Статья: "Проблема подготовки детей к обучению грамоте"
статья (старшая, подготовительная группа)

Редкоусова Надежда Юрьевна

Проблема подготовки детей к обучению грамоте

         Анализ педагогического опыта и результатов исследований свидетельствует о том, что проблема подготовки детей к школе имеет две стороны, два аспекта. Во - первых, для успешного обучения в школе необходимо так организовать всю воспитательную работу дошкольных учреждений, чтобы обеспечить высокий уровень общего развития детей. Вовторых, для решения этой проблемы следует так же специально готовить дошкольников к усвоению тех предметов, которым ребенок будет обучаться в начальных классах школы. В связи с этим в подготовительных группах детских садов проводятся занятия по обучению грамоте, которые при соответствующей организации педагогического процесса не только дают возможность детям приобрести элементарные знания в области чтения, но и способствуют их общему развитию. Значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличий от содержательной стороны. Что же касается навыков чтения, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или по слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид работы приходится на старшие подготовительные группы. В этой связи актуализируется проблема поиска методов, форм и содержания образовательного процесса по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку старшего дошкольного возраста необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально – волевого компонентов готовности к обучению грамоте. Рассмотрим подробнее языковую готовность к овладению грамотой. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 6-7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Вместе с тем, в последнее большое число детей учатся читать и писать под руководством некомпетентных наставников – родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.

Например:

 смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

 наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

 названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [бэ, эм, ка, эль]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в группах ДОУ и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [сэ, кэ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [эмаэма] или [мэамэа] вместо слова МАМА, [сэтэулэ] вместо слова СТУЛ;

 не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ – [зуп], КОМОК – [камок], ЖИЛ – [жыл]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения – озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости – мягкости и т. д. При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ. В основе методик начального обучения чтению, существующих в советской педагогической практике, лежит звуковой аналитикосинтетический метод, требующий, как анализа звуковой стороны речи, в процессе обучения, так и синтеза ее уже при чтении. Исходя из этого, подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе). Специальное введение в мир звуков помогает дальнейшему изучению языка, поэтому обучение грамоте должно непременно начинаться с погружения ребенка в звуковую сферу родного языка.

Прежде, чем дети начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.Таким образом, в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза.

Анализ и синтез – операции мышления.

Чтобы успешно выполнять их, ребенок должен:

1) дозреть до этих операций по возрасту;

2) систематически упражняться в совершении этих операций.

Дети учатся:

 делить предложение на слова;

 составлять предложение по опорным словам;

 делить слова на слоги;

 объединять слоги в слова;

 дополнять слог до слова;

 выделять звуки из слогов и слов;

 объединять звуки и слоги в слова;

 последовательно выделять все звуки в слове.

Проводя такую работу, мы «формируем звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте» (ФГОС ДО). Так как, в звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте за основу берется звук, педагогу необходимо знать фонетическую систему русского языка. Содержание образовательного процесса реализуется через систему игрового направления и специальные аналитико-синтетические упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений. 

Весь процесс формирования навыков звукового анализа и синтеза можно разделить на 4 этапа:

 

I этап- развитие фонематического слуха и восприятия: -придумать как можно больше слов на заданные звуки; - сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию; - назвать слова с соответствующими звуками; - добавить недостающий слог в слове; - закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово. 

 

II этап : выделение слова с заданным звуком. -выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия или отсутствия звука в слове.

 

III этап: определение позиции звука в слове. -работа на этом этапе начинается в старшей группе. Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше – позже). Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие – дети рисуют «решетки», делят лист бумаги на три части. Работа данного этапа начинается с определения позиции звуков, стоящих в конце и в середине слов.

 

IV этап: полный звуковой анализ слова: - самый сложный – определение последовательности звуков в слове. Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения. Работа на этом этапе начинается в подготовительной группе с анализа открытого слога. Фонетический разбор слова предполагает определение количества звуков, их последовательности и характеристики (согласный/гласный, твёрдый/мягкий). Важно заметить, что все 4 этапа работы не сменяют, а дополняют друг друга. Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.

Исследования ученых позволяют установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению. Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость, и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение их подготовки к школе. Новые школьные программы предусматривают не только сообщение детям знаний, развитие умений, но и формирование у них способов усвоения и применения знаний. Усиление принципа развивающего обучения предъявляет определенные требования и к дошкольному воспитанию. В настоящее время, «возникла необходимость» определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения, и таким путем не только обеспечить усвоение ребенком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов. В полной мере это положение можно отнести и к современному речевому развитию дошкольников. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому задача обучения родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников, а, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе. Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой деятельности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка. Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям освоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в 1 классе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon problema_podgotovki_detey_k_obucheniyu_gramote._.pdf281.95 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...