Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коломенская Светлана Владимировна

Конспект организованной  образовательной деятельности  по

формированию у детей  интереса к русской народной культуре

 в подготовительной   группе.

«Путешествие в прошлое»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сказка»

Конспект организованной  образовательной деятельности  по

формированию у детей  интереса к русской народной культуре

 в подготовительной   группе.

«Путешествие в прошлое»

Цель:  Формирование интереса к русской народной культуре и любовь  к традициям русского народа.

Задачи: 

  1. Образовательные задачи.

- Закрепить знания о  старинных русских именах.

- закрепить представления детей о быте русского народа в старину (в разные временные периоды)

2. Развивающие задачи.


- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений  о традициях  русского народа.
- Расширять кругозор и словарный запас детей.

-Расширять  творческое воображение, мышление, в процессе продуктивной деятельности.

- Развивать умение анализировать свою деятельность.

- Формировать умение устанавливать партнёрское  взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

3. Воспитательные задачи.

- Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
- Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативно - продуктивная.

Материалы и оборудование:  презентация,  предметы старены; аудиозаписи  голоса и песня «Березонька», сундук – лапти, сарафан, чугунок, венок из березовых веток, лампа, кокошник; береза и ленты; для украшения – доска, барышня, ложка,  ваза; стульчики – «Машина времени».

Слайд 1

Воспитатель: Мне сказали, что вы очень добрые, умные,   дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами и пригласить в путешествие на МАШИНЕ ВРЕМЕНИ

Слайд 2:

 -  Вот на такой машине времени.

Отправимся с вами в прошлое. Мы узнаем, чем занимались  наши предки - русские люди, какие были у них традиции, обряды,  рассмотрим уже знакомые вам вещи и предметы.

(Согласны?)

 -Вперед, садимся в машину времени. ( Дети садятся в машину, построенную из стульчиков)

   ( Запись голоса « Я приветствую вас на борту  сверхскоростной

 Машины времени, пристегните ремни для безопасного полёта.  Что бы завести двигатели  необходимо ответить на вопросы, которые находятся в   конверте, за первым сиденьем)

  • Как называется наша страна,  в которой мы живём (Россия).

Замечательное слово, доброе и хорошее.

  •  Славные люди живут в нашей стране,  а людей, которые, живут в России  как называют (русские, россияне)
  •  А в каком городе вы живете?  (Топки)

Гул мотора  (дети вращают руками перед грудью)                                                                  Слайд 3   (звучит мелодия, на её фоне воспитатель читает стихотворение)

Воспитатель:

-Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы России,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель:-  Ребята, когда- то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название Россия.  Похожи эти названия? ( Русь - Россия)

Приземляемся, расстёгиваем ремни, выходим.

Слайд 4: - Посмотрите, кто  нас встречает. Юноша и девушка в русских костюмах.

Голос:  -Здравствуйте, люди добрые!  Низкий вам поклон!

Воспитатель:  Какие интересные люди! И одеты чудно, и здороваются по особенному.

 Давным-давно, когда еще мы не родились,  на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

К девушкам на Руси обращались  «красно девица» , а к юношам « добрый молодец»

Воспитатель: -  Как вас звать  красно девица, добрый молодец?

Слайд 5:   Голос  

- Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца  Иванушка - свет Васильевич.

Воспитатель: - Какие имена ласковые, чисто русские.

Воспитатель. - А теперь давайте  познакомимся друг с другу так.

 

Поиграем в игру: - Кому колечко в руки  упадет – тот свое имя ласково назовет

  Как вас звать, красная девица  (добрый молодец)?

Воспитатель: -  За что ни возьмётся русский человек, всё делает скоро да ладно, вкладывая свою душу и умение, создавая своими руками различные изделия.

Слайд 6: -   Посмотрите,  нам  Марьюшка   приготовила интересные изделия и оставила записку, давайте ее прочитаем:

« Вы загадку отгадайте, и о промысле узнайте»  (обговорить,  каждую картинку – узоры, завитки, краски и т. д.)

          Загадки о промыслах (4 промысла)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.                                                                                                                           (Гжель) Слайд 7

Слайд 8

Листья, ягодки, цветочки,

Стебельки и завиточки,

Здесь, хозяин, цвет такой:

Черный, красный, золотой.

(Хохлома) Слайд 9

Слайд 10

Все игрушки не простые,

Но, представьте, расписные.

Кружочки и клеточки

На белой салфеточке.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(Дымково)  Слайд 11

Слайд 12

Скачут кони по дощечкам

Или птицы к нам летят,

А вокруг узор цветочный

Расцветает, будто сад.

(Городец)     Слайд 13 

         

Воспитатель:-  Ребята, а вы хотите стать народными мастерами?

Давайте вместе  поможем Марьюшке  украсить ее изделия. Проходите в мастерскую.

Будем работать по двое в паре.

   - Кто будет украшать Дощечку городецкой росписью. Машенька ты с кем бы хотела поработать

  -  Кто хочет создавать  Гжельский  узор?

   - Дымковская Барышня  на Светочку с Леночкой смотрит, вы хотите поработать вместе,

   -  хохломская  посуда засияет в руках у Пети, Васи.

   - Маша ты можешь помочь  Саше, а я помогу  Даше.

Приступаем к работе.         Заканчиваем нашу работу.

Воспитатель: - Какие мы молодцы, давайте полюбуемся красотой,  которую мы создали.   Устали мои мастера.                                                                                                               Воспитатель:   -   Давайте сядем рядком, поговорим ладком.

Слайд 14   Голос Иванушки   « Вы сундук наш открывайте, и скорее отвечайте »

Воспитатель:  - А сейчас Иванушка с нами хочет поиграть.                                      Воспитатель: -  Открываем  сундук, достаём  вещи и рассказываем о вещах. Что за вещь такая?

Лапти:  старинная обувь, которую плели из коры берёзы, носили и зимой и летом.

       Раньше были лапти, а сейчас какую обувь носят?

 Кокошник  – это головной убор,  который девушки одевали на праздник.   А сейчас какие головные уборы носят люди?

Лампа  -   необычный чудный предмет. Как вы думаете что это?

Раньше света не было в домах, зажигали свечи, лучины, лампы.  А сейчас с помощью чего освещают дома?

Сарафан –  чудный, красивый, нарядный.  Их носили девушки и девочки.  

Чугунок – а это что за необычный предмет? Как вы, думаете, для чего он нужен? А сейчас в чем готовят?

Воспитатель: - Давайте все сложим в сундук, наведём порядок

  Посмотрите ребята в сундуке венок из берёзовых веточек.

Слайд 15 с изображением празднования (Зеленых Святок).

 Воспитатель: - На  Руси  отмечали народный праздник (Зеленые Святки),  он был посвящён началу появления зелёной растительности, созревания трав.  Многие обряды этого праздника были связаны с берёзкой, которая считалась одним из наиболее почитаемых, полезным для человека деревом.  Сейчас мы подойдем к березке. А как вы думаете, почему березка считалась полезным деревом?  А в этом нам помогут картинки – загадки, которые лежат под березкой. Давайте  с вами порассуждаем. Что у вас изображено на картинке.  Как это связано с березкой?                                                                                                                                       1. Из прочной древесины берёзы,  что можно сделать?  (изготавливали мебель).                            2. Кару дерева называют  береста. Что можно сделать из бересты? Из бересты делали украшения, обувь, посуду.                                                                                                                     3. Посмотрите,  какие почки, листочки у нашей берёзки, чем же они полезны?

Своими почками да листочками березка людей лечит, в бане веничком парит.                    4. В туесах из бересты мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.                           5. Когда не было бумаги, писали на бересте. Сколько пользы приносила людям « Берёзка».

 

  Слайд  16   с изображением традиционного хоровода вокруг березы, украшенной разноцветными лентами. 
Воспитатель: - Во время праздника (
Зеленые Святки) водили хороводы вокруг берёзы, играли, пели песни.  Давайте поиграем в игру « Берёзка»

Подвижная игра "ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА"                                                           Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок. Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей. Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

  Воспитатель: - По старинному обычаю, украшали  берёзку ленточками, «заплетём ей косы..», оставляли  о себе память,  чтобы вернуться опять в это место,

- Предлагаю сейчас нам последовать этой доброй традиции для, того, чтобы нам вновь встретиться.


Рефлексия. 
-  Кому из вас путешествие по древней Руси  понравилось, тот пусть завяжет ленточку красного цвета,  а кому   нет,  пусть завяжет ленточку темно синего цвета. 

Вот какая красивая берёзка у нас стала!

Слайд 17

Воспитатель: -  Нам пора возвращается. Давайте попрощаемся с  Марьюшкой  и  Иванушкой,  на Руси когда прощались, говорили:  «Приходите в гости»!  давайте и мы, скажем «Приходите в гости»! 

Воспитатель: - Садимся в машину.

Слайд 18  Запись голоса:  пристегните ремни,  обратный отсчёт    (10,9,8…..)                

 Слайд 19    Музыка.  

Воспитатель:- Выходим , прилетели.

Воспитатель:   -Я обратило внимание, что на берёзке были одни красные ленточки, значит, путешествие вам понравилась?

Беседа с детьми:

Воспитатель: - Куда же мы с вами путешествовали?

- Кирилл: Чем больше всего тебе понравилась заниматься,  (понравилось быть мастерами,  создавать изделия?)

     - Миша:   Что же интересного было в сундуке? Какой предмет тебе больше всего понравился?

-  Оленька:  Что ты узнала про   праздник  «Зелёных Святок»?

 ( праздник появления зелёных растений).

- Какое дерево считалось символом России, его оберегали, заплетали косы.

Воспитатель: - А мне очень приятно было общаться с Марьюшкой и Иванушкой, очень добрые, гостеприимные ребята.

Воспитатель:  -    Мы хотели с вами узнать, что-то новое, познакомится с интересными людьми, вещами

 « Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале нашего путешествия?».

  Я вам хочу на память подарить талисман « браслеты дружбы», чтобы вы всегда помнили о друзьях, заботились о близких и родных людях и не забывали, что Дружба – основное богатство русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, историческим ценностям и героическому прошлому отечества».

Тема доклада:«Гражданско -  патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»....

Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)

конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Русские народные игры" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с русскими народными играми.Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Народная культура и традиции, путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры.Развитие интереса к познанию нового материала....