Консультация для воспитателей на тему "Использование сказки при подготовке детей к школе"
консультация (подготовительная группа)

Павлычева Татьяна Петровна

Консультация

для воспитателей

на тему "Использование сказки при подготовке детей к школе"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skazki_pri_podgotovke_detey_k_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

на тему "Использование сказки при подготовке детей к школе"

        В настоящее время издается большое количество теоретической и методической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возрастает.

        В недавнем прошлом при подготовке детей к обучению в школе многие практические психологи применяли тетради, в которых дошкольникам предлагалось выполнить задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, а также упражнения на развитие сенсомоторной  координации. Подобные пособия и методики были рассчитаны преимущественно на решение педагогических, а не психологических задач.

        Но готовность к школе - это не только развитие интеллектуальных способностей дошкольника (умений читать и писать). Не менее важна мотивация. Когда ребенок готов принять на себя "роль ученика", у него появляется желание учиться, а игровая деятельность естественным образом уступает место учебной.

        Большое значение имеет эмоционально-личностный показатель, когда ребенок волевыми усилиями может регулировать свои эмоции и поведение, выполнять требования педагога и слушать его на протяжении всего урока. Особую роль играет адекватное общение со сверстниками и взрослыми, когда у детей складываются первоначальные моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.

        Уровень познавательного развития также является одним из компонентов готовности к обучению в школе: ребенок владеет определенным запасом знаний об окружающем мире, проявляет интерес к знаниям, способен понять связи между явлениями, без особых затруднений списать задание с доски или записать под диктовку учителя.

        Одним из компонентов занятий с детьми по подготовке их к школе является игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

        Детям, которые не научились в игре добровольно подчинять свои действия правилу, будет в дальнейшем трудно сознательно подчиняться требованиям учителя.

        Несмотря на внешнее стремление многих детей скорее пойти в школу внутренне они чаще всего бывают не готовы к новому этапу в своей жизни. Поступление в первый класс нередко сопровождается тревогой и страхом неизвестности. Справиться с возникающими психологическими проблемами дошкольникам поможет сказка. Погружаясь в мир сказочных образов, дети будут чувствовать себя спокойнее, научаться преодолевать трудности, не бояться ошибок. Главное - грамотно и вовремя использовать методику включения сказок в воспитательно -образовательный процесс.

        Я хочу предложить вашему вниманию "лесные сказки" М.А.Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к обучению в школе.

        Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность каждому ребенку примерить на себя разные роли, оценить свой поступок со стороны. Дошкольники с удовольствием принимают сказку, т.к.  она легко и плавно переходит в игру и наоборот. В сказках нет скучных нотаций и бесполезных нравоучений. Слушая сказки, ребенок может мечтать, думать, развиваться.

        Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:

  • сказки для адаптации к школе - дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке: "Создание "Лесной школы"", "Букет для учителя", "Смешные страхи", "Игры в школе", "Школьные правила";
  • сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности: "Собирание портфеля", "Белочкин сон", "Госпожа Аккуратность", "Жадность", "Волшебное яблоко (воровство)", "Подарки в день рождения";
  • сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам: "Домашнее задание", "Школьные оценки", "Ленивец", "Списывание", "Подсказки";
  • сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: "Режим. Телевизор", "Бабушкин помощник", "Прививка", "Больной друг";
  • сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: "Ябеда", "Шапка -невидимка(демонстративное поведение)", "Задача для лисенка (ложь)", "Спорщик", "Обида", "Хвосты (межгрупповые конфликты)", "Драки", "Грубые слова", "Дружная страна (межполовые конфликты)", "Гордость школы".

        Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятий каждому ребенку дается возможность высказаться, оценить действия сказочных лесных героев. Сопереживая им, воспитанники обращаются к своим чувствам.

        По сюжету сказок каждый герой действует: куда-то идет, что-то достает, кому-то помогает, от кого-то убегает, проявляет активность; принимает решение, делает выбор, полагаясь на самого себя, т.е. действует самостоятельно; преодолевает препятствия, может терпеть временные поражения, но оказывается победителем, добивается успеха. Когда дети "пропускают" свои волнения через сказочные образы лесных школьников, им легче осознавать их причины.

        Обсуждения сказок проходят с опорой на следующие вопросы:

  • О чем эта сказка, чему она учит, что мы узнали из сказки? Где бы мы могли применить эти знания в нашей жизни? - т.е. проговаривается основная тема сказки, где есть общие ответы на общие вопросы.
  • Почему и зачем герой (герои) совершает тот или иной поступок? Зачем ему (им) это нужно было? - выясняются мотивы поступков.
  • Как герой (герои) решает проблему, с которой столкнулся? Какой способ поведения он выбирает - пассивный или активный? - вырабатываются способы преодоления трудностей с использованием их в реальной жизни.
  • Какой эмоциональный  отклик вызывают у окружающих герои сказки: радость, печаль, сострадание? - определяется эмоциональная направленность по отношению к окружающему миру и к самому себе.
  • Какие чувства вызывает прочитанная сказка? - активизируется чувства самих детей.

        Данный психологический тренинг рассчитан на 30 занятий, включает 30 сказок.

        Представленный опыт работы дает положительные результаты. Так, школьные психологи отмечают, что воспитанники ДОО, в работе с которыми в ходе подготовки к обучению в школе использовались сказки, успешно адаптируются к новым условиям. Они более усидчивы, внимательны на уроках, знают и стараются соблюдать правила поведения на переменах, стремятся оказывать помощь сверстникам в решении различных ситуаций.

        Таким образом, при подготовке детей к школе педагогам и специалистам ДОО важно помнить о том, что при недостаточном уровне развития учебной мотивации, произвольности, умения подчинять свои действия правилам ребенок будет испытывать трудности в обучении. Поэтому играйте с детьми в сказку - обучая и обучайте по сказкам - играя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

В настоящее время издается большое количество теоретической и ме-тодической литературы по подготовке детей к школьному обучению. Между тем актуальность этого вопроса из года в год только возраста...

Консультация для воспитателей "Использование сказки при подготовке детей к школе"

Сказка помогает сформировать у детей позитивные модели поведения, позволяет им на эмоциональном и вербальном уровнях понять и осознать "что такое хорошо и что такое плохо", дает возможность ...

Консультация для воспитателей подготовительных групп по вопросам подготовки детей с ОВЗ к школе

Консультация для воспитателей подготовительных групп по вопросам подготовки детей с ОВЗ к школе...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.Цель:Уста...

Консультация для воспитателей "Роль музыкальных занятий в подготовке детей к обучению в школе"

Раскрыта основная роль музыкальных занятий в подготовке детей к обучению к школе...

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе»

Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не...