Консультация для педагогов: "Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребёнка"
учебно-методический материал

Каляева Елена

Консультация для педагогов дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребёнка

Как пишут в своей статье воспитатели из города Киров, Н. А. Костина, А. Н. Черникова: в системе дошкольного образования всё чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, как метод экспериментирования.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (это выводы, полученные из наблюдения над одной частью явления и распространенные на другую его часть). Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Оно также оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В работах отечественных педагогов Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно [4]. Исследователи экспериментирования Д. Б. Годовикова, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков и другие в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [4] Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений является основным мотивом деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задана ребёнку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребёнок может получить совершенно неожиданную для себя информацию, что часто ведёт к изменению направленности деятельности, её существенной перестройке. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. По мере получения новых сведений об объекте ребёнок ставит перед собой (явно или неявно) новые, всё более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Деятельность экспериментирования характеризуется усложнением и развитием действий [1].

Важным моментом детского экспериментирования исследователь А. И. Иванова считает достижение новых целей, поставленных самим ребёнком. В ряде случаев требуются новые способы преобразования объекта. Их поиск осуществляется путём апробирования старых способов, их комбинирования, перестройки. Поэтому пробы и ошибки — обязательный и важнейший компонент детского экспериментирования. Дело в том, что целостный процесс мышления, направленный на получение новых сведений, достижение новых целей, предполагает не только использование уже известных способов действия, но и построение новых, — конечно, в меру возможностей самого ребёнка. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь детей ошибаться, что важно для развития смелости детского мышления. Важно, чтобы ребёнок умел использовать результаты ошибочных действий, умел извлекать из них нужную информацию для последующей корректировки своих действий [1].

Ж. Пиаже, В. С. Мухиной и другими психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным [5]. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для повышения эффективности этого процесса в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Как и во время игры, не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время, отведённое на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным или растениям. В процессе экспериментирования нужно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. С. Н. Николаева говорит, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Экспериментальная деятельность имеет большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия [3]. С. Н. Николаева считает, что подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирают объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее — и в теории, и на практике. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему не знакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как предположения и предложения детей непредсказуемы. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности [3].

Для того, чтобы знания о природе были осознанными, в детском саду используют несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводят в специально организованных условиях. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, даёт время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей [3].

Опытно-экспериментальная деятельность всегда должна строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя такую работу, воспитатель не должен наносить вреда и ущерба растениям и животным. Важно, чтобы дети были активными участниками постановки и проведения опытно- экспериментальной деятельности. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребёнка получить их самостоятельно, проведя небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений. В ходе опытно-экспериментальной деятельности нужно поддерживать интерес детей к работе, используя дневник наблюдений (рисунки, модели). Это помогает детям отмечать состояние изучаемого объекта и устанавливать причины его изменений, в результате деятельности. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время, не нужно выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов нужно понимать важность стимулирования развития речи детей путём постановки не повторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развёрнутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место — почистить и убрать оборудование в то место, где оно храниться, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом [2].

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в другую детскую деятельность.

Исследователи считают, что опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, а также она развивает продуктивные формы мышления. Такая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются и упорядочиваются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Литература

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в дет. саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневщова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1992.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С. Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 4. Поддьяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Педагогический вестник. — 1997. — № 1. — С. 6–7. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. — Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. — М., 1989.

5. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. (Библиотека воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Ознакомление со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и обмен педагогическим опытом по данной теме....

Мастер – класс для педагогов «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Форма организации: Игра – экспериментЦель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт...

Консультация для педагогов «Опытно – экспериментальная деятельность в условиях ДОУ»

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к позн...

Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а так же мелкой моторики пальцев рук.  В ходе экспериментирования создаются проблемные ситу...

Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"

Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  в ДОУ"...