Сценарий мастер – класса «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Яптик Оксана Дмитриевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Конспект

Мастер – класс

«Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:  Яптик О.Д.

                                                                                                         

2020 г.

Цель: Создание условий для плодотворного общения воспитателей по организации дидактических игр и упражнений на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».

Задачи:  

  1. Вызвать интерес к использованию разных игр по формированию временных представлений в работе с дошкольниками.
  2. Познакомить с дидактическими играми и упражнениями по теме «Часы», «Части суток», «Месяцы».
  3. Распространить опыт работы по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.

Материал: 

Раздаточный:

- карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников);

- парные картинки часов;

- карточки с часами, которые показывают разное время;

- картинки  с изображением деятельности в разные части суток

Демонстрационный:

- 4 модели-карточки «Части суток»

- картинки с изображением природы и людей в разное время года.

- модели-символы «Времена года»

- мультимедийная презентация «Задания лисы Алисы»

      Место проведения: музыкальный зал

Описание обстановки: в зале расставлены 5 столов, на которых

расположен материал для проведения игр, расставлены стулья.

Участники: воспитатели ДОУ

         

       

Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» является актуальной, так как с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков, развития мышления. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми. Поэтому очень важно сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.  

Сегодня предлагаю вам окунуться в мир математики и проиграть дидактические игры и упражнения на формирование некоторых временных представлений у детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать (а может быть, используете) в своей работе.

Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Часы», цель которых упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа и до получаса. До проведения данных игр дети должны познакомиться со строением часов (циферблатом и стрелками), уметь  различать минутную и часовую стрелки, иметь представление о том, как определять время с точностью до часа и до получаса.

В: Пройдите и встаньте вокруг стола.

(на столе расположены карточки с цифрами (1 – 12) и модели часов (по количеству участников)

В: Назовите, что лежит на столе.

П: Модели часов и карточки с цифрами.

В: Возьмите модель часов и любую карточку с цифрой.

В: Назови, какая у вас цифра

П: У меня на карточке цифра 5, …

В: Установите стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали время, которое у вас на карточке.

(выполняют задание)

В: Покажите свою карточку с цифрой и модель часов

(показывают)

В: Назовите время, которое вы установили.

П: У меня на часах 3 часа…

Это игра называется «Устанавливаем время». 

В: Пройдите ко второму столу

(на столе расположены парные картинки с изображением часов

по количеству участников)

В: Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды

В: Назовите, что лежит на столе.

П: Карточки с часами

В: Ваша команда будет первая, возьмите по одной карточке с изображением часов.

В: А ваша команда будет вторая, возьмите по одной карточке с изображением часов.

В: Каждый участник  первой команды, не показывая свою карточку второй команде, должен по очереди назвать время на своей карточке с часами: «Мои часы показывают …». А потом должен спросить «Кто моя пара?».

В: Участники второй команды внимательно слушают. Тот, кто услышал  время, которое изображено на его часах, должен сказать: «Я твоя пара», и показать свою карточку. Если изображения стрелок на картинках совпали, то игроки вдвоем садятся на стулья.

П: Мои часы показывают ровно 3 часа. Кто моя пара?...

Это игра называется «Парные картинки». 

В: Пройдите к третьему столу.

(на столе расположены карточки с часами, которые показывают разное время

по количеству участников)

В: Встаньте вокруг стола. Назовите, что лежит на столе.

П: Карточки с часами

В: Возьмите по одной карточке с часами.

В: Я буду называть определенное время. Тот, у кого на карточке часы показывают это время, переворачивает карточку и говорит: «Это мое время»

В: 8 часов, половина десятого, 6 часов, половина двенадцатого, 5 часов, половина первого, 10 часов, половина третьего, половина шестого, 3 часа, половина девятого, один час.

(показывают)

В: Это игра называется «Не ошибись».

В: Подойдите к первому столу, возьмите модели часов и подойдите к экрану.

В: Перед вами (на слайде) представлены варианты логических задач

Попробуем их решить с помощью модели часов

В: «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»

П: 2 часа  

В: «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в  6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?».

П: 4 часа

В: «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?».

П: В 1 час

В: Пройдите и встаньте вокруг четвертого стола.

(на столе расположены картинки  с изображением деятельности в разные части суток и 4 модели-карточки «Части суток»)

В: Сейчас мы с вами проиграем игры по теме «Части суток».

В: Назовите, какие бывают части суток

П: Утро, день, вечер, ночь.

В: На столе лежат картинки. Возьмите по 2 картинки.

В: Я буду показывать вам карточку-модель, а вы должны назвать какая это часть суток.

Показываю карточку-модель «Утро»: Назовите, какая это часть суток.

П: Утро

В: Покажите картинки, на которых изображено утро.

(показывают)

Показываю остальные три модели-карточки, воспитатели показывают соответствующие картинки

В: Эта игра позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба) и по характерной деятельности. Эту игру можно проводить с детьми, начиная со средней группы.

В: А теперь, 4 желающих участника возьмите по 1 карточке-модели. А остальные, пожалуйста, присядьте на стулья.

В: Вы превратились в части суток. Постройтесь по порядку, начиная с вечера.

(выполняют)

В: Назовите себя, какая вы часть суток.

(называют)

В: А теперь мы будем вам задавать вопросы или давать команды.

- Утро, расскажи, что делают люди в твое время суток?

- Ночь, назови своих соседей

- Вечер, в твое время суток люди обедают или ужинают?

- День хлопни в ладоши 5 раз.

В: Эта игра называется «Живые части суток». Она позволяет упражнять детей в умении определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба), закреплять представления о последовательности частей суток.

В: Присядьте, пожалуйста, на стулья. Сейчас мы с вами проиграем игру по теме «Месяцы», которая называется «Бывает так или нет?»

(на столе расположены картинки с изображением природы и людей

в разное время года)

В: Я вам буду показывать картинки с изображением природы, людей в разное время года и спрашивать: «Бывает так, например, в декабре?». А вы должны отвечать: «бывает» или «не бывает». И объяснить почему.

Показываю картинки, педагоги отвечают.

В: Эта игра позволяет уточнять и закреплять представления о месяцах (название, характерные сезонные изменения в природе, в жизни людей, праздники в течение месяца).

В: Я хочу вам показать модели-символы «Времена года», которые помогают усвоению названий месяцев, их классификации по временам года и их последовательности.

Каждое время года изображено в виде символа: елочка – это «зима», оранжевый лист – это «осень», сосулька – это «весна», клубника – это «лето». На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев.  

С использованием этих моделей можно проводить упражнения.

- «Назовите второй месяц осени (лета и т.д.)»

- «Назовите  весенние месяцы»

- «Каких месяцев не стало?»

- «Назовите месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»

- «Какое слово подходит?» (Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль); Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)

А сейчас я хочу вам показать мультимедийную презентацию для детей «Задания лисы «Алисы» на тему «Часы», которую можно использовать в работе с детьми.

Я приготовила для вас рекомендации на тему «Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста», которые вы можете использовать в своей работе с детьми.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)

Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "...

Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...

Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...

методическая разработка "Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста"

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и...