Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности
статья

Пантелеенко Светлана Анатольевна

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности в современном образовательном пространстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_panteleenko.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.92

Психологическая безопасность образовательной среды как одно из  условий психологического здоровья личности

Пантелеенко С.А.

Благовещенский государственный педагогический университет,

г. Благовещенск

Аннотация. Данная статья посвящена психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из условий  психологического здоровья личности, которая включена  в эту образовательную среду.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность, социально-психологический климат, психологическое здоровье.

Современную школу в данное время можно рассматривать как объект высокого риска, из-за того,что  она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Поэтому  крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Образовательная среда являетс?я нетолько социальной средой человека, но и  жизненной его частью.  Каждое, учебное заведение, как социальный институт общества является субъектом безопасности, и в это?м самом заключается важность изуче?ния психологической безо?пасности личности в образовательной среде. Термин «психологическая безопасность» применим ко всем отраслям жизнедеятельности человека, поэтому образовательная среда также не является исключением [3].

Определить это можно тем, что все учебные заведения, в?ключают в себя, взрослых и семью, детей, и способны строить свою частную систему безопасности,  не только  через обучение и восп?итание, но и через решение задач развития.

На  современном этапе развития общества, оно стало  больше внимание  уделять понятию безопасности. Все изменения, которые про?исходят в  об?ществе, в особенности, переход к новой системе социально-экономических отношений и его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, создают, с одной стороны, качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненно?го пути, а с другой – оказывают воздействие, вызывающее у многих людей непринятие современной социальной ситуации [1].

Отсутствие удовлетворённости основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, педагоги, родители, дети, в этом и будет содержаться угроза психологической безопасности, так как и?менно в этом и содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Повышение психологической напряженности приводит к ухудшению психологического и социального здоровья всего общества в целом, и  все это негативно отражается на планах, целях и качестве жизни. Вот почему так важно говорить не только о физической безопасности, но и о психологической.

Что же понимают под понятием «угроза»: понимают вид психологического насилия над человеком и намерение нанести ему  физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 1?2-24 года, поэтому особое значение имеет  предупреждение насилия в среде детей и молодежи. 

Под психологической безопасностью образовательной среды  понимается  ее состояние, которое в свободном взаимодействии от проявлений  психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностном и доверительном общении, благодаря чему  создается  референтность среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Проявления пс?ихологического насилия могут быть следующие: принуждение сделать что-?либо против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение или недоброжелательное отношение публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы [5].

Во взаимодействии участников образовательной сре?ды основной у?грозой является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психологическому здоровью.

Забота о психологическом здоровье ребенка в образовательной среде предполагает: внимание к внутреннему миру ребенка (к его чувствам и переживаниям, увлечениям и и?нтересам, с?пособностя?м и знаниям), его от?ношению к себе, с?верстникам, взрослым, к окружающему миру, про?исходящим се?мейным и общественным событиям, и к ж?изни в целом. Психологическое здоровье человека является о?дним из са?мых  необходимых  условий его полноценного развития в течение всей жизни.

Психологическое напряжение и внутренний дисбаланс личности, нарушение ее психического здоро?вья и развития, можно отнести к основным внутренним угрозам на личностном уровне, а к внешним – неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образо?вательной среды, неудовлетворенность ее психо?логическим?и характеристиками [3].  

Исследования в педагогической психологии по диагностике и созданию условий для комфортного развития субъектов образо?вательного процесса крайне малочисленны [4].

Информация о психологической безопасности и ус?ловиях её обеспечения в образовательно?й среде практически отсутствует.

Служба сопровождения не оснащена программами соз?дания психологической безопасности образовательно?й среды как одного из в?ажнейших условий, обеспечивающих гармоничное л?ичностное развитие все?х её участ?ников. Существует м?ножество в?ариантов составляющих психологической безопас?ности образовательной среды и их комбинации в статье были затронуты в?нешние характеристик?и психологической безо?пасности, которые напрямую не зависят от личност?и человека, хотя и приводят ее в состояние дискомфорта.

Литература

1.Баева И. А., Во?лкова И. А., Л?актионова Е. Б. Пс?ихологическая безо?пасность обр?азовательно?й среды. – М.: Э?коном-Информ, 2009. – 248 с.

2.Барцевич В.Н. Факторы психологической среды// Психология и псхотехника. – 2012 № 6 С.61-69

3.Зеленков М. Ю. Правовые ос?новы общей теор?ии безопасности Российского госу?дарства в X?XI в. М., 200?2.

4.Колесни?кова Т. И. Л?ичность и ее безо?пасность // Ко?лесникова Т. И. Пс?ихологичес?кий мир лич?ности и его безо?пасность. – М., 2001. – С.10–1?23

5.Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

6.Соломин В. П., Шатровой О. В., Михайлов Л. А., Маликова Т. В. Психологическая безопасность. – М.: Дрофа, 2008. – 61 с.

7.Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

Пантелеенко С.А. студент 1 курс магистратура Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Дефектолог в инклюзивном образовании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Выступление-презентация "Психологические аспекты создания психологически безопасной образовательной среды"

В даной презентации рассматриваются основные угрозы психической безопасности среды, направления и приёмы работы по формированию ПБС в ДОУ....

«Игра и формирование детского коллектива как одно из условий психологической безопасности образовательной среды»

А игровой коллектив- это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку...

Презентация на тему: "Развитие эмоционального интеллекта детей, как одно из условий создания психологически безопасной образовательной среды"

В презентации рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта детей, как условие создания психологически безопасной образовательной среды....