Педагогический опыт "Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
проект (старшая, подготовительная группа)

Неськина Раиса Ивановна

Педагогический опыт "Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_.opyt_neskina_r._i._2.docx258.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление инновационного педагогического опыта

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Сведения об авторе: Неськина Раиса Ивановна, воспитатель   высшей квалификационной категории, «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района.

Образование: Высшее, МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «Мордовский язык и литература, русский язык и литература», 1987 год; профессиональная переподготовка в ГБУ ПДО «МРИО» по программе "Педагогика и методика дошкольного образования", 2015 год.

Педагогический стаж 16 лет, в данной образовательной организации – 14 лет.

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, молодежь ориентируется на западную модель жизни. Наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России, к культуре своего народа, к наследию предков. Ограниченные знания  детей  о родном селе, городе, стране, безразличие  и равнодушие к чужому горю привели к проблеме воспитания личности патриота. Проблема воспитания духовно – богатой личности  является одним из приоритетных в области образования. В настоящее время акцент делается на образовательные учреждения, на роль семьи в воспитании детей, на личную позицию педагога.

 Многие государственные программы, доктрины, концепции призывают обеспечить воспитание патриотов России, которые будут уважать права и свободы личности, обладать высокой нравственностью. ФГОС выдвигает требования к гражданско-патриотическому воспитанию «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Проблема воспитания личности патриота, принципов сотрудничества с семьями   дошкольников, требуют глубокого исследования.

Привлекая детей, педагогов, родителей, учреждений социума в образовательный процесс, можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания. Данная проблема позволила определить тему моего педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста».    

Основная идея опыта: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Определилась цель моей работы: создание условий  для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены мной следующие задачи:  

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме;

-уточнить содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- изучить совместные подходы работы ДОУ и родителей по вопросам патриотического воспитания;

- выявить состояние сотрудничества  ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию;

- разработать и апробировать пути взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме патриотического воспитания;

         -повысить уровень компетентности семей по вопросам  патриотического воспитания.

- привлечь родителей в процесс образования

Привлечение родителей в процесс образования  – это итог успешного решения проблем по вопросу патриотического воспитания. Опыт показывает, что тесный контакт, доверительные отношения между педагогом, детьми, родителями  приводят к хорошим результатам.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории.

Теоретическая база опыта очень важна.  Успешность моей работы зависит во многом от моих знаний, компетенций в области патриотического воспитания дошкольников. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина, «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Н.Г. Комратова, «Моя страна» В.И. Натарова, «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Д. Маханева, «Растите детей патриотами» А.Д. Жариков, «Дошкольникам о защитниках Отечества» Л.А. Кондрыкинская, «Приобщение к истокам культуры» О.В. Князева, «Родной край» Г.И. Жуковская.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Использование системы работы позволяет отойти от традиционных форм и методов образовательного процесса. Реализация предложенной системы опыта охватывает все образовательные области. Родители сотрудничают с ДОУ, вовлекаются в образовательную  деятельность.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении уровня патриотической грамотности дошкольников; в разработке форм, методов, содержания работы с дошкольниками, в реализации этапов приобщения детей к семейным традициям, народной культуре, к историческому прошлому при активном участии детей и родителей.

Практическая значимость

Предложенная мною система мероприятий, способствует повышению качества процесса образования в ДОУ по  воспитанию духовно – богатой личности при совместной деятельности родителей, детей, педагогов; созданию методической копилки, материала по данной  проблеме; созданию предметно – пространственной развивающей среды; повышению умений и компетенций родителей  по проблеме; созданию условий для обобщения материала по формированию у дошкольников патриотических ценностей в процессе сотрудничества с родителями, педагогами.

Технология опыта

 Для достижения сути патриотического воспитания нужно создать для детей теплую, уютную атмосферу, нужны доброжелательные, доверительные, уважительные отношения между участниками процесса образования «педагог – ребенок – родители».  Нужно учитывать возраст детей, национальную культуру и традиции народа.

Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, практического и завершающего.

1 этап –подготовительный, заключается в следующем:

Изучение теоретической части развития вопроса;

Выявление уровня привития патриотических чувств родителей через анкетирование;

Разработка диагностического инструментария к материалу;

Разработка тематического плана работы;

Проведение диагностики уровня развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;

Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды.

2 этап – практический:

Работа с детьми по воспитанию патриотических чувств при взаимодействии ДОУ и семьи (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями) по тематическим блокам: «Семья и дружный сад», «Мое родное село, Республика», «Моя Родина – Россия», «Народные промыслы и фольклор», «Страницы прошлого», «Права и обязанности».

Формирование  личности патриота через: воспитание гордости, интереса и любви к семье, к  малой и большой Родине, бережное отношение к флоре и фауне родного края, уважения и гордости к труду родителей и окружающих,  интереса и уважительного отношения к историко-культурному наследию; к достойным страницам прошлого при активном взаимодействии с семьями воспитанников.

В работе с родителями использовала следующие формы: консультации, проекты, родительские собрания, памятки, лекции-беседы, презентации, оформление папок – передвижек, проведение мастер – классов, оформление информационных листов, анкетирование, досуги, экскурсии, праздники, совместное оформление патриотического уголка, посещение музеев, театров. Все мероприятия объединены одной темой -  воспитание духовно – богатой личности, патриота своей Родины при тесном сотрудничестве родителей педагогов, детей.

Для педагогов разработаны и проведены мероприятия: консультация «Современный этап и особенности патриотического воспитания»; мастер-класс «Люблю березку русскую», анкетирование, выступление на заседании педагогического совета «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания».

3 этап – завершающий:

Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Эффективность проведенных мероприятий, способствующих воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп.

На завершающем этапе мной была проведена диагностика уровня развития детей по нравственно -  патриотическому воспитанию, которая осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий. В ходе проведения диагностики в 2016 - 2018 учебном году, выявилась позитивная динамика.

В сентябре 2016 года: высокий уровень- 16%, средний уровень - 39%, низкий уровень - 45%.

В мае 2018 года: высокий уровень- 24%, средний уровень - 43%, низкий уровень – 33%

Диаграмма положительной динамики формирования

нравственно – патриотических чувств у дошкольников

за 2016-2018 учебный год

                Сентябрь 2016 г.                     Май 2018 г.

Результативность опыта  

Полученные результаты по нравственно – патриотическому воспитанию, свидетельствуют о том, что дети овладели знаниями, усвоенными на занятиях, тематических мероприятиях, через игры, трудовую деятельность, проекты,  в повседневной жизни. Воспитанники проявляют активный интерес и чувство гордости к своей семье, дому, селу, детскому саду, к малой и большой Родине; владеют некоторой информацией о памятных местах своего села, столицы, об известных людях; имеют представления о природе и богатстве родного края, о сохранении его; стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Выстроенная система по реализации задач патриотического  воспитания при взаимодействии ДОУ и семьи помогла повысить уровень компетентности родителей.  Повысилась познавательная  и  самостоятельная активность детей, творческое мышление, способности, заинтересованность в поиске информации о предмете или явлении. Сегодня можно с уверенностью сказать, что я помогла привить детям чувство любви и привязанности к национальным ценностям родного края, а также гордости тем, что мы живем в такой прекрасной стране как Россия.

Трудности и результативность при использовании данного опыта.    

Положение ребенка в современном обществе довольно сложное. В погоне за материальными благами совершенно забывают о ребенке. На подготовительном этапе при проведении анкетирования выявлено отношение родителей к патриотическому воспитанию дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи.  Результат оказался неутешительным: духовно-нравственный уровень большинства семей оказался низким. Но постепенное и тактичное вовлечение родителей в работу образовательного учреждения дали свои результаты. Доверительные отношения, обеспечение родителей информацией по патриотическому воспитанию помогли заинтересовать их.   Совместные мероприятия сплотили детей, родителей, педагогов для решения важной задачи – воспитание патриота. Родители изменили свое отношение к патриотическим ценностям, стали единомышленниками. Появился интерес к своей родословной, расширили знания о своих родных, о селе, улице, традициях.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт адресован педагогам и родителям для работы с детьми 5-7 лет. Передовой педагогический опыт по данному направлению внедрен в работу ДОУ и распространен на сайте https://nsportal.ru/neskina-raisa-ivanovna

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -                        М.:ЦГЛ, 2004.
  2. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  3. Далинина Т.Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание, 2000. №1.-С.41-49.
  4. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. Дыбина О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В.Дыбина// Ребенок в детском саду. - 2009.-С.5.
  6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников. - М.: Сфера, 2008. - 96с
  7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  8. Ершова З.А., Краскина Н.А. «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. -  М.: Просвещение, 1980.
  10. Жуковская Г.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997. - 261с.
  12. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  13. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  15. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. /М.Н.Мельников. -М.: Просвещение, 1987.
  16. Натарова В.И. Моя страна. - Воронеж.: Учитель, 2005.
  17. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  18. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Полиздат, 1988.
  19. Фролова А.Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006.-№5.-С.127-128.
  20. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

                                             Приложения

Приложение 1. Образовательный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Приложение 2. Ссылка на конспект занятия с презентацией для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтим, помним, гордимся».

Приложение 3. Ссылка на дидактическую игру «Защитники Отечества».

Приложение 4.Ссылка на конспект занятия с презентацией для детей старшего дошкольного возраста на тему «Хлеб – всему голова».

Приложение 5. Ссылка на конспект занятия для детей старшей группы на тему «Трудно птицам зимовать».

Приложение 6. Проверка описания педагогического опыта на плагиат (скрин).

Приложение 1.

Образовательный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, а также значительного числа национальных конфликтов, при общей ориентации подростков и молодежи на западную модель жизни, большое значение приобретает патриотическое воспитание, направленное на развитие национального самосознания, чувство национальной идентичности, толерантности к другим народам, населяющим Россию, формирование нравственно-патриотических чувств по отношению к своей семье, малой Родине и своей стране.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У детей должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Данная проблема позволила определить тему исследования: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В связи с этим выявляется противоречие между необходимостью осуществления патриотического воспитания дошкольников и отсутствием связанных с ним условий его реализации как в педагогическом процессе, реализуемом дошкольными учреждениями, так и в воспитательном процессе, реализуемом семьей.

Разрабатывая систему работы по формированию у дошкольников патриотического сознания, определили:

Объект исследования. Патриотическое воспитание как неотъемлемая часть общего процесса воспитания дошкольников.

Предмет исследования. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей

Цель: Создание условий для воспитания духовно богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи.

 Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.

2.Уточнить содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Изучить современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.

4.Выявить состояние взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.

5.Разработать и апробировать пути взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме патриотического воспитания детей.

Ведущая педагогическая идея.

Создание системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по патриотическому воспитанию.

Научность и теоретическая база проекта.

Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина (О.Л.Князева, Я.А. Коменский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.С.Макаренко, М. Ю. Новицкая, И.Г.Песталоцци, Л.В. Пименова, В.Е.Уткин, Л. Е Осипова, и др.).

Многие авторы подчеркивают, что путь приобщения к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей (И.Г.Песталоцци, Я.А. Коменский, С.А.Козлова, Т.А.Куликова, А.С.Макаренко и др). Психологи и педагоги отмечают значимость патриотического воспитания в условиях современного образования (В.Е.Уткин, Л.В. Пименова, М. Ю. Новицкая, М. Д. Маханева, О.Л.Князева, Н. Г. Зеленова, Л. Е Осипова, Н.В. Ипполитова, С.Т.Казакова и др.)

 Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина, «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»Н.Г.Комратова, «Моя страна» В.И.Натарова, «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Д.Маханева,  «Растите детей патриотами»Н.Д.Жариков, «Дошкольникам  о защитниках Отечества» Л.А.Кондрыкинская, «Приобщение к истокам культуры» О.В.Князева, «Родной край» Г.И.Жуковская.

Правовая база.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).

В нормативно – правовую основу педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию были взяты следующие документы:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы»;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;

- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Практическая значимость заключается в повышении качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи, к окружающему миру.

Познавательная значимость

Воспитание чувств ребёнка, в т. ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

К средствам патриотического воспитания относятся:

 устное народное творчество;

 декоративно – прикладное искусство;

 музыка;

 художественная литература;

 игра;

 самостоятельная детская деятельность.

Основными направлениями взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам патриотического воспитания являются:

1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Создание условий благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраста.

5. Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.

Принципы реализации работы по патриотическому воспитанию.

Для реализации работы по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

 принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

 принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Вместе дружная семья» (семья, детский сад); «Мое родное село»; «Народные промыслы и фольклор России»; «Россия –Родина моя»; Страницы прошлого».

 принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

 принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

 принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках блока «Вместе дружная семья» дети  получают знания о своём ближайшем окружении, семье, о профессиях своих близких, о детском саде,  о сотрудниках детского сада, об уважительном отношении к труду.  У детей воспитываются гуманные отношения к своим близким; знания имен близких людей; уточняются представления детей о семейных традициях.

В блоке «Моё родное село» дети получают краеведческие сведения о родном селе, районе, Республике, о народных промыслах и фольклоре мордовского народа, о символике Республики Мордовия. Сведения об истории возникновения села, его улицах, адресных данных, его достопримечательностях, социальных объектах, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

В блоке «Народные промыслы и фольклор» дети знакомятся с народным декоративно- прикладным искусством (гжельская, хохломская, дымковская, жостовская, мезенская, городецкая роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками; с фольклорными произведениями русского народа; с народными праздниками и традициями. Воспитывается гордость за духовно-культурное наследие русского многонационального народа.

В блоке «Россия – Родина моя» дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяют представления о значении символов, воспитывается уважительное отношение к ним. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, с Кремлем - главной достопримечательностью столицы и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско - патриотических чувств, осознание личной причастности к жизни Родины.

В блоке «Страницы прошлого» дети знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, с героями войны, ветеранами войны, с жизнью детей во время войны, о мощи Российского государства, о государственном празднике 9 Мая –Дне Победы, его  праздновании во всех уголках российского государства.  Расширяются представления об историческом прошлом страны, воспитываются патриотические чувства у детей, гордость за героическое прошлое русского народа.

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести  по нескольким направлениям:

 духовно – образовательным (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

 воспитательно – образовательным (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

 культурно – познавательным (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

 нравственно – трудовым (продуктивная деятельность, организация труда детей).

      Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы некоторые очень важные условия.

Условиями реализации основных принципов работы являются:

•        комплексный подход;

•        знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;

•        правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

•        тематическое построение материала;

•        взаимодействие детского сада и семьи.

Повышение уровня самообразования педагогов.

Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары, семинары – практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д.

Создание предметно – развивающей среды.

Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.

В детском дошкольном учреждении целесообразно оформить уголок русского быта, в котором будут собраны предметы старины и быта крестьян. Большое значение в воспитании патриотических чувств имеет оснащенный предметами быта, национальный мини- музей.  В группах детей младшего дошкольного возраста достаточно оформить уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родное село); в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с селом, страной, государственной символикой.

Полезным было бы иметь в группах предметы народно – прикладного искусства, дидактические и сюжетно – ролевые игры по патриотическому воспитанию.

Методический кабинет необходимо пополнить наглядно – иллюстративным материалом: репродукциями картин русских художников, демонстрационным материалом по таким разделам как: «Предметы старины», «Защитники Отечества», «Великая Отечественная война в иллюстрациях», «День Победы», «Армия вчера и сегодня», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси» и т.д.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над проектом 2 года, осуществляется в три этапа.

1 этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

                                                     

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Выявления уровня привития патриотических чувств у дошкольников

Наблюдение, анкетирование

Сентябрь

2016

Изучение передового опыта педагогов и психологов по проблеме патриотического воспитания у дошкольников

Информация с интернета, научной литературы.

Сентябрь

2016

Изучение и анализ педагогической психологической, методической литературы по исследуемой проблеме

Изучение и подбор литературы

Сентябрь

2016

Разработка методических материалов по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

Составление конспектов ООД; оформление папок- передвижок; дидактических игр; подготовка материалов для консультаций, бесед с родителями и педагогами.

Сентябрь

2016 г.

2 этап – практический (сентябрь 2016 – май 2018г.)

Работа с детьми.

   Цель: развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания патриотических чувств и всесторонне развитой личности; воспитывать интерес и любовь к малой и большой Родине, бережное отношение к флоре и фауне родного края, интерес и уважительное отношение к историко-культурному наследию; выработать чувство гордости за свою малую и большую Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Октябрь

2016

Природа родного

края.

Наши любимые бабушки и дедушки

Формирование первоначальных представлений о    природе родного края, села.

Воспитание уважения

и почтения к старости

Беседа

Конкурс и выставка «Золотая осень»

Дидактическая игра

«Чей листик», «Лесные жители», «Домашние животные»,

«Чем питается зверек»

Разучивание стишков и песенок к празднику.

Мероприятие ко «Дню пожилых людей».

Поделки своими руками.

Ноябрь

2016

Моя малая Родина, мой дом родной.

Моя милая мама

Формирование представлений о малой Родине, знание

домашнего адреса, знание имен своих близких.

Прививать любовь и заботливое отношение

к маме

Беседа, рассматривание фотографий родного села.

Дидактическая игра «Собери домик»

Игры с кубиками, лего.

Мероприятие

«День Матери»

Поделки своими руками.

Рисование «Моя ладошка»

Декабрь

2016

Празднично украшенная елка.

Формирование первичных представлений новогоднего праздника.

Прививать активный интерес к новогоднему празднику, к творчеству; расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Беседа

Новогодний праздник

Конкурс  

«Зимняя сказка»

Рисование

Аппликация

Чтение и разучивание новогодних стихов.

Январь

2017

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства (дымковская барышня, посуда хохламской росписи)

Русские народные

сказки

(«Теремок», «Репка»)

Подвижная народная игра.

«Горелки»

Формирование знаний о

 народно-прикладном искусстве; развитие

интереса и уважения к труду мастеров- умельцев русского народа.

Формирование представлений об устном народном творчестве – фольклоре   русского народа.

Прививать интерес к народным играм

Беседа

Рассматривание иллюстраций, изделий народно-прикладного искусства.

Рассказывание

и инсценирование

сказок «Теремок», «Репка», разучивание потешек.

Игры с кубиками-народными росписями

Подвижная народная игра «Горелки»

Февраль

2017

 День защитника Отечества

Формирование первичных представлений о том, что Отечество – это наша Родина, Россия;

Воспитание чувства гордости за армию, за пап, служивших в армии, защищавших нашу Родину.

Беседа

Рассматривание книг

«Самолеты», «Танки», «Корабли», иллюстрации на военную тему.

Дидактическая игра

«Чей головной убор»

Поделка своими руками

Рисование

Аппликация

Чтение и разучивание стихов об Армии, военную технику, разгадывание загадок.

Мероприятие, посвященное защитникам Отечества

Март

2017

 «Я и моя мама»

«Моя семья»

Развитие доброго отношения и любви к своей маме; чувства гордости и радости за дела и поступки родного человека.

Формирование семейной принадлежности.

Развитие ценностного отношения друг другу.

Беседа

Папка-передвижка «Наши милые мамы»

Праздник  

«Международный женский день»

Рисование

Аппликация

Сюжетно-ролевые игры

Разучивание стихов о маме, бабушке

Апрель

2017

 «Россия- Родина моя»

«Космос»

Формирование представлений о своей большой Родине-России, о многообразии животного и растительного мира. Развивать чувство восхищения красотой русской природы, знание государственной символики России.

Формирование представлений о космосе, о первом космонавте – Ю.А.Гагарине, воспитание чувства гордости за достижения в космической области.

ООД

Беседа

Папка- передвижка

 «Наша Родина –Россия»

Иллюстрации природы России

Разучивание стихов о Родине

Дидактическая игра «Собери картинку» (флаг и герб России)

Рассматривание картин о космосе, рассматривание портрета Ю.А.Гагарина, костюма космонавта.

Сюжетно-ролевые игры

Спортивное развлечение

Май

2017

 День Победы

Формирование интереса к прошлому  

России, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

ООД

Папка-передвижка  

«Родина чтит своих героев»

Экскурсия к памятнику воинам, павшим в боях в ВОВ.

Поделка своими руками

Рассматривание картинок «Защитники Родины»

Сюжетно-ролевые игры на военную тему

Сентябрь

2017

«Мой дом– моя крепость»

Расширить представления о семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);

- Формировать доброжелательное отношение к членам семьи (рассказы о членах семьи), развивать желание у детей принимать активное участие в домашних делах взрослых.

 Беседа

Выставка семейных фотографий

Рассматривание плаката «Семья»

 Сюжетно-ролевые игры «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»

Игры в настольный театр, с кубиками и лего «Строим дом»

Дидактическая игра «Составь картинку» (мама, папа, и я), «Где твой дом»

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Октябрь

2017

«Детский сад –второй дом»

 Продолжать работу по формированию доброжелательного взаимоотношения между детьми, что детский сад –это одна большая семья, где все заботятся друг о друге. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, называть по имени и отчеству,  уметь здороваться и прощаться, вежливо выражать просьбу, благодарить за оказанную услугу, соблюдать этикет.

Закрепить навыки бережливого отношения к вещам, атрибутам, игрушкам, учить использовать их по назначению, ставить на место

Экскурсия вокруг сада. Рисование «Подарок другу»

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Игры в «Чудесный мешочек», «Мои любимые игрушки в группе»

 Экскурсия по детскому саду (на кухню, в кабинет медсестры и т.д.)

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»

Рассматривание плаката «Этикет для маленьких»

Ноябрь

2017

«Моя родная сторонка»

 Продолжать работу по заучиванию домашних адресов

Беседа

Дидактическая игра «Мой родной край»,

Рисование «Мое село»

Рассматривание буклетов, картин с изображением

-

Декабрь

2017

«Наша Родина Россия»

Праздник новогодний

Продолжать формировать представления о великой стране – России, о её огромных просторах.

 Вызывать восхищение красотой природы нашей страны

 Обратить внимание на то, что в нашей стране живет много талантливых людей

Продолжать знакомить с государственными праздниками нашей страны.

Беседа

 Заучивание стихотворения А. Прокофьевой «Люблю березку русскую»

 Рассматривание иллюстраций книг с изображением гор, лесов, морей, городов и т.д.

Рассматривание плаката «Выдающиеся люди нашей страны».

Чтение и заучивание новогодних стихов, песен.

Конкурс «Зимняя сказка»

Новогодний праздник

Январь

2018

«Народные праздники, промыслы и фольклор России»

Продолжать формировать представления детей о народных промыслах, о русском, татарском, мордовском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках, загадках, колядках; о народных традициях и обычаях русского народа.

- Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа

- Рассматривание кукол в национальных костюмах: «Русская», «Татарка», «Мордовка»

Рассматривание плаката «Народы России»

- Чтение русских народных сказок «Зимовье» и т.д.

- Знакомство с великими русскими писателями А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым и т.д. и их произведениями.

Февраль

2018

«Наша Армия Родная»

Формировать представления о российской Армии, родах войск, об особенностях военной службы,

 о защитниках Отечества

 Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов, служить в Армии

Беседа

 Рассматривание иллюстраций с различными родами войск, военной техники

 Заучивание пословиц и поговорок о русских воинах, Родине

 Проведение подвижных игр «Тревога», «Летчики, на аэродром»

 Заучивание стихов и песен об Армии  

Праздник для пап и дедушек.

Март

2018

«Я горжусь своей мамой»

 Закрепить знания детей об имени и отчестве мам; иметь понятие о работе мамы. Воспитывать любовь и уважение к мамам, их профессиям, вызвать желание оказывать им помощь в домашних делах.

Беседа

 Рассматривание фотографий мам

Рисование «Портрет мамы»

Игры в кукольный театр

 Поделка своими руками для мамы

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Праздничный стол для мамы и бабушки»

Чтение и разучивание стихов про мам и бабушек

Мероприятие для мам и бабушек

Апрель

2018

«Москва – главный город нашей Родины»

«Космические дали»

Уметь называть столицу нашей Родины России-

Москву; людей, населяющих Россию- россияне. Формировать представления о главной достопримечательности Москвы- Кремле на Красной площади

 Вызвать у детей чувство восхищения красотой столицей нашей Родины-Москвой.

 Воспитывать любовь к столице нашей Родины и чувство гордости за нее, желание чтобы она стала еще красивее. Воспитать гордость за достижения в космической области.

Рассматривание иллюстраций о Москве)

 Постройка Кремля из кубиков
Беседа о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Рассматривание портрета Ю.А. Гагарина, иллюстраций о космосе.

Рисование космического корабля.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Спортивное развлечение «Будущие космонавты»

Работа с родителями.

Работа по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Помощь родителей вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций у ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи, ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Выступление на собрании

Анкетирование и опросы

Конкурс «Золотая осень»

Конкурс работ на День села

Акция «Покормите птиц зимой»

Консультация

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников» (1 раз в квартал – на патриотическую тему)

Совместные праздники,

Утренники, развлечения

(Осенние праздники, зимние, весенние, летние)

Конкурс «Елховские мастера», «Осенние мотивы».

Конкурс «Зимняя сказка»

Конкурс «Наши защитники», стенд-раскладушка «Защитники Отечества»

Консультация «Будущий мужчина»

Творческий конкурс «Мамины золотые руки», стенд-раскладушка «Любимые мамы»

Акция «Сохраним природу»

Космонавты в нашей жизни, стенд-раскладушка «Освоение космического пространства»

«Прогулки с детьми по селу»

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

Родительские

собрания (1 раз в квартал)

 

 Маршрут выходного дня

Заседания

«Круглого стола»

Дни открытых

дверей

Привлечение

родителей к участию в деятельности группы                                        

Наглядная

педагогическая информация

 

Выступление на родительском собрании

Планирование   работы с родителями

Ознакомление с проектом

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Вовлечение родителей в общественную жизнь села.

Вовлечение родителей в природоохранную деятельность.

(изготовление кормушек для птиц)

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Воспитание юного патриота в семье

   

Развивать интерес к народным традициям, праздникам.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

ДОУ, воспитание уважительного отношения к труду у детей посредством родительского примера.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

ДОУ, воспитание патриота в семье

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

ДОУ, воспитание любви к маме

Вовлечение родителей в природоохранную деятельность

(изготовление скворечников для птиц, озеленение территории детского сада)

Воспитание патриотических чувств у родителей, гордости за достижения в космической области

Знакомство с селом, прививать интерес и любовь к селу, природе.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ

Воспитание патриотических чувств у родителей, интерес к культурному наследию.

Знакомство с достопримечательностями столицы Мордовии- Саранска, экскурсия на природу, на пруд и т.д.

Развитие крепких семейных уз.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, воспитание патриотических чувств у родителей.

 

Совместная                      деятельность детей, родителей и педагогов

«Родное село» (фотоальбом)

«Декларация прав детей»

 «Памятные места в городе Саранске»

«Наша Армия родная»

Оформление стенда «Древо своей семьи»

Встречи с интересными людьми:

-милиционер;

-летчик, военнослужащий;

-ветераны войны.

Участие в организации выставок:

«Героям - слава!»,

«Подарок ветерану»

Педагогическое просвещение родителей

Стенд –гармошка «Наша- Родина Россия»

«Роль семьи в воспитании детей» (стенд-раскладушка)

Памятки для родителей:

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Защитники Отечества» (стенд-раскладушка)

Консультации:

«Растим патриотов»

«Воспитание любви к родному селу, семье, детском саду»

Страницы летописи «Серебрякова П.Ф» (ветеран ВОВ с.Б. Елховка)

Консультация:

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Выставки детских работ

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей

Консультация:

«Как научить детей охранять природу»

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родной республике»

Подведение итогов проекта

Сентябрь

2016

Сентябрь

(2016)

Октябрь

(2016-2018)

Октябрь

(2016-2018)

Октябрь

(ежегодно)

(1 раз в квартал)

(2016-2018)

 

(2016-2018)

Ноябрь

(2016-2018)

декабрь

(2016-2018)

февраль

(2016-2018)

март

(2016-2018)

март- апрель

(2016-2018)

ежедневно

2016-2018

(1 раз в 2 месяца)

2016-2018

(1раз в квартал)

2016-2018

2016-2017

май

2016-2018

2016-2018

Май

2016-2017

2016-2018

Декабрь

Январь

Февраль-апрель

Май

Май

2016-2018

Май

2018

Работа с педагогами

Тематика мероприятий

Форма проведения

Дата (месяц)

Основы патриотического воспитания

Анкетирование

Февраль

2016

Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания

Заседание педагогического совета

Октябрь

2016

Формы и методы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию

Семинар

Апрель

2017

Распространение передового опыта работы

Презентация

Ноябрь

2018

Особенности патриотического воспитания на современном этапе

Консультация

Март

2018

3 этап – завершающий (май 2018 г.)

Тематика мероприятий

(цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников до и после проведения мероприятий при взаимодействии ДОУ и семьи

Мониторинг качества воспитания патриотических чувств при взаимодействии ДОУ и семьи

Май 2018 г.

Эффективность проведенных мероприятий по воспитанию патриотических чувств при взаимодействии ДОУ и семьи

Выступление на педагогическом совете о проделанной работе

Май 2018 г.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5 - 7 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Предполагаемый результат:

Будет создана система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Воспитанники будут знать:

Информация о малой Родине:

Домашний адрес, дорогу к дому, детскому саду, место работы родителей, профессии родителей;  место проживания: село, улицы села,  район, республику; предприятия,  достопримечательности  и социальные объекты родного села и их значимость; столицу, символику и главу Республики Мордовия, достопримечательности Саранска; флору и фауну родного края, России, природоохранные  места республики; климатические условия ; мордовский фольклор, народно- прикладное искусство, народности, живущих  на территории республики.

Информация о большой Родине:

Россия – большая Родина, граждане России - россияне, знание своей нации, русской культуры, языка, традиций, фольклора, русских народных праздников, произведений народного творчества, художественной литературы; знание столицы России-Москвы, истории столицы, достопримечательностей Москвы (доступное для детского понимания), президента РФ, государственных символов, о событиях ВОВ (доступное для детского понимания), об участниках – земляках ВОВ, о Российской Армии, военной мощи России.

Воспитанники воспитают в себе:

Любовь и уважение к родному дому, семье, матери, близким и родным, детскому саду, селу; воспитают чувство гордости за свою малую и большую Родину; будут испытывать гордость и уважение к труду взрослых; гордиться своим народом, его достижениями, историко-культурным наследием, уважительно относиться к великим свершениям и достойным страницам прошлого; гордиться своими земляками, бережно и с любовью относиться к флоре и фауне родного края, России.

Воспитанники будут уметь:

Выполнять посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, творить своими руками.

Диаграмма положительной динамики формирования

нравственно – патриотических чувств у дошкольников

за 2016-2018 учебный год

                           Сентябрь 2016 г.                     Май 2018 г.

                   Список использованных источников:

1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

2. Далинина Т.Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание, 2000.№1.-С.41-49.

3. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

4. Дыбина О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В.Дыбина// Ребенок в детском саду.-2009.-С.5.

5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников.-М.: Сфера, 2008.-96с

6. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

7. Ершова З.А., Краскина Н.А. «Никто не забыт, ничто не забыто…»

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Зенина Т.В.Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ.-М.: Центр педагогического образования, 2008,-160с.

10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прогоамма развития личностной культуры дошкольников.-Н.Новгород, 1997.-261с.

11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

13.  Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. /М.Н.Мельников.-М.: Просвещение, 1987.

15. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

16. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.

17. Сухомлинский В.А. О воспитании .-М.:Полиздат, 1988.

18. Фролова А.Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание.-2006.-№5.-С.127-128.

19. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

20. Материалы Интернет-источников.


Приложение 2

Ссылка на конспект мероприятия с презентацией для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтим, помним, гордимся…».

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/09/20/chtim-pomnim-gordimsya

Приложение 3

Ссылка на дидактическую игру «Защитники Отечества».

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/20/didakticheskaya-igra-zashchitniki-otechestva 

Приложение 4

Ссылка на конспект занятия с презентацией для детей старшего дошкольного возраста на тему «Хлеб – всему голова»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/22/konspekt-zanyatiya-khleb-vsemu-golova 

Приложение 5

Ссылка на конспект занятия для детей старшей группы на тему «Трудно птицам зимовать».

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/210074-konspekt-zanjatija-trudno-pticam-zimovat 

Приложение 6

Проверка описания педагогического опыта на плагиат (скрин)

C:\Users\Ekaterina\Desktop\Новая папка (4)\IMG_20200927_132219.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Консультация Роль семьи в воспитании патриотических    чувств у  детей дошкольного возраста...

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Совместный проект: «Детский сад и семья в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...