Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
консультация

Мельникова Ольга Александровна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_cherez_skazku.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

           

                              Тема: Консультация для педагогов

«Нравственно - патриотическое воспитание детей

 через русскую народную сказку»

                                                         

                                                         Составила:

                                                      Мельникова Ольга Александровна

                                                      старший воспитатель

                                                          2021г

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

• добра побеждает зло;

• учат дружить;

• учат трудолюбию и взаимопомощи;

• уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших;

• помогают понять хитрость и обман;

• высмеивают жадность и зло;

• вызывают интерес к жизни русских героев;

• формирует понятие «единства всех живущих на земле людей»;

• воспитывает интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Цель нашей работы: создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Исходя из поставленной цели, мы можем определить следующие задачи:

• формировать представления детей о Родине - как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. воспитывать уважение к родным и близким людям;

• расширять представления детей об окружающем мире, на основе материала доступного пониманию детей: сказок, былин, об исторических событиях нашей Родины;

• приобщать к истокам народной культуры;

• расширять представление о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро и т. д;

• развивать речь детей, обогащать словарный запас;.

• развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

• формировать навыки культурного общения;

• воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

• формировать нравственные качества, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывая нравственно-патриотические чувства у детей дошкольников можно использовать следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т. п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

Все это помогает детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через все это формировать в себе чувство гражданственности – любить Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний ...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...

Проект патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»

Патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели....