«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ» мастер - класс
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» село Александровское»

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Старший дошкольный возраст

Мастер – класс для педагогов

Зарубина Ирина Александровна

воспитатель

2016 год

Цель: Обогащение опыта воспитателей по экспериментированию. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, предметами

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

       Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

- На эти вопросы педагоги постоянно ищут ответы. Изучают новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

   Одним из таких методов является детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Структура детского экспериментирования:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  • формулирование выводов.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта

В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Такой эксперимент развивает у детей любознательность и удивление, а удивление- это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

1 Эксперимент: «Сухой из воды»
- Сегодня я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Сухой из воды».

- Что означает «выйти сухим из воды»?

 Будем определять, занимает ли воздух место?
Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это, давайте выясним.
- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

2 «Волшебный клей»

-Как приклеить картонку к стакану, не используя никакого клеящего вещества?

Налить в стакан воды, закрыть плотно картонкой и аккуратно перевернуть стакан вверх дном. Картонка приклеилась. Если провести рукой под картонкой, она упадет и вода выльется
Выводы: Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку, прикрывающую стакан с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

3 «Мандарин»

-Утонет или нет мандарин

Мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул!  Почему?

Вывод: В мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

А теперь в воду добавим 3 столовых ложки соли и перемешаем. Опустим очищенный мандарин. Он не тонет

Вывод: Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

4 «Радуга в стакане» Проведем эксперимент…

Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.

Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью.

Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

В заключении хочу сказать – экспериментируйте с детьми, ведь в результате систематической организации этой деятельности у детей формируется:

умение ставить цель, планировать и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность управлять своим поведением, любознательность самостоятельность активность.

 Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
 Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию, значит мой мастер – класс прошел не зря. 

 Спасибо за внимание и участие в мастер - классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"

Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)

Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...

Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»

Данный мастер класс может быть интересен  педагогам,  его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и  поймет  на...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»

Мастер-класс для родителей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома»...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода"

Мастер-класс старшего воспитателя для воспитателей ДОУ по организации опытов и экспериментов с водой...

Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...