Методическая разработка: Сценарий досугового мероприятия для детей «Воспитание юного петербуржца».
план-конспект занятия (средняя группа)

Сценарий досугового мероприятия создан с целью приобщения детей среднего дошкольного возраста к историческим и культурным ценностям родного города, воспитания нравственно-эстетических качеств, всестороннего развитие гармонично развитой и социально ответственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_yunogo_peterburzhtsa.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание юного петербуржца»

Пояснительная записка

Санкт-Петербург - территория культуры. Наш город всегда считался культурной столицей России. Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцем, любить и беречь свой город.

Воспитание юного петербуржца осуществляется во всех видах деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной. Этому способствует проводимая в группе работа с детьми, создание предметно-пространственной развивающей среды и тесная взаимосвязь с родителями.

Целевая аудитория: дети средней группы.

Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к историческим и культурным ценностям родного города, воспитание нравственно-эстетических качеств, всестороннее развитие гармонично развитой и социально ответственной личности.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать первоначальные сведения о городе.

- Обеспечить узнавание достопримечательностей родного города.

- Обогатить представление детей о сфере искусства.

Развивающие:

Приобщать детей к наблюдению за действительностью.

Развивать память, внимание, умение видеть мир глазами творца-художника., связную речь, творческие способности детей. 

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное отношение к культурному и историческому наследию Санкт-Петербурга.

- Формировать толерантность по отношению к ценностям различных культур.

Предварительная работа:

- Беседы о городе.

- Рассматривание фотографий и открыток с видами Петербурга.

- Рисование «Мой дом».

- Аппликация «Мой город».

- Чтение и заучивание стихотворений о родном городе.

 Словарная работа:

-  Малая Родина, большая Родина, достопримечательности.

Оборудование:

- кукла Даша-путешественница;

- ноутбук;

- слайды с изображением достопримечательностей;

- раскраски с изображением достопримечательностей.

Сценарий:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

 (ответы детей)                                                                        

Мне тоже нравится путешествовать. Ведь во время путешествия всегда узнаешь что-то для себя новое и интересное.     

Сегодня к нам в гости заглянула Даша-путешественница. Даша объехала много городов и стран, но она совершенно ничего не знает про наш с вами город и очень хочет, чтобы мы с вами показали его ей. Давайте вместе с Дашей отправимся в веселое путешествие по Санкт-Петербургу.        

Но прежде, чем перенестись к достопримечательностям города давайте вспомним и расскажем Даше, как называется страна, в которой мы с вами живём?

              (Россия)                                                 

Россия - это наша большая Родина.                                                                                                       

Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.                              

Но у каждого человека есть место, где он родился, живёт, ходит в детский сад, в школу, где живут и работают его папа и мама, друзья.                               

 Вспомните, ребята, что мы называем малой родиной?

                                 (ответы детей)

Да, ребята, малая родина - место, где мы родились, где живут наши мамы и папы, дедушки бабушки.                                                                                                                     

 Наш город, в котором мы с вами родились, растём, ходим в детский садик - это и есть наша малая Родина.

Дети, а как называется, город, в котором мы все живём?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о нашем родном городе, которое написала Катя Озерова

Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит -
Веков узор так прочен! -
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.

Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!

Воспитатель: Ребята, Даша, а вы знаете, что Санкт-Петербург – это самый северный среди крупнейших городов мира, город мостов и островов, музеев и дворцов, соборов и парков. Это город величественных зданий, мощных инженерных сооружений, величавых набережных.

Слайды с изображением величественных зданий, инженерных сооружений и набережных.

Датой основания Санкт-Петербурга считается 16 мая 1703 года. Город был основан по приказу императора Петра I. 

Слайд с изображением Петра I

Изначальное название города - Санкт-Питер-Бурх.

Такое название было дано в честь апостола Петра.

Спустя 17 лет после основания город приобрёл современное имя — Санкт-Петербург, сейчас его также называют Петербургом или Питером.

Изначально была построена крепостная стена, как и во всех других русских городах, а уже потом город начал застраиваться. Первый камень заложен самим императором на Заячьем острове.

Слайд с изображением Петропавловской крепости

Названа крепость была Петропавловской. Расположилась она на Заячьем острове, который, как утверждается, был населен огромным количеством ушастых зверьков. По легенде, один из спасавшихся от наводнения зайцев даже прыгнул на сапог Петру I, выходившему в тот момент из лодки. В память об этом легендарном событии у Иоанновского моста, который соединяет крепость с Петроградской стороной, установлен памятник зайцу. Это один из нескольких необычных городских монументов Петербурга: металлический заяц в натуральную величину восседает на столбе-ледорезе перед опорой моста. Статуя была установлена к 300-летию Петербурга после чего стала туристической достопримечательностью и своеобразным аттракционом. Посетители Петропавловской крепости кидают монетки «на счастье» так, чтобы денежка осталась лежать рядом с зайцем. Получается далеко не у всех…

Слайд с изображением памятника зайцу

На территории Петропавловской крепости до сих пор функционирует одна из немногих сохранившихся «полуденных пушек» — специальное орудие выстрелом оповещает горожан о наступлении полудня.

Слайд с изображением пушек Петропавловской крепости

Воспитатель: ребята, а теперь давайте поиграем с вами в игру

По болоту Петр шел.

По болоту Пётр шёл (идут по кругу),

Остров Заячий нашел (останавливаются, смотрят из под руки-козырьком),
Он созвал рабочий люд ( созывают правой и левой рукой),
И построил крепость тут
(Руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы "строят"),
Крепость новая стоит (руками показывают "крышу" над головой), 
Пушками врагам грозит 
(грозят кулаками над головой), 
Бам, бам, бам, бам (пальцами как бы барабанные палочки), 
Не осталось зайцев там 
(разводят руками), 
Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались 
(бегут по кругу на носочках)
Ой! (после ой, присесть на корточки и замереть).


Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры, а потом отбирает пошевелившихся "зайчиков").

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что Петр I начал строить город своей мечты на реке, которая называлась и называется Нева. Сейчас в современном городе множество рек и каналов, но все равно Нева остается главной рекой нашего города. И город наш часто называют "город на Неве".

Слайд с изображением реки Нева.

           Давайте познакомимся с Невой, потому что без знаний об этой реке и ее островах наше дальнейшее путешествие по Петербургу будет невозможным.

Начало Невы или ее исток находится в Ладожском озере. Более тридцати рек впадают в Ладожское озеро, наполняя его своими водами, а вытекает из него только одна Нева. Вот почему она быстрая, мощная и полноводная.

Нева течет на северо-запад России, делает на своем пути несколько изгибов (а именно, три крупных) и принимает в себя много рек. Самые крупные из них это Ижора, Мга , Охта, Тосна, Славянка. Это притоки Невы.

Наша Нева не всегда такая спокойная и плавно течет. Осенью она выходит из берегов и затопляет все кругом. Почему это происходит? Виноваты море и ветер. В Балтийском море образуется волна, которая движется к Финскому заливу и входит в Неву. А ведь Нева течет навстречу (все показывать на экране). Но волна и ветер сильнее – и тогда Нева выходит из берегов. Она затопляет набережные и может подняться на 4 метра. Происходит НАВОДНЕНИЕ.

Слайд с изображение вышедшей из берегов Невы

Нева течет между очень низкими берегами, мосты над Невой тоже очень низко над водой. Но ведь в Неву входят большие корабли. Что же делать?

Как кораблям пройти под низкими мостами?

 Очень просто - наши мосты разводятся и пропускают корабли.

Слушайте внимательно и подскажите словечко.

        Над красавицей Невой

        Мост поднялся ………………(разводной).

  Разводные мосты являются символом Санкт-Петербурга, обычно их разводят в ночное время для прохождения судов. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Петербург, чтобы стать свидетелем разводки мостов, особенно летом в белые ночи. Разведенные пролеты мостов – один из символов Петербурга. 

Слайд с изображением разводных мостов, в том числе Дворцового моста

   Дворцовый мост – главный мост нашего города. Свое название он получил благодаря находящемуся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. Мост имеет 5 пролетов, 2 из которых разводятся.

Помимо главного моста, в Санкт-Петербурге есть главная площадь и главная улица.

Вы знаете, как называется главная улица Санкт-Петербурга?

                                                         (ответы детей)

Правильно! Невский проспект!

Слайд с изображением Невского проспект

 Наименование Невский проспект утвердили в 1783 г., но связано оно не с рекой Невой, а с Александро-Невской лаврой (в свою очередь собор назван по имени святого князя Александра Невского, который участвовал в сражении со шведскими захватчиками в 1240 г. За победу в этой битве его прозвали Невский).

Главная магистраль Петербурга является одним из самых длинных проспектов не только в городе на Неве, но и в России. Улица тянется на 4 с половиной километра от корпуса Адмиралтейства до ступеней Александро-Невской лaвpы.


Ребята, давайте вспомним и скажем нашей Даше-путешественнице, как называется главная площадь нашего города?

Правильно! Она называется Дворцовая площадь.

Слайд с изображением Дворцовой площади с видом на Зимний дворец

           Посмотрите, какая она красивая и величественная!   Как вы думаете, за что она получила название «Дворцовая»?

Совершенно верно! На ней стоит дворец, в котором жила царская семья. Называется этот дворец – Зимний. Сегодня в нем находится знаменитый Эрмитаж.

За время своего существования дворец много раз перестраивали – он был красным, розовым и даже коричневым. Наконец, после войны фасад выкрасили белой и зеленой краской — именно эта расцветка теперь ассоциируется у россиян с Эрмитажем.

А осмотрите, что стоит в центре площади? Какая высокая колонна! Она называется Александровская! На ее вершине находится большая скульптура ангела с крестом. 

Монумент высотой в 48 метров и весом в 600 тонн стоит на поверхности без каких-либо внешних укреплений. 

Основанием колонны являются 1250 свай, вбитых на 6 метров в глубину.

Ствол колонны сделан из монолитного куска розового гранита.

            До сих пор Александрийский столп – самое высокое в мире сооружение из монолитного гранита.

Слайд с изображением Александровской колонны

Дворцовая площадь считается одной из самых красивых площадей в мире. На ней проводятся различные спортивные и музыкальные мероприятия.

А теперь я прочитаю для вас и для нашей Даши-путешественницы загадки:

Дворец ажурный и прекрасный,

И в светлый день, и в день ненастный.

Жила в нем царская семья,

Теперь могу бывать и я.

                             (Зимний дворец)

 Я – колонна из гранита.

На весь мир я знаменита!

 Высока и величава

 И побед российских слава!

                                         (Александровская колонна)

Площадь эта главная,

Площадь эта славная.

Побывать на ней все рады:

Тут проводятся парады,

Проходят демонстранты,

Играют оркестранты.

Бывают здесь гуляния,

На лошадях катания.

Хоть она и старая,

Но выглядит, как новая,

Площадь наша главная,

По имени … .

     (Е. Ефимовский)

                                            (Дворцовая площадь)

Средь петербургских берегов

В гранит она зажата,

Меж разводных течёт мостов.

Что за река, ребята?

                                                 (Нева)

Есть орудие одно.

С кем же бой ведёт оно?

Точно в полдень круглый год

Свой сигнальный залп даёт.

Выпуская белый дым,

Бьёт зарядом холостым.

Если в крепости стреляют –

Люди время проверяют.

     (Светлана Волосевич)

                                             (Пушка на Петропавловской крепости)

Красивый, просторный,

Широкий и большой,

Идёт он от Дворцовой,

Встречается с Невой.

Мост Александра Невского

Задерживает путь

По главному проспекту.

А как его зовут?

                                             (Невский проспект)

Молодцы! Вы все запомнили!

Наша сегодняшняя экскурсия окончена. Теперь наша гостья Даша-путешественница знакома с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Даша, тебе понравилась экскурсия?  А вам, ребята, понравилась?

Даша благодарит вас всех за помощь!

А я сообщаю вам, ребята, и Даше, что это еще не все достопримечательности Петербурга. В следующий раз мы продолжим с ними знакомство. И еще предлагаю взять раскраски на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

Дома вы можете раскрасить красивые здания и колонну на Дворцовой площади и рассказать родителям, в каком путешествии вы сегодня побывали!

Использованная литература:

  1. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство.»

Гурьева Н.А. Изд. «Паритет», 2019г.

  1.  «Детям о реках и мостах Санкт – Петербурга» Н. А. Гурьева

Изд. «Паритет», 2020г.

  1.  «Санкт-Петербург. Пособие по истории города для малышей.»

Дмитриев В.К. Изд. «Корона Принт», 2020г.

  1. Стихи и загадки о Петербурге: картотека образовательной социальной сети nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка .Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"

Методическая разработка. Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"...

Методическая разработка Сценарий открытого мероприятия в форме летературно - музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию снятия Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"

Методическая разработка "Сценарий открытого мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию полного снятия Блокады Ленинграда"...

Методическая разработка сценария досуговой деятельности в средней группе детского сада, посвященной празднованию 75-летия со Дня Победы Советской Армии и народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Методическая разработка сценария досуговой деятельности в средней группе детского сада, посвященной празднованию 75-летия со Дня Победы Советской Армии и народа над фашистской Германией в Великой Отеч...

Методическая разработка сценария досугового развлечения во второй младшей группе «23 февраля-День защитника Отечества»

Методическая разработка сценария досугового развлечения во второй младшей группе "23 февраля-День защитника Отечества" . Целью досугового развлечения является расширение представлений о праз...

Методическая разработка сценария досугового мероприятия для детей и родителей средней группы "Вечер в театре"

Данный сценарий театрализованного досуга с родителями для детей средней группы содействует возникновению у родителей и детей чувства радости от совместного времяпрепровождения посредством театральной ...