Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе".
методическая разработка

Макарова Людмила Петровна

Проект "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе" предназначен воспитателям детского сада.

Цель: Создание необходимых условий для подготовки детей к школе посредством взаимодействия детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_l.p._kachkanar_ppv11.docx71.13 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: Взаимодействие детского сада и семьи

при подготовке детей к школе

Разработчик:

 Макарова Людмила Петровна

2016 г.

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................

3

I

РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ..................................................................

5

1.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ........................

5

1.2

 ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...................

8

1.3

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.........................................................................

14

II

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ..........................................................................

17

2.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................

17

2.2

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.............................................................................

22

2.3

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА..............................

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

28

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................

31

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................

33

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

        В силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО [п.1.8]говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. ФГОС ДО является нормативно-правовой основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В законе "Об образовании РФ"  [ст. 18]  сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует в помощь семье.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью  навыков чтения, счета, письма. Наша задача объяснить родителям, что понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребёнка в условиях детского сада и семьи.

По мнению готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.

Детский сад  можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника.  Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте.

Исходя из актуальности вышесказанного, нами определена тема:

«Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе»

Объект исследования: Процесс подготовки детей к школе.

Предмет исследования: Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе.

Цель: Создание необходимых условий для подготовки  детей к школе посредством взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки детей к школе.
  2. Создать условия для эффективной работы по подготовке детей к школе в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  3. Разработать систему мероприятий направленных на подготовку детей к школе.
  4. Сделать выводы и заключения о проделанной работе.

I РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1Взаимодействие детского сада и семьи

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов:

Во-первых, развитие ребёнка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина, рассматривая структуру психологического климата семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения её членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент, выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми членами семьи, а также интеллектуальный компонент. Последний реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и потенциальные возможности для воспитания ребёнка различны. И от того, в какой психологический климат семьи попадает ребёнок, зависит его социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния. В силу возрастных психологических особенностей (образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дошкольник "открыт" для воздействия взрослого, который особенно значим для ребёнка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина). Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребёнка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребёнок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа(В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребёнка дошкольника.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи Л.В. Загик, Т.А. Маркова ,О.Л. Зверева, Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич рассматривают  как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д.; с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения.

 М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребёнка, к ним относятся:

 -Предоставление ребёнку возможности активно действовать со многими предметами , полноценное участие взрослого в этот процесс.

- Показать значимость и важность правильного развития ребёнка.

- Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребёнком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей. 

Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребёнка к школе – сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза «родители – педагоги» важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке ребёнка к школе. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм [7]

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие для создания единой системы воспитания,  направленной на оптимальное личностное развитие каждого ребёнка и подготовку его и школьному обучению [Б.Г.Ананьев, Б.И.Безлюдная, Р.С.Буре, Л.А.Высоги-на, А.В.Запорожец, Т.А.Маркова и др.]. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

1.2 Готовность детей к школьному обучению.

Современные исследования показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

В современной психологии пока не существует единого и чёткого определения понятия «готовности». Л.М. Безруких считает, что готовность ребёнка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

Л.А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определённый уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать своё поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию).

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.БезрукихЕ.Е.Кравцова и многие другие.На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Ребёнок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребёнок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способность решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности [10].

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространённым и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.

Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста[6.].

При решении вопроса готовности к школьному обучению.  Я.Ийрасек отмечает, что сочетаются теоретические построения с одной стороны, практический опыт с другой. Особенность его исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребёнка в области мышления, памяти, восприятия, других психических процессах.

По мнению А. Керна, поступающий в школу ребёнок должен обладать определёнными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относится способность ребёнка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению. Под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребёнка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребёнка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детского коллектива. А так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Готовность к обучению в школе Вьюновой  Н.И. рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.[2.]

Российские психологи под готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребёнка. Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой,  что  и его зона ближайшего развития, требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок становится психологическим неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. Определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович,  которая выделяла несколько параметров психического развития ребёнка. Наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. [6.]

В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребёнка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребёнка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребёнком и взрослым.[17.].

Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребёнка оказываются, сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребёнком определённого запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребёнок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счётом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребёнка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности. Обозначив следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённоопределённому способу действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Новое отношение ребёнка к окружающей  его среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала внутренней позицией школьника. А.В.Запорожец, включил  в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребёнка, уровень развития познавательной и деятельности, степень сформированости механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированости знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы. Это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и не дифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению[14.].

Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет на мотивацию к школьному обучению  и отношение членов семьи, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в  их глазах.

Таким образом, высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения в период подготовки детей к школе  интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения и воспитания  в соответствие с психологическими, возрастными особенностями ребёнка. Поэтому проблема готовности детей к обучению в школе получают особое значение, так как от её решения зависит успешность обучения детей в школе. Особую роль в подготовке к школе играет социальное окружение и в-первую очередь семья.

1.3 Роль современной семьи в подготовке детей к обучению в школе

         Семья один из важнейших институтов социализации ребёнка. Качественное осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Как утверждает Т.В.Давыдова, в старшем дошкольном возрасте ребёнок способен более глубоко "заглянуть" в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать своё мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребёнок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребёнка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.

Для социально-эмоционального развития дошкольника в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социально-эмоционального развития ребёнка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребёнок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксиологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного.

Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родителей.

Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. [8]

Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребёнка к школе.

1. Осознание себя как родителя будущего школьника

Родителям необходимо познать не только себя, но и своего ребёнка как личность. А значит, принять его индивидуальность, учитывать темп развития своего ребёнка, понять собственный родительский настрой на переход своего ребёнка к школьной жизни.

2. Осознание будущего своего ребёнка как школьника

Родители должны в полной мере осознать, что подготовка старших дошкольников к школе является ответственной задачей, которая требует определённой организации, средств и воспитательных усилий в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению.

3. Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребёнка как школьника

Желательно чтобы родители сформировали положительное отношение к будущему учителю своего ребёнка. Ведь во многом от этого будет зависеть качество взаимоотношения учителя и семьи, степень оказываемой учителем поддержки ребёнка в обучении.

4. Педагогическая культура родителей

Одними из важных компонентов в формировании готовности дошкольников к обучении в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи при подготовке ребёнка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и социокультурных условий стихийно формируется своя оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией воспитания и развития своего ребёнка. Осознавая негативы воспитания ребёнка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность воспитания на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и пр.) [3]

Тем не менее, многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребёнка к школе.

Эффективным способом сотрудничества, направленного на оказания помощи семье выступает педагогическое сопровождение, рассматриваемое как взаимодействие взрослых (педагогов и родителей), которое развивается во времени (т.е. обладает такими качествами как пролонгированность и непрерывность). Основывается на единстве целевого, содержательного, коммуникативного и рефлексивного компонентов взаимодействия и направлено на совместное решение проблемы подготовки детей к школе. Эта система педагогического сопровождения изменяется в зависимости от индивидуальных проблем и достижений ребёнка.

На основе  изучения теоретических материалов, мы сделали вывод , что взаимодействие ДОУ и семьи является  значимым фактором  успешной подготовки старшего дошкольника к школьному обучению.

IРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.2 Пояснительная записка

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является семья.

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

        «Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС» (Приложение № 1)составлен для  реализации на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ладушки» комбинированного вида  города Качканар Свердловской области. Данное образовательное учреждение реализует Основную образовательную программу  МДОУ « Детский сад «Ладушки».

Цель Образовательной программы:  Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

 3. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

 6. Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка.

Дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад «Ладушки» с группами для детей с нарушением речи,  выполняя  ведущую роль в воспитании и развитии детей с нарушениями речи, коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе. В  детском саду три группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Реализуется программно-методический комплекс, представленный  Образовательной программой МДОУ «Детский сад «Ладушки», программой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М. Просвещение. 2008г. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М. просвещение. 2008.

Воспитательно-образовательную работу с детьми в группе  ведёт квалифицированный педагогический коллектив, который состоит из воспитателей (2чел.), музыкального руководителя (1), инструктора по физической культуре (1), логопеда (1), психолога (1). Все педагоги прошли аттестацию и имеют I  и высшую квалификационные категории.

        Материально-техническая база воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  детского сада МДОУ «Детский сад «Ладушки» соответствует требованиям к материально- техническим условиям реализации образовательной программы. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и   электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. В образовательном учреждении созданы материально-технические условия для реализации образовательной программы: ДОУ располагает физкультурно-музыкальным залом (Оборудованы спортивным инвентарём, музыкальными инструментами); работают кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для разностороннего развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями:

- Наличие достаточного количества материалов и оборудования для различных видов детской деятельности.

-Соответствие игрового материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

- Предметно-пространственная среда выстроена исходя из принципов эстетически и гигиенически организованной среды (социальный, природный, предметный, архитектурно - пространственный).

-Уровень освоения детьми предметно-пространственной среды позволяет им ориентироваться в помещениях и на территории ДОУ.

 В состав критериев  создания развивающей предметно-пространственной среды включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребёнка: полифункциональность, применение элементов развивающей предметно-пространственной среды в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность. Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО[3.3 ], все элементы развивающей предметно-пространственной среды имеют все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования. Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Направлена на изучение: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ; игровой деятельности; познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности); проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); художественной деятельности; физического развития.

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребёнка. Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. (Приложение № 2).

2.2. Паспорт проекта

База реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» город Качканар

Цель проекта

Теоретически обосновать и спроектировать «Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках  ФГОС ДО при подготовке детей к школе»

Задачи проекта

  1. Определить условия для реализации проекта.
  2. Провести анкетирование родителей воспитанников для выявления  уровня компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
  3. Составить план предстоящей деятельности по реализации проекта.
  4. Разработать методические рекомендации по использованию проекта.

Адресная направленность проекта

Для воспитателей детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта  (сроки, этапы реализации проекта)

 Проект долгосрочный. 12  месяцев

Этапы реализации:

Организационный-1месяц (июль)

Подготовительно-диагностический -1 месяц (август)

Внедренческий -9 месяцев (сентябрь-май)

Итоговый – 1 месяц, июнь

Форма педагогического проектирования

«Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках  ФГОС ДО  при  подготовке детей к школе»

2.3 Содержание проекта

Основные шаги реализации проекта:

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребёнка для установления  доброжелательных отношений с установкой на сотрудничество.

 Второй  этап  - выполнение родителями  практических  заданий  психолого-педагогического особенностей воспитания ребёнка. При этом используются различные формы и методы.

Третий этап -  ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Проект  взаимодействия  детского сада и семьи в рамках ФГОСДО предусматривает работу по следующим направлениям:

I. Познавательное направление. 

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

- семейные проекты.

-составление семейного древа поможет ребёнку осознать себя  членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.

 Активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии
  • Дни общения
  • Дни добрых дел
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • телефон Доверия
  • почта Доверия
  • семейный вернисаж.

II. Информационно-аналитическое направление. 

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению проводятся:

- анкетирование;

- тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей определяется социальный  статус семей воспитанников, уровень образования родителей. Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

III. Наглядно-информационное направление. 

Цель: Донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Данное направление включает:

- родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

- нормативные документы;

- объявления и рекламы;

- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ;

- папка-передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что  у педагога не всегда есть  возможность подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

- фотовыставки;

- выпуск газет.

IV. Досуговое направление.

Цель:  Устанавливать тёплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растёт.

Проект по взаимодействию детского сада и семьи объединяет все направления, реализуя их через проекты.

Ожидаемые педагогические результаты.

Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.
Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребёнка, а если потребуется, то и защитить его.

Участие родителей в жизни детей поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- относиться к своему ребёнку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;
- знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдёт драматической смены самооценки, если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Все данные направления отображены  ежемесячно в содержательной части проекта:

Перспективный план мероприятий  проекта (Приложение №1).

Эта часть  проекта составлена на основе принципов :

  1. Системности: материал подаётся в разных формах и видах, различными приёмами систематически на протяжении всего времени реализации проекта.
  2. Постепенности: информация даётся на основе положения «от простого» к  более  « сложному».
  3. Доступности: учёт  индивидуальности семьи, образования и компетентности.

Проект «Готовим ребёнка к школе» объединяет 9 тематических проектов, итогом которых  становится продукт:

Сентябрь: «Я вырос». Продукт проекта: Создание презентации «Ура, мы выросли!»

Октябрь: «Основы безопасности жизни». Продукт проекта: Фотогазета «Осень идёт - «добро» нам несёт!».

Ноябрь: «В здоровом теле - здоровый дух». Продукт проекта :ЛЭПБУК  «Здоровый образ жизни» глазами детей и родителей.

Декабрь: «Праздник в детском саду и дома». Продукт проекта : Фотовыставка  «Новый год в детском саду и дома».

Январь: «Учимся играя». Продукт проекта Презентация «Мы играем».

Февраль: «Мама, папа и я – спортивная семья!». Продукт проекта  Выставка  творческих работ «Наши папы».

Март: «Моя мама». Продукт проекта:  Альбом творческих работ   «Наши  любимые мамы».

Апрель: «Я познаю мир!».  Продукт проекта  Выставка совместных творческих работ по литературным произведениям «Моя любимая книга».

Май: «Здравствуй, лето!». Продукт проекта: Портфолио достижений за год.

Заключительным мероприятием проекта «Готовим ребёнка к школе» планируется провести праздник «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!».

Таким образом,  в результате  реализации проекта педагоги совместно с родителями  будут стремиться к выполнению  целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования.

Критерием оценки его эффективности будет Мониторинг педагогической деятельности МДОУ «Детский сад «Ладушки»   в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.  (Приложение №2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя  психолого-педагогическую и методическую литературу ,мы выделили  многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространёнными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостиных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать совместное творчество детей и родителей.

Изученная нами практика организации работы с родителями показывает, что на современном этапе  информация для родителей может быть представлена с использованием информационно-коммуникационных технологий, а слишком большая информация, помещённая на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.

По результатам  анкетирования родителей  родительских установок в семьях с детьми дошкольниками, можно сделать следующие выводы: среди стилей родительского отношения преобладает симбиоз – родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В целом по группе родителей детей-дошкольников преобладают такие установки как гиперопёка и диктат в воспитании. Кроме того, обнаружены зависимости между большинством показателей родительских установок, отношений и реакций, что только подтверждает выше обозначенные выводы. Также выявлен достаточно низкий уровень компетентности родителей,  как сопровождать детей  в переходный период из детского сада в  школу. Поэтому, наиболее актуально воспитателями подготовительных к школе групп  реализация  разработанного нами проекта «Готовим ребёнка к школе».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных нами  рекомендаций для практического использования  данного проекта педагогами дошкольных образовательных учреждений в процессе работы с родителями.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001
  2. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.
  3. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., 2005.
  5. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.
  6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]. – М.: Педагогика, 2008. –
  8. Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2005
  9. Морева Н.А. основы педагогического мастерства. Практикум: Учебн.пособие для вузов. М., 2006
  10. ПетровскийА.В.Возрастная и педагогическая психология . 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
  11. Поташник М.М. как развивать педагогическое мастерство. М., 1987
  12. Маркова Т.А. детский сад и семья.- М. Просвещение, 1981
  13. Зенина Т.Н. родительские собрания "Центр педагогического образования", 2008
  14. Осипова Л.Е. работа детского сада с семьёй. "издательство Скрипторий 2003", 2008
  15. Бочкарева О.И. взаимодействие ДОУ и семьи. ИТД "Корифей", 2008
  16. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. Учеб. Заведений . 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.].

журналы

  1. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 Проект «Готовим ребёнка к школе».

Приложение №2 Мониторинг  педагогической  деятельности  МДОУ

«Детский сад «Ладушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе

Консультация для родителей. Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовности детей ...

Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе (обмен опытом).

Обмен опытом по формированию у детей готорвности к обучению в школе....

Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе

Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, п...

Родительское собрание в старшей группе «Совместная работа детского сада и семьи по подготовки детей к школе».

Собрание для родителей по совместной подготовке детского сада и семьи по подготовке  детей к школе....