проект " Мой любимый край -люби и знай!"
проект (подготовительная группа)

Забирова Алиса Николаевна

Проект "Мой любимый край-люби и знай!" для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Проект

« Мой родной край - люби и знай»

Для детей 6-7 лет

Составила: воспитатель

Забирова А.Н

        2014 г.


«Человеку никак нельзя жить без Родины,

 как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность:

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, кто дает жизнь новому существу.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Проблема:

Задача воспитателя чувства патриотизма, любви к малой Родине  традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с достопримечательностями города Бокситогорска и района.

На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта:    « Родной свой край - люби и знай».

Гипотеза:

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному городу Бокситогорску, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Главная цель проекта:

Создание условий для формирования у детей гражданских чувств: чувства любви к Родине, родному городу и району. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы детского сада 6-7 лет
  • Воспитатели группы
  • Родители группы
  • Музыкальный руководитель

Вид проекта:

Познавательный, групповой, среднесрочный (3 месяца)

Цель проекта:

Изучение детьми национальной культуры родного края и формирование в детях гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, развитие способности к практическому и умственному экспериментированию логическим операциям.

Задачи проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  2. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Бокситогорск.
  3. Воспитывать любовь к родному городу Бокситогорску. Умение видеть прекрасное и этим гордиться.
  4. Совершенствовать речь детей, как средство общения
  5. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
  6. Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Познавательное:

  1. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и цели деятельности.
  2. Расширять представления о родном Бокситогорском крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями района, в котором живут дети, промышленные объекты: их вред и польза.
  3. Формировать основы экологической культуры. Расширять знания детей о флоре и фауне Бокситогорского района. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях родного края.
  4. Закреплять знания детей о гербе Бокситогорского района и гербе города Бокситогорска

Речевое развитие:

  1. Продолжать работу по обогащению словаря детей: достопримечательность, бокситогорцы, горожане, улицы Павлова, Вишнякова, Красные Следопыты, Спортивная, Заводская, Школьная, Глиноземный завод, полезные ископаемые – бокситы, ярмарка, сенечки, вышивка, лапта, чугун, ухват, прялка, рушник и т.д. Умение применять их в речи.
  2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  3. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения.

Художественно- эстетическое:

  1. Воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
  2. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Продукты проекта

Макеты природных объектов, фотографии, рисунки, выставки, дидактические игры, изготовление национальных кукол.

Методы:

Тематические занятия, развлечения, анкетирование, наблюдения, экскурсии, совместные игры, познавательные игровые занятия, беседы.

Обеспечение проектной деятельности

Информационные ресурсы:

Yandex/ru

Nsportal.ru/ detskiy-sad/regionalnyy

Interacher.ru

Gigabaza.ru

Portal iv-edu.ru

Planeta detstva/net

Poezhaika.ru

Krupenichka.ru

Ped-kopilka

     Методические ресурсы: (Литература)

  1. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дощкольного возраста» Упр,.ДОУ 2002 №6
  2. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Упр., ДОУ 2006 №8
  3. Куцакова Л.В. «Нравственно трудовое воспитание в детском саду» изд. Мозаика-Синтез, Москва 2007
  4. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» , Москва 2010
  5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в детском саду», Москва 2008
  6. Жирякова И. В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Упр.,ДОУ 2008 №4
  7. Баранова Ю.В. «Страницы памяти» (из истории Бокситогорского района)
  8. Горлова И.В. «Краеведение»,Бокситогорск 2005

Этапы проекта:

  1. этап - подготовительный

На этом этапе работа велась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа по обогащению развивающей среды

С детьми была проведена первичная диагностика по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае, его культуре и быту(см. приложения)

По результатам диагностики был сделан вывод, что у 70 % детей отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края, у 65% детей отмечается низкий уровень знания истории города и края.

Анкетирование родителей показало следующие результаты: 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости, 40% родителей затрудняются в знании истории города. 20% родителей не знают и не хотят знать историю города и края

По результатам диагностики был сделан вывод, что детям необходимо патриотическое воспитание. Изучение национальной культуры и гражданских чувств к своему краю.

Материально-технические ресурсы необходимые при выполнении проекта:

  • подбор исторической литературы
  • подбор произведений русского народного творчества
  • подбор наглядного материала
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
  • дидактические игры
  • выставки книг, рисунков, поделок
  • подготовка костюмов для проведения открытого мероприятия, оформление зала

  1. этап - практический
  • Оформление альбомов

«Старый-новый год», «Мои любимые места», «Обряды и обычаи народов живущих на территории Бокситогорского района», «Реки и озера Бокситогорского района», «Рагуша-заповедные места», «Городской парк», «Народные праздники»

  • Изобразительность

Город-глазами ребенка, роспись матрешки, изготовление оберега-куклы

  • Оформление дидактических игр по краеведению

«Узнай, где я нахожусь», «собери картошку», «вот моя улица, вот мой дом родной» Цель: учить детей рассказывать о своей улице, домашний адрес

«Я фотограф» Цель: учить детей рассказывать о том, что изображено на его фотографии

  • Знакомство с предметами русского быта

Экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание экспонатов музея народного быта. Беседа: история промышленных предприятий города Бокситогорска. Создание мини-музея предметов народного быта в детском саду (с привлечением родителей) тихая жизнь вещей. Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время.

  • Знакомство детей с народной музыкой, пение народных песен (музыкальнее развлечения и праздники) Масленица и Посиделки
  • Знакомство с историей России через народные былины и сказания. Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, просмотр мультфильмов о богатырях, развлечение «что за прелесть эти сказки»
  • Знакомство с творчеством поэтов наших земляков. Чтение произведений, заучивание стихотворений
  • Знакомство с творчеством художников бокситогорского края
  • Экскурсии по родному городу Бокситогорску. Почему так названы улицы
  • Творческие рассказы детей на тему что я расскажу о Бокситогорске друзьям

  1. этап – обобщающий

Данный проект был проведен в МБДОУ «Детский сад № 1» в 2014-2015 учебном году (сентябрь-ноябрь) с детьми подготовительной группы 6-7 лет, в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, деятельности детей и родителей, самостоятельной детской деятельности.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобнве занятия, игры, продуктивная деятельность оъединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

« подлинная встреча» с культурным наследием города и района помогла раскрыть интеллектуальные, и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения и оценки.

Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные напрвления музейной педагогики.

Оформление музыкального зала и создание мини-музея «тихая жизнь вещей» дали представление о жизни людей, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки, песнями и танцами)

Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (изготовление кукол-оберегов и украшений для них, роспись русской матрешки), а так же налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Занятия, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые на внимание) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощь, взаимовыдержка).


Предполагаемый результат

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видов деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее оказывать посильную помощь. Освоение достигнутых знаний об истории родного отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Проявление внимания и уважения к пожилым людям, оказание посильной помощи.

Результат:

  • Рост познавательной активности детей повысился и сотавил 75%
  • Анализ результатов усвоения занятий по теме «Мой край люби и знай» показал среднее развитие у 73% детей, а выше среднего у 20%.
  • Повышение активности родителей в делах группы составил 80%
  • Проводимая работа помогла детям испытать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу. Испытать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями, научила любоваться природой, бережно относиться к ней.

Приложение:

Диагностика по теме « История Возникновения города Бокситогорска»

  1. Как называется наш город?
  2. Почему его так назвали?
  3. Что означает это название?
  4. Чем знаменит наш город? (достопримечательности, красивые места)
  5. Какие предприятия города вы знаете? История их возникновения
  6. Знаете ли вы народные игры?
  7. Знаете ли вы природу родного края, растения.

Анкетирование родителей по теме « Что я знаю о Бокситогорске?»

  1. Когда возник город Бокситогорск?
  2. Как назывался город раньше?
  3. Какие предприятия находились в городе раньше?
  4. Показываете ли вы детям достопримечательности города и района?
  5. Часто ли вы рассказываете детям про город и район?
  6. Какие народные праздники проходят в районе?

Продукты проекта

Макеты природных объектов, фотографии, рисунки, выставки, дидактические игры, изготовление национальных кукол.

Методы:

Тематические занятия, развлечения, анкетирование, наблюдения, экскурсии, совместные игры, познавательные игровые занятия, беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Родной свой край - люби и знай»

Проект по направлению: охрана, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия города Северодвинска «Родной свой край - люби и знай» Малая Родина... У каждого человека она своя, н...

Проект Родной свой край люби и знай

Проект разработан для формирования нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"

Данный проект предназначен к  приобщению ребенка к истории и культуре  своего города;   пополнитю  знаний   детей о  городе,  в  котором  мы  живем, ...

Экологический проект "Родной свой край - люби и знай".

Проект направлен на формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста. Раскрытию взаимосвязи животного и растительного мира, их значение для человека. Развитию ...