МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПАРАШЮТА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка

 

Новизна, уникальность  данного игрового оборудования объясняется тем, что в современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, педагог может сам выбрать такие методы, формы и средства которые позволят любое занятие сделать не только полезным, но и увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы. Таким средством стал игровой парашют.

Практическая значимость. С парашютом можно играть как в группе одногодок, так и в разновозрастной компании детей и взрослых. Игры в парашют не соревновательные. Они учат согласованности действий и умений чувствовать движения остальных игроков. Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других игроков. Игры с парашютом дают ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и зрительный образ и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом.

Внедрение.

 

  • В ходе выполнения движений у детей не должно быть длительной задержки дыхания, при выполнении движений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.
  • Избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
  • В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта).
  • Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
  • Нельзя использовать упражнения, которые могут вызвать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей.
  • Подбирать упражнения, подвижные игры, которые способствовали бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка.
  • Чередовать игры и упражнения разной степени подвижности;
  • В процессе игр и упражнений обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности (ответы на вопросы, практические действия и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 5  г. Задонска Липецкой области  

( МБДОУ  детский сад №5 г. Задонска)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ПАРАШЮТА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

                            Составил:

старший воспитатель

                                                                                                               Перегудова Н.Н.

 

   В современном дошкольном образовании изменился взгляд на сущность процессов воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром нашли свое отражение в государственном образовательном стандарте  дошкольного воспитания и обучения.

Цель и задачи:  Данное пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс:

-позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера;

-способствует формированию двигательных навыков в основных видах движений и развитию физических качеств;

-предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

-воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности: активности, самостоятельности и организованности;

-создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх, развлечениях, занятиях.

-Развивать навыки сотрудничества, вырабатывать элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не мешая другим, по сигналу выполнять различные задания педагога, ориентироваться в пространстве.

-Способствовать овладению ребёнком речью как средством общения и культуры; развивать связную и грамматически правильную диалогическую речь, совершенствовать звукопроизносительную сторону речи.

- Способствовать быстрой адаптации тихих, застенчивых и неуверенных детей в детском коллективе, а гиперактивных детей учить проявлять волевые усилия за счёт подчинения правилам игры;

-Повышать стрессоустойчивость, эмоциональный тонус детей, создавать у них бодрое, радостное настроение за счёт расширения и обогащения позитивного опыта совместной деятельности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми.

Теоретическое обоснование. В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития.  Однако разработок системы занятий с данным пособием в нашей стране не было. Положив в основу работы базовые принципы лечебной педагогики и изучив опыт работы педагогов Санкт- Петербурга А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова, «Двигательный игротренинг для дошкольников», я постарались создать свои разработки с пособием «Парашют».  

Основное содержание.

Игры в парашют:

- учат согласованности действий и умению чувствовать движения остальных игроков;

- дают ребёнку богатый спектр новых    ощущений;

- полезен как для тихих, медлительных детей, так и для гиперактивных детей;

- развивают фантазию и способность к подражанию.

Игра «Грибок»

Возраст: 3 - 5лет.

Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.

Дует-дует ветерок,

Заходите под грибок!

Игра «Море и волны»

Возраст: средняя, старшая группы

Инвентарь: парашют

Цель: способствовать активации группы, либо успокоению.

Содержание:

Начинаем с мелких волн, потом раскачиваем всё сильнее, устраиваем шторм. Затем постепенно уменьшаем волны, приговаривая, что ветер слабее, волны утихают, и на море штиль.

Вариант: Заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны. Тихая или медленная музыка – слабые волны.

Игра «Домик – теремок»

Возраст: 2-я младшая, средняя, старшая группы

Инвентарь: парашют

Цель: развивать быстроту реакции на сигнал

Содержание: Взрослые и дети берутся за ручки парашюта, и плавно опускают его, потом поднимают высоко, и дают парашюту наполниться воздухом. В этот момент дети забегают в домик, и там сидят. 

Вариант: Можно приглашать в домик не всех детей, а по одному, получится отличная игра на знакомство. Более того, если в группе больше, чем один Ваня, то мы сразу увидим всех детей с одинаковыми именами.

Открываем теремок, 

Ваня, Ваня, заходи!

И в окошки погляди.

А теперь вылезай, и Андрюшу приглашай!

Планирование деятельности по реализации проекта (виды работ, этапы).

1. Вводная часть - ритуал приветствия

с использованием забавных песенок-игр Е. Железновой

(цель: настроить малышей на совместную работу,

установить эмоциональный контакт между всеми детьми).

2. Основная часть включает игровые упражнения и подвижные игры, которые объединены одним игровым сюжетом. Некоторые игры повторяются для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые одни и те же игры постепенно усложняются.

Во время занятий дети находятся в кругу, поскольку пособие «парашют» состоит из секторов разного цвета в виде круга, что создает возможность открытого общения, ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимодействие.

3. Заключительная часть включает упражнения на мышечную релаксацию, мимическую гимнастику, которые способствуют снижению напряжения, формированию состояния релаксации, закреплению положительных эмоций от работы на занятии.

 Трудностей, препятствующих внедрению проекта (материальные, технические, кадровые и др.) нет.

Оценка результатов дальнейшего внедрения проекта.

Использование пособия «Игровой парашют» позволяет добиться положительных результатов у детей, а именно:

•        Повышение общего эмоционального фона;

•        Снижение уровня тревожности;

•        Повышение познавательной и игровой активности, уровня взаимодействия со сверстниками

•        Сокращение сроки психофизической адаптации, укрепление адаптивных возможностей.

   В результате использования дидактического пособия «Волшебный парашют» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес и мотивации к образовательной деятельности. Пособие «Игровой парашют» оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками

Методические материалы, переработанные с учетом реализации целей, задач, принципов развивающего обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющие педагогам...

Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ. 2019

Памятка для педагогов Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ....

Презентация «Технология проектирования как форма организации воспитательно - образовательной работы с дошкольниками».

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет ...

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса  с детьми дошкольного возраста"...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА НИКИТИНЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развивающая предметно-пространственная средаявляется одним из основных средств формированияличности ребенка и источником его знаний исоциального опыта....