Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
занимательные факты (старшая, подготовительная группа)

Манухина Галина Исламовна

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска ответов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников  

Воспитатели: Манухина Г.И. 

МБ ДОУ детский сад №8 г. Орёл  

   Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве. Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.  

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дети перестают замечать красоту окружающей природы, не проявляют интерес к красивым предметам и материалам, произведениям изобразительного искусства, музыки. 

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. 

          В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

         Основной целью работы по данному направлению:                        создать условия для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, используя музейную педагогику.  

В решении поставленной цели были определены следующие  

   задачи:  

- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «гражданин», «патриот», «патриотизм»; 

- формировать у дошкольников знания о Великой Отечественной войне, уважение и гордость к славным защитникам нашей Родины;  

- воспитывать любовь к семье, родному дому, малой Родине; 

-  развивать творческие способности детей; 

-  воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины. 

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей. 

   В своей работе мы разработали и создали мини – музей «Эхо былых времен», благодаря проекту по гражданско-патриотическому воспитанию.  

   В процессе создания мини-музея  всю работу разделили на  этапы:  

Подготовительный этап.  В начале работы  (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения, составляли план работы с детьми, в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики.  

   В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея использовалась половина помещения для изодеятельности.   

    Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках стеллажа. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей, посещаемых групп.  

Практический этап.  Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

   Работа по созданию мини-музея «Эхо былых времен» в группе началась с опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать мини-музей «Эхо былых времен». Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня сформированности у детей гражданской позиции, знаний о ВОВ. 

      Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом». Это символично и связано с тем, что 5 августа, наш город Орёл отмечает свой день города. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания об Орле. 

          А в дальнейшем, посещая экскурсии — занятия из тематического блока «Памятные места родного города», дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе». Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы. 

    Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина». На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о возникновении города, историю «Как город своё имя получил». Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них. 

    В мини – музее детского сада мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организовываем предметы старинного быта, изготовили макеты Русской  избы, деревенского подворья. 

Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. («В гости к бабушке Маланье», «Матушка – печка, укрась своих детушек» - экскурсия в дом, где хозяйка сохранила русскую печку, лавку, умывальник, чаепитие из самовара с пирогами из русской печки). 

 Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения мини-музея, учатся бережному отношению к предметам старины, узнают о семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины, и т.д.); получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках), песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.  

    С учетом того, что игрушка – обязательный спутник детства, проводим работу по созданию кукол. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с этническими культурами через детские игрушки, одежду, детали быта. В ходе поисково-исследовательской работы с детьми проводим мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол-закруток, на которых дети узнают об истории, особенностях и разнообразии народных кукол, учатся самостоятельно изготавливать простых тряпичных кукол. Так же дети принимают участие в мастер-классе по изготовлению куклы-оберега («Пеленашки»), это занятие объединяет в себе и творческую составляющую и исследовательскую – знакомство с игрушками прошлого. 

   Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей, это театральная композиция «На Ярмарке»,  постановка «Сказки  «Теремок» и др..  

           Периодически  пополняем педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги других групп охотно используют наше пополнение с детьми в повседневной жизни детского сада. 

   Наряду с традиционными народными праздниками, которые проходят в детском саду: «Масленицей», «Рождественскими колядками», «Сороки», мы знакомим в стенах музея и с праздниками, связанными с народным календарем«Капустник»,  «Жаворонки»

Формируя у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними, мы сподвигли родителей на организацию различных тематических выставок: «Осень бродит по дорожкам», «Украшение новогодней ёлки», «Времена года». У современных родителей представлений и знаний об  особенностях природы Орловского края не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее. 

Гордостью нашего мини-музея стал «Уголок боевой славы». В нём представлены: боевое обмундирование, экипировки, головные уборы разных родов войск, палатка, вещи, принадлежавшие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта. Здесь проходит знакомство с Великой Отечественной Войной, защитниками Родины в форме беседы, экскурсий, непосредственно-образовательной деятельности, проводится исследовательская деятельность, работа по проектной деятельности, а также тесная взаимообратная работа с родителями. 

  В студии изодеятельности дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством родного города, с творчеством Орловских художников, а также закрепить полученные знания, отобразить свои впечатления. 

   Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. 

   Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. 

   Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго. Музей стал для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает  сама созданная  среда  музея. 

  В итоге главная цель достигнута: созданы условия для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников. Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. 

Отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближение. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей. 

Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска ответов. 

 

 

 

 

Список используемой литературы 

1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. – С. 

 2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998. 

3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"

1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.   ...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания.

Роль музейной педагогике в воспитании у ребёнка патриотических чувст....

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной ли...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев....

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...