Консультация для педагогов. «Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»
консультация

Демидова Татьяна Витальевна

ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_samo-ti_avtosohranennyy.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности»

Подготовила: Демидова Т.В  педагог высшей категории.

ФГОС ДО как  в  основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П.2 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

П.3 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

П.4 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способен договариваться
  • может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
  • способен к волевым усилиям
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развитие ребёнка в первую очередь происходит в различных видах деятельности и культурных практиках.

Способствуют развитию самостоятельности в игровой деятельности: игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, командные игры.

В коммуникативной деятельности: использование вопросов «эвристического» или проблемного характера, «словотворчество».

В познавательно-исследовательской деятельности: игра-экспериментирование, опыты с опорой на схемы.

При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.

Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.

В музыкальной деятельности  приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений.

Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности,  как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач.

В изобразительной деятельности использование неклассических техник позволяет ребёнку проявить фантазию, творчество, способствует различным способам самовыражения,  как и игра-экспериментирование с красками.

Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.

Для инициативы необходимы личностные качества:

-  воображение

- уверенность в себе

- ориентация в социальных рамках

- способность взаимодействовать с другими

Развитию самостоятельности способствует: 

освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.

Методы:

1) Дидактическая игра;

2) Продуктивные виды деятельности.(конструирование, рисование, лепка, аппликация);

3) Самоорганизованная деятельность;

4) Трудовая деятельность;

5) Метод «проектов»;

6) Развитие коммуникативных качеств;

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе ООД;

При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности педагог, в первую очередь,  учитывает возрастные особенности детей.

2-3-хлетним детям мы предоставляем самостоятельность во всём, что не угрожает их жизни и здоровью, ненавязчиво помогаем реализовать замысел ребёнка, одобряем даже самые минимальные успехи, обогащаем среду предметами разных свойств и качеств. Воспитатель должен откликаться на просьбы ребёнка  нарисовать или слепить для него что-нибудь по его указанию.

В 3-4 года воспитатель всячески поощряет проявления детской самостоятельности, поддерживает стремление научиться делать что-нибудь самостоятельно, создавать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

Дети среднего дошкольного возраста начинают делать собственные умозаключения и задача воспитателя относиться к этому с уважением, создание условий для переодевания и ряженья, наборы атрибутов и элементов костюмов так же способствуют проявлению детской самостоятельности и инициативы. В игровой деятельности взрослый участвует только по приглашению и в качестве партнёра, но не лидера.

В старшем дошкольном возрасте очень важно одобрять желание создавать что-нибудь по собственному замыслу, осознавать полезность продукта для других. В 5-6 лет дети уже вполне могут участвовать в планировании жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.

В подготовительной к школе группе дети уже должны адекватно оценивать  результаты собственной деятельности, участвуют  в ситуациях позволяющих им   проявить собственную компетентность, продукты детского творчества постоянно презентуются детям других групп, родителям и педагогам.

Ни одно наше занятие с детьми не должно обходить без мотивационной ситуации, ситуации создания выбора: материалов, инструментов, способов и даже заданий.

Развитию детской самостоятельности и инициативы способствует организация работы детей в микросоциумах: парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки.

Использование многообразия приёмов рефлексивной оценки помогает развитию у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки. Оказывайте детям помощь только тогда, когда это действительно необходимо, чаще употребляйте выражения: «Ты сам с этим справишься, я в тебя верю», «Я чуть-чуть тебе подскажу, а всё остальное ты сделаешь сам».

Используйте приём «некомпетентный воспитатель», когда в ответ на вопросы детей мы говорим: «Я не знаю,  как это сделать». С уважением относитесь к любым продуктам детской деятельности, призывайте к этому родителей. Хвалите детей грамотно: «Как здорово ты придумал!», «Я вижу, ты очень старался». Не бойтесь дать детям больше самостоятельности и свободы, сами будьте инициативными и вы поймёте как это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"

Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...

Мастер-класс для педагогов «Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»

Простые и интересные приёмы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах....

Консультация для педагогов «Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ...

Консультация- буклет для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация- буклет  для родителей«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»...

Статья: "Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...

"Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии Лепбук"

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное, самостоятельное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, ...