени. Проект  «Наша армия сильна – защищает нас она!» познакомил детей с историей возникновения праздника 23 февраля, расширил представления детей о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий.                             Проект «Мануйловский заказник» познакомил детей многообразием животного мира  Мошковского района, способствовал развитию бережного отношения к природе.

 Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. В завершении своего выступления хочу процитировать президента  нашей страны В.В. Путина «….вопрос о патриотическом воспитании молодёжи – это разговор о самом главном:  о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

В ходе тематического контроля предметно-развивающая среда отслеживалась по следующим критериям:Эстетичность предметно-развивающей средыБезопасность всех компонентов средыТворческий подход к оформлению...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...