Условия, которые необходимо создать для развития сюжетно-ролевой игры в детском саду.
консультация (средняя группа)

Первостепенное в рамках данного вопроса - педагог должен понимать важность развивающей функции игры (для формирования инициативности, воображения, проживания своего опыта, разрешение конфликтов и тд).

Одно из самого важного – педагог разделяет радость детей от процесса игры, что помогает установлению эмоционального контакта и диалога, и как следствие ребёнок больше доверяет этому взрослому. При этом воспитатель не забирает инициативу себе, а создает условия для проявления детской инициативы в игре в рамках выбранной роли, приведенной выше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия, деятельность символическая, т.к. вместо реальных предметов в ней фигурируют символы – предметы или действия, имитирующие реальные; деятельность, где ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. (А.Г. Гогоберидзе)

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры дошкольника (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Основа игры- воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выделено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя – сюжет, роль и связанные с ней действия.

Первостепенное в рамках данного вопроса - педагог должен понимать важность развивающей функции игры (для формирования инициативности, воображения, проживания своего опыта, разрешение конфликтов и тд).

Одно из самого важного – педагог разделяет радость детей от процесса игры, что помогает установлению эмоционального контакта и диалога, и как следствие ребёнок больше доверяет этому взрослому. При этом воспитатель не забирает инициативу себе, а создает условия для проявления детской инициативы в игре в рамках выбранной роли, приведенной выше.

 

Для того, чтобы раскрыть и аргументировать условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры нам необходимо посмотреть на процесс игры с разных ракурсов:

Роль взрослого,

Создания условий (РППС).

Поддержка взаимодействия детей,

Говоря про роль взрослого в организации игры, мы можем предложить ему быть «наблюдателем», «равноправным игроком» или «помощником» в зависимости от уровня развития игры у ребёнка.

Одним из главных условий для развития игры с точки зрения роли педагога будет иметь представление о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития, возможностях поддержки игры.

Так же задачей педагога будет предоставить опыт для обогащения игры, обращая внимание на игры других детей, подключая к взаимодействию больше детей, помогая разрешить конфликты. 

Бедная игровая среда – одна из причин стереотипности детской игры. Для того, чтобы в игре у ребёнка появлялись ценные новообразования, необходимо создавать специальные условия. Одним из них является качественно организованная РППС, которая является помощников для «оформления инициативных воображаемых проб».

 

Раскрывая построение РППС, мы должны отметить:

Требования ФГОС,

«Тематические уголки» vs «бросовый материал»,

Изменяемость среды (Полякова М.Н.).

Раскрывая последний пункт представленных направлений, мы должны учитывать, что игровое сотрудничество формирует способность слушать партнера, учитывать его действия, договариваться. (Е.Смирнова). Для совместной игры ребенку важно принятия сверстника и возникновение дружбы. 

 

Игра мотивируется вызовом и развивается в процессе поиска ответа ребёнком. Педагогу необходимо помогать ребёнку создавать мнимую ситуацию «всеМОГУщества». Игра начинается с тот момент, когда ребёнок хочет попробовать то, чего у него нет в реальности. «Как будто» и понарошку» позволяют ребёнку безопасно рисковать, в такой игре спонтанность и импровизация становятся источником вдохновения. Поэтому взрослому стоит принять детскую позицию.

 

Правильно подобранный игровой материал и выбранная роль педагога помогает ребёнку погрузиться в своё воображаемый мир, где всё может быть всем. (Солнцева О.В.)